Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:28, реферат
Марксизм - это философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Марксизм - это передовая научная теория для своего времени, всколыхнувшая весь мир.
Ни для кого не секрет, что в последнее время марксизм не обладает тем непререкаемым авторитетом, которым он обладал несколько десятилетий назад. Более того, в современном мире марксизм почти подвергнут забвению, не вызывает интереса у философов, престиж его сильно пал.
Введение
Формирование марксизма
Общая структура марксизма
Марксизм и философия
Проблемы изложения философии марксизма
Философия марксизма
Заключение
Литература
В изложении философии марксизма в литературе встречаются, например следующие наиболее существенные противоречия.
1) С одной стороны утверждается, что существует один основной вопрос философии – об отношении сознания к бытию, в плоскости которого решаются все проблемы (проблема причинности, проблема отражения, проблема развития и др.). С другой стороны считают, что в марксистской философии, кроме основного философского вопроса, имеется множество других философских вопросов (вопрос о сущности, вопрос о необходимости, вопрос о закономерности)
2) Признается, что марксистская философия есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Что только свойственные этим трем областям общие законы составляют предмет ее исследования. Вместе с тем, вопреки этому, при рассмотрении философских проблем включаются такие проблемы, которые совсем не охватывают всех вышеназванных областей, а только одну из них (классы, классовая борьба – относятся только к обществу; формы движения (механическая, биологическая) – относятся только к природе)
3) С одной стороны принято считать, что в марксистской философии все проблемы, в том числе и проблемы исторического материализма, освещаются именно диалектико-материалистически. То есть вся философия признается диалектическим материализмом. С другой стороны, пишут, что исторический материализм не включается в диалектический материализм, что диалектический материализм – это не вся марксистская философия, а только одна часть ее.
4) С одной стороны, диалектический материализм определяется как наука о наиболее общих законах развития общества, то есть о таких законах, которые присущи не той или иной стороне общества и не той или иной эпохе его, а всем сторонам и всем эпохам. С другой, в содержание исторического материализма мы включаем вопросы никак не характеризующие общество в целом или все эпохи развития его, а лишь некоторые (например, диктатура пролетариата, классовая борьба).
Таким
образом необходимо дать ответ на те вопросы,
по которым существует путаница в утвердившемся
изложении марксистской философии.
Философия марксизма
Однако,
путем простого упразднения термина
«философия» еще совсем не уничтожается
сама философия. Если рассмотреть первый
этап развития марксистской теории (примерно
до 1848 года), то можно увидеть следующую
картину. Марксизм в его первой форме проявления,
которую он по существу сохранил неизменной
до позднейшего времени, несмотря на весь
отказ от философии, представляет собой
насыщенную философским мышлением теорию
общественного развития, рассматриваемого
и понимаемого, как живое целое. На этой
ступени, не поднимается вопрос о подразделении
экономических, политических и духовных
моментов этого живого целого на отдельные
науки.
Предмет марксистской философии
Прежде всего в нaшeй литературе оказался запутанным, если не сказать ошибочно решенным, вопрос о предмете и содержании марксистской философии.
Вообще, предмет любой философии – это отношение сознания к бытию. Философия занимается не изучением просто бытия и не мышления отдельно, но именно отношения сознания (мышления) к бытию. Ее призвание – выявлять, как связаны между собой сознание и материя.
Ошибочным является утверждение, будто предмет исследования марксистской философии принципиально отличен от предмета исследования прочих философских учений. Конечно, марксистская философия принципиально отлична от других философских учений. Но отсюда совсем не следует, будто это различие надо искать именно в предмете, который она изучает.
Подобно
другим философским учениям
Рассмотрим природу исследуемого марксистской философией отношения сознания к бытию. Марксизм говорит, что бытие — явление, конечно, объективное, не зависящее от воли и сознания человека, оно первичное. Сознание же, напротив, — явление субъективное, зависящее от воли человека и направляемое последней, оно вторичное. Таким образом, сфера сознания и бытия есть сфера одновременно и субъективного и объективного, в ней наряду с объективным есть и субъективное. Но само отношение одного к другому не являются субъективным. Не человек определяет данное отношение по своей воле и желанию, оно от человека не зависит. Человек может только познавать отношение сознания к бытию, мышления к материи, но не устанавливать, не создавать его. Причем отношение сознания к бытию так же древне, как и сам человек (под сознанием мы понимаем здесь только человеческое сознание). Столь же старо и осознание этого отношения человеком, хотя в начале оно было весьма примитивным. Философы лишь теоретически обобщают данные, вырабатываемые всеми людьми, формируют философские взгляды, то есть придают им теоретический, научный вид.
Таким
образом, марксистская философия подобно
любой другой философской теории
решает основной вопрос философии, вопрос
об отношении мышления и бытия. «Великий
основной вопрос всей, в особенности новейшей,
философии,— писал Ф. Энгельс,— есть вопрос
об отношении мышления к бытию». Эти слова
Ф. Энгельса относятся и к марксистской
философии. Следовательно, по предмету
своего исследования марксистская философия
ничем не отличается от других философских
учений. Она решает сложные и многообразные
проблемы отношения сознания к бытию,
психического к физическому, причем отношения
как применительно к природе, так и обществу.
Содержание марксистской философии
Однако хотя марксистская философия по своему предмету исследования ничем не отличается от других философских учений, это совсем не значит, что и подход ее к этому предмету такой же, как у других философских учений. Как раз наоборот, ее подход к предмету исследования качественно отличен от подхода всех прочих философских учений.
Подход философской системы к решению философских вопросов, ее система идей, понятий, формулируемые ею проблемы, их решения, принципы, законы формируют содержание философии. Содержание конкретных философских систем – это и есть то, чем философские системы отличаются друг от друга.
Принципы - это основные исходные философские положения, лежащие в основе всех других (не основных) философских положений. Они определяют направление и общий способ разрешения конкретных философских проблем, указывают путь правильной их постановки, методы исследования, аргументации и т. д. Как правило, таких принципов в каждой философской системе немного. Число их обычно не превосходит всего нескольких единиц. Принципы философии — это в первую очередь коренные ответы па основной вопрос философии с двумя его сторонами: 1) что чему предшествует, что первично: материя или сознание? и 2) познаваем ли объективный мир с помощью мышления или не познаваем?
Применительно
к марксистской философии в качестве
ее принципов можно было бы выдвинуть,
нисколько не претендуя на полноту,
следующие положения: 1) принцип первичности
материи и вторичности
Законы философии тоже отличаются своим общим характером, общим значением. Это такие положения, которые имеют силу для многих явлений отношения сознания к бытию (собственно, для всех явлений этого отношения). В отличие от философских принципов философские законы носят менее общий и менее устойчивый характер. В каждой данной философской системе они могут развиваться не только качественно, но и количественно. По количеству их всегда больше, чем философских принципов. Соотношение между философскими принципами и законами таково: законы вытекают из принципов, соответствуют им, а принципы лежат в основе законов. Философские законы являются своего рода конкретизацией философских принципов.
Выше сказано, что согласно марксистской философии одной из особенностей отношения сознания к бытию является его объективный характер. Данное отношение невозможно по воле и прихоти человека ни изменить, ни заменить каким-то другим отношением. Другая особенность данного отношения выявляется в его закономерном характере. Отношение сознания к бытию не случайно и не хаотично, оно закономерно и упорядочено, В нем, этом отношении налицо общие, необходимые и существенные связи.
Задача
и цель марксистской философии заключается
в том, чтобы раскрыть законы отношения
сознания к бытию, мышления к материи,
психического к физическому. И она действительно
раскрывает данные законы. Марксистская
философия устанавливает закон вторичности
сознания и первичности материи, она фиксирует
зависимость сознания от материи, утверждая,
что сознание всегда есть продукт, функция
высокоорганизованной материи. В марксистской
философии раскрывается и характер связи
сознания и бытия, как связи отражения,
а также другие законы.
Заключение
Маркс
Литература