Марк Туллий Цицерон

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:17, реферат

Краткое описание

Задачи работы: показать политические взгляды Цицерона в разные периоды Римской империи, проанализировать его приверженность республиканскому строю, рассказать о его борьбе с противниками республики, раскрыть личность Цицерона.

Оглавление

1. Введение
. Основная часть
*1 Биография Цицерона
*2 Приверженность Цицерона республике
*3 Государство по Цицерону
*4 Ораторское искусство Цицерона
*Заключение
*Список литературы

Файлы: 1 файл

Цицерон реферат.rtf

— 241.23 Кб (Скачать)

 

Философия

 

Реферат

 

«Марк Туллий Цицерон»

 

 

 

Выполнила:

Сурникова Таисия Павловна

Ученица группы К-33

 

 

Цицерон как оратор республиканского Рима

 

 

Оглавление:

1. Введение

. Основная часть

*1 Биография Цицерона

*2 Приверженность Цицерона республике

*3 Государство по Цицерону

*4 Ораторское искусство Цицерона

*Заключение

*Список литературы

 

 

*Цель работы: раскрыть отношение Цицерона к республике

 

Задачи работы: показать политические взгляды Цицерона в разные периоды Римской империи, проанализировать его приверженность республиканскому строю, рассказать о его борьбе с противниками республики, раскрыть личность Цицерона.

 

Введение

 

Не ты ль учил: любовью жизнь богата;

Не роскошь нас, а дружба приютит;

Мудрец Филону предпочтет Сократа,

А Фидия - забавам Афродит?!

Но где ж тот Рим?

Какой была награда?!

Глава твоя - у римских ростр торчит…

В. Б. Миронов.

 

Марк Туллий Цицерон - великий древнеримский оратор и политический деятель. Его слава не угасает на протяжении многих веков. Он известен как превосходный оратор, политик, философ и писатель. Его труды, такие как «Оратор», «О государстве», «О законах» и другие, имеют актуальность и в наше время. Его гражданственность, патриотизм и приверженность демократии привлекают даже современных людей.

Профессор Ф.Зелинский писал, что Цицерон «…самая богатая из всех завещанных нам древним миром личностей». Биография и деятельность Цицерона представляют большой интерес. Он был весьма противоречивой личностью. Зелинский, видевший в Цицероне наиболее сложную и всеобъемлющую личность Римской империи, выделял шесть важнейших сторон деятельности:

1) собственно государственная деятельность Цицерона;

2) Цицерон как личность;

3) Цицерон как писатель;

4) Цицерон как оратор;

5) Цицерон как философ;

6) Цицерон как учитель последующих поколений.

В данном докладе предстоит рассмотреть более подробно лишь политические взгляды Цицерона, его отношение к государственному строю Римской империи.

Известно, что Цицерон был ярым сторонником республики, не признающим никакого другого государственного строя. Но на самом деле это не совсем так. При всех его словесных поклонах и хвале республиканизму, он и сам «имел склонность к цезаризму». Эта очевидная двойственность его натуры объясняется как врожденными качествами, так и условиями, в которых ему приходилось действовать, бороться и работать. С другой стороны, возможно, именно противоречивый и очень неоднозначный характер личности Цицерона и делает ее столь привлекательной.

Авторы, рассматривающие данную тему, придерживаются похожих точек зрения. Роль Цицерона в развитии республики очевидна. Но, в то же время, даются не совсем однозначные оценки его политической деятельности. Цицерон был первым из тех людей, которые в истории были «то поддержкой государства, то творцами революции, юрисконсультами, публицистами в языческой империи». Цицерон мог совершать крупные политические ошибки, но его политическая роль тем не менее приравнивается к роли Цезаря. Цицерон много сделал для своего отечества и, несмотря ни на что, всегда считался истинным патриотом. Для Рима он стал примерно тем, чем были «Пушкин для России, Гёте для Германии, Данте для Италии» (Г. Кнабе).

Цицерон - человек талантливый, широко образованный, обладающий острым умом и замечательным даром слова, но вместе с тем болезненно честолюбивый, мелочно тщеславный, безудержно хвастливый, нерешительный, легко и при малейшей неудаче падающий духом, поддающийся чужим влияниям и мнениям, лицемерный, лживый и, наконец, даже трусливый. Так он характеризовался как человек. Нам более привычен его несколько идеализированный образ. Но, следует заметить, что личные качества также повлияли на политические убеждения Цицерона. Возможно, будь он более решительным и твердым, в Римской империи торжествовал бы идеальный для Цицерона строй.

Таким образом, личность и политические взгляды Цицерона заслуживают особенного внимания. Еще не одно поколение людей будет проявлять интерес по отношению к Цицерону. Его имя будет существовать вечно.

 

      *Биография Цицерона

 

Марк Туллий Цицерон родился 3 января 106 г. до н. э. вблизи города Арпина. Его отец происходил из сословия всадников. Когда Цицерону было 7 лет (по другим источникам 15), отец переехал в Рим, чтобы дать двум своим сыновьям достойное образование.

То, что Цицерон являлся не коренным римлянином, а переселенцем, из тех, кого римляне называли «новые люди» (homines novi), повлияло на его карьеру. Такие люди хотели любым способом возвыситься, стать известными. Цицерон мечтал стать консулом. Он неоднократно говорил впоследствии, что его юность была целиком отдана занятиям, что он посвящал им «дни и ночи» напролет. Цицерон изучал риторику, философию и право. Как раз в юности Цицерон написал свой первый «научный труд» - учебное пособие по риторике, называемое обычно «О подборе материала» (правда, позже Цицерон отзывался о нем как о «произведении незрелом и незавершенном»). Цицерон упорно стремился сделать хорошую карьеру и готов был приложить к этому все усилия.

Первая из дошедших до нас судебных речей Цицерона была произнесена в защиту некоего Публия Квинкция, который был шурином актера Росция, бывшего в свою очередь в близких отношениях с Цицероном ( 81 г.). Участие Цицерона в данном процессе и защита Квинкция имели определенное значение для его дальнейшей карьеры. Цицерон был вынужден с самого начала искать покровительства какой-либо знатной римской фамилии. Его наставник в области декламации Росций был вольноотпущенником семьи Росциев - представителей муниципальной аристократии. В свою очередь семья Росциев была довольно тесно связана с Метеллами - одним из знатнейших и влиятельнейших римских родов. Все эти связи и взаимоотношения, несомненно, учитывались Цицероном и были для него далеко не безразличны. Исход этого дела доподлинно неизвестен, но, вероятно, Цицерон этот процесс выиграл, потому как в следующем году он защищал на суде уже члена рода вышеупомянутых Росциев. И этот процесс был куда более громким, чем дело Публия Квинкция, потому что в нем был замешан Хрисогон - приближенный Суллы, диктатора того времени. Цицерон, испугавшись за свою жизнь, пытался не вмешивать в это дело Суллу, всячески выгораживая его. Однако опасность все же была. Некоторые ученые считают, что защита Росция не подвергала Цицерона никакой опасности. Скорее всего, это не так. Несмотря на то, что речь на суде и оправдание Росция принесли Цицерону огромную славу, он предпочел уехать из Рима, опасаясь мести Суллы и его приближенных, а совсем не из-за плохого здоровья и советов врачей (версия Плутарха).

Цицерон отсутствовал два года. За это время он посетил Афины, Малую Азию и Родос. Там Цицерон получил много новых знаний. Вернулся в Рим он только после смерти Суллы. Однако заниматься государственными делами он не спешил, заняв на время выжидательную позицию. Однако в 76 г. Цицерона избирают квестором. Это можно рассматривать как начало его общественно-политической карьеры. Он отправился в Сицилию и заслужил там известность и любовь местного населения. Но жажда большей славы привела Цицерона обратно в Рим. Он стал как можно чаще появляться на людях, выступать на Форуме, в судах. В этот период Цицерон блестяще выиграл процесс Верреса (5 речей, написанных для этого процесса, сохранились до сих пор и представляют особенную ценность). После этого Цицерон был избран претором. Теперь оставалось не так уж много до достижения им консулата. Правда, для него -чужака, пришельца, «выскочки», эта задача была вовсе не простой и нелегко достижимой. Тем более что его популярность как адвоката не могла компенсировать крайнюю нечеткость и неоформленность его политической позиции. Он попросту не имел еще твердой репутации политического деятеля. Его политическая позиция была достаточно осторожной, «средней», а потому и достаточно неопределенной. А это было плохо для его карьеры. Цицерон прекрасно это понимал, и поэтому неожиданно принял решительный и удачный ход - открытое публичное выступление в поддержку Помпея. Помпей был в те годы наиболее популярной фигурой среди военных и политических деятелей Рима. Его успешные действия и победа над средиземноморскими пиратами в 67 г. сделали его буквально кумиром римской толпы. Поддержка Цицероном Помпея заключалась в том, что Цицерон выступил на Форуме с речью в защиту законопроекта трибуна Манилия. Это была первая чисто политическая речь знаменитого оратора. Суть дела сводилась к следующему: римляне вели затянувшуюся войну с понтийским царем Митридатом (к которому позже присоединился армянский царь Тигран) под командованием Лукулла, но после крупной победы римские войска вновь стали терпеть неудачи. Именно в этой ситуации народный трибун Гай Манилий внес предложение о передаче верховного командования в затянувшейся войне Гнею Помпею. По этому законопроекту Помпей получал неограниченную власть над всем войском и флотом на Востоке и права наместника во всех азиатских провинциях и областях вплоть до Армении. Эта речь имела достаточную убедительность и, без сомнения, закон Манилия утвердили.

В 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом. Это была его первая настоящая победа. Его главный соперник Катилина выступал за революционные преобразования в том случае, если его изберут консулом, но римляне воспротивились этому и отдали свои голоса за Цицерона. Однако после поражения на выборах Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Он выступил со знаменитыми Четырьмя сенатскими речами против Катилины, которые до сих пор славятся как образец ораторского искусства, и этим вынудил Катилину бежать из Рима. Его сообщники ,по решению Цицерона, были казнены. После этого начался расцвет карьеры Цицерона. Его стали почитать, а Катон даже назвал его «отцом отечества». Однако не все было так гладко. Вот что пишет Плутарх: «Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей».

Тяжелые времена для Цицерона настали после образования Первого Триумвирата, в который входили Юлий Цезарь, Помпей и Красс. Каждый из них старался привлечь Цицерона на свою сторону, видя в нем хорошего союзника. Однако Цицерон, поколебавшись, в итоге отказался поддерживать кого-либо из них, мотивируя это предпочтением остаться верным идеалу Республики. Обеспечить себе безопасность у Цицерона не получилось. Его неопределенная позиция оставила его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун , невзлюбивший Цицерона с тех пор, как тот дал против него показания на судебном процессе. Клодий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия (сторонников Катилины) . Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Но в 57 г. Помпей прогнал Клодия с Форума (причиной тому стали нападки Клодия на Помпея) и вернул Цицерона из изгнания.

После смерти Красса противоречия между Помпеем и Цезарем обострились. Вопрос уже стоял не о сохранении Республики, а о том, кто будет императором. Цицерон не поддерживал ни Цезаря, ни Помпея, считая, что оба варианта «плачевны для государства». Когда началась гражданская война, он, опять после долгих колебаний, принял сторону Помпея. Впрочем, Цицерон не скрывал своего скептического отношения к замыслам Помпея и, в итоге, отказавшись возглавить его войско в битве при Фарсале и поссорившись с Помпеем Младшим, обвинившим его в предательстве, перешел на сторону Цезаря. В этом поступке хорошо проявляется характер Цицерона - переменчивый, лицемерный и лживый. Цицерон не имел твердой позиции, постоянно колебался, и в итоге ему от этого не было никакой пользы.

Во время правления Юлия Цезаря Цицерон отошел от государственных дел, занимаясь философией. Он не мог примириться с установлением диктатуры, однако в начале правления Цезаря Цицерон считался его сторонником, и даже голосовал за присвоение ему «чрезвычайных полномочий». Но потом, видя, что Цезарь желает завоевать весь мир, Цицерон стал его противником и, по некоторым версиям историков, возглавил заговор против Цезаря. Существует такая версия, что, убив Цезаря и подняв окровавленный кинжал, Брут воскликнул: «Цицерон». И поздравил его с восстановлением свободы. Это вполне похоже на правду, так как Цицерон в письме Аттику говорил, что «не смог насытить свой взор зрелищем заслуженной гибели тирана». Он писал вслед за Платоном, что душу тирана может излечить только смерть. Однако ожидания Цицерона оправдались не полностью: гибель лишь усилила привязанность толпы к Цезарю. Его по-прежнему любили и поддерживали. По этому поводу Цицерон с горечью воскликнет: «О, всеблагие боги, тиран мертв, но тирания жива!» И вновь Цицерон ведет себя странно: после убийства «тирана» он так и не объявился в стане заговорщиков, только одному из них отправив записку.

С 44 г. до н.э. Цицерон вновь возвращается в политическую жизнь. Борьба за власть развернулась вновь - теперь уже между Марком Антонием и Октавианом, наследником Цезаря. Цицерон теперь открыто поддерживал Октавиана, надеясь с его помощью добиться власти. В Марке Антонии он видел своего личного врага и с первых же дней начал выступать против него с оскорбительными и гневными речами, назвав их «филлипиками». Однако Октавий, придя к власти не без содействия Цицерона, заключил с Антонием и Лепидом союз, образовав Второй Триумвират. Антоний был настроен решительно против Цицерона, поэтому добился того, чтобы имя оратора было включено в списки обреченных на смерть. Октавий согласился с этим и включил Цицерона в число первых семнадцати человек, объявленных вне закона.

Цицерон был убит при попытке к бегству 7 декабря 43 г. до н.э. Когда он увидел догоняющих его убийц, то сам приказал рабам остановиться и высунул из-за занавеси голову, подставляя ее под нож убийцы. Примечательно то, что раб по прозвищу Филолог, которого Цицерон учил и воспитывал, указал солдатам путь его бегства, а центурион Геренний, которого он когда-то спас от обвинений в отцеубийстве, хладнокровно убил великого оратора.

последовательности в борьбе с тиранией, поскольку ориентировался на Октавиана. Однако нет смысла сейчас судить его -он «своим трагическим и полным достоинства концом искупил все свои прошлые прегрешения».

 

*Приверженность Цицерона республике

 

Как уже было сказано, Цицерон был приверженцем республики. Он любил ее как «мудрое уравновешенное единение аристократических начал, проникнутых духом эллинской образованности». Он мечтал о крепкой республике, управляемой законами и достойными правителями (именно поэтому он поддержал в борьбе за власть Октавиана, считая именно его достойным правителем), основанной на «заветах предков». Свои идеи Цицерон готов был отстаивать, как истинный патриот. Например, когда Катилина пытался захватить власть в Риме и сокрушить республику, Цицерон объявил Катилину «врагом римского народа». Почти то же самое случилось и по отношению к Юлию Цезарю. Когда Цицерон почувствовал в нем угрозу Республике, то вынужден был избавляться от «тирана» физически, руками заговорщиков. Так или иначе, Цицерон считал Римскую империю именно «народным достоянием». Ведь «народным» его можно назвать только в том случае, если оно не находится в руках одного человека или одной группы. Как показывает опыт истории, плоха как власть толпы, так и власть одного. Поэтому Цицерон и был против монархии и тирании.

Истинным защитником прав народа Цицерон быть не мог. Да, он - приверженец республики, но консервативного типа. Он борется против старой партии аристократов, но сам стоит на позициях богачей. Но и их власть не может быть лучшей для народа. Она ведет лишь к бесчестью, так как «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими». А Цицерон - это политик, который отстаивал интересы горстки римской знати и элиты. Так или иначе, но к богатым он относился намного лучше, чем к «черни». Цицерон, будучи сильным оратором, смелым политиком и ярким писателем, сумел создать «величественный миф» о римской республике, но в этом он не убедил простой народ Рима, несмотря на то, что действовал с большим убеждением.

Информация о работе Марк Туллий Цицерон