Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:30, реферат

Краткое описание

Задачи:
Рассмотреть жизнь и основные положения творчества Макиавелли Н.
Изучить основные положения макиавеллизма
Цели:
Понять мировоззрение Макиавелли с помощью его основных философских положений.
Выявить систему свойств человека, склонных к «макиавеллизму».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Макиавелли Н. как мыслитель эпохи Возрождения……………….4
Биография Н. Макиавелли………………………………………….4
Жизнь и творчество Макиавелли ... ……………………………….5
«Государь» и политика Макиавелли……………………………….7
Глава 2. Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения……..13
2.1. Понятие макиавеллизма. Основная политическая мысль………....13
2.2. Главные психологические составляющие макиавеллизма
как черты личности……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

научка.docx

— 58.31 Кб (Скачать)

Рассматривая религию как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, всецело подчиненную целям политики. Не политика на службе у религии, а религия на службе у политики - такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства. 
В противоположность католическим богословам, стремившимся подчинить учение о праве и государстве христианской этике, Макиавелли уделял политику от морали. Политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из св. писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был громадным шагом вперед в развитии политико-правовой теории. 
 В произведениях Макиавелли политика не только отделялась от морали, но и противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, постыдном и похвальном, человечном и бесчеловечном, позорном и почетном.      Макиавелли стремился обосновать несовместимость политических правил и элементарных норм морали и их принципиальную противоположность. 
 Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман. "Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... - поучал Макиавелли. - Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков". Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому "макиавеллизм" стал символом политического коварства. Камнем преткновения для теоретиков явились именно «макиавеллизм» и его оценка.      Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные положения жизни и творчества философа эпохи Возрождения Никколо Макиавелли.

 

 

 

Глава 2. Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения

2.1. Понятие «макиавеллизма». Основная политическая мысль

Макиавелли́зм  — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном1; «для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство»2. Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварство, вероломство3, приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В дальнейшем этот стереотип поведения был исследован в психологии как феномен, и термин был использован как совокупное обозначение соответствующих личностных характеристик, уже вне связи с политикой.          В политологическом контексте термин «макиавеллизм» обычно ассоциировался с изложенными в книге Макиавелли «Государь» идеями о жёсткой, централизованной власти, ориентирующейся в своих решениях прежде всего на благо государства, как его понимает холодный рассудок, а не на морально-этические нормы.         Нельзя при этом упускать из вида, что лучшей формой государства Макиавелли считал республику4. При том, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требовала установления единовластия, Макиавелли был убеждён, что только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Именно для упрочения этого государства он и допускал любые средства — насилие, убийство, обман, предательство.    Сопоставление трудов самого Никколо Макиавелли с работами и делами других авторов его эпохи «склоняет, однако, к мнению, что сам Макиавелли в этом отношении не отличался от своих современников. В наш век довольно трудно воспринимаются рекомендации относительно того, например, кто должен быть истреблён после захвата территории. Однако для средневекового читателя это было в порядке вещей. Если мерить современными мерками, то и авторов Ветхого Завета можно было бы обвинить в симпатиях к геноциду»5.       В системе массовой информации «макиавеллизм» нередко преподносят упрощённо, отождествляя его с принципом «цель оправдывает средства».  В научных6 и публицистических7 трудах по политологии макиавеллизм ставится в контекст манипуляции массовым сознанием — одной из разновидностей форм и способов господства и управления общественно-политическими процессами в обществе.     «Макиавеллизм» является одним из понятий, характеризующих отношение к другому человеку как к средству, которым можно пренебречь в погоне за личным благом.         Данное философское учение далеко не тождественен учению Макиавелли. Известно, что в богатом, ярком, многогранном, но не систематизированном должным образом учении Макиавелли содержатся положения, которые в последующие четыре с половиной века получили противоречивую интерпретацию.         Исторически термину «макиавеллизм» предшествовал термин «макиавеллист», который, как считают, впервые в печатном виде появился в 1581 году в произведении французского политического писателя Н.Фрументо «Финансы», а затем в 1589 году в Англии в одном из трактатов Т. Нэша. В XVII веке начали употреблять термин «макиавеллизм», а итальянский социалист-утопист Т. Кампанелла написал сочинение под названием «Антимакиавеллизм».         Содержание понятия «макиавеллизм» формировалось и видоизменялось на основе отдельных положений из произведений флорентийского писателя, их толкований и последующих напластований на них идей многих мыслителей. В данном контексте наиболее интересным представляется такое его произведение, как «Государь», посвящённое Лоренцо деи Медичи. Здесь, выступая в качестве советчика для правителя, желающего продержаться на своём месте долго и успешно, Макиавелли допускает во имя великих целей возможность пренебрегать законами морали и применять любые средства, быть может жестокие и вероломные, в борьбе за власть. «Все вооружённые пророки одержали победу, все безоружные погибли», - пишет Макиавелли.         В случае с флорентийским мыслителем, приписываемые ему взгляды зажили самостоятельной жизнью и обросли такими легендарными ответвлениями, как «макиавеллизм», «антимакиавеллизм». Так, в макиавеллизме как совокупности политических взглядов можно выделить в качестве основных следующие идеи:

  • Положение о постоянстве и несовершенстве человеческой природы, которая определяющим образом воздействует на характер и динамику жизни общества;
  • Мысль о том, что государство с его интересами является самоцелью;
  • Утверждение о решающей роли в политике фактора силы;
  • Положение о разделённости политики и морали.

Применительно к отдельному человеку «макиавеллизм» представляет собой общую стратегию поведения в межличностном общении, тенденцию манипулировать другими людьми ради своей выгоды.    В наше время понятие «макиавеллизм» нередко используется в различных гуманитарных науках. «Макиавеллизм» как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии. Психологический опросник под названием «Мак-шкала» активно используется в западной социальной психологии и психологии личности.   «Макиавеллизмом» западные психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. Несколько иначе описывается обсуждаемое психологическое свойство личности в другой работе: в ней «макиавеллизм» определяется как стратегия социального поведения, включающая манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их собственным интересам. «Макиавеллизм» следует рассматривать как количественную характеристику. Каждый в разной степени способен к манипулятивному поведению, но некоторые люди к нему более склонны и способны, чем другие.

 

 

 

 

 

2.2. Главные психологические  составляющие макиавеллизма как  черты личности

Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик. Макиавеллизм рассматривается как личностная черта и как набор поведенческих стратегий.

Главные психологические составляющие макиавеллизма, как черты личности:

  • убеждение в том, что при общении с другими можно и нужно манипулировать, манипуляция – не только естественный, но и наиболее эффективный способ взаимодействия.
  • конкретные навыки и умения манипуляции. Построены на понимании психологии партнера.

«Макиавеллизм», как личностная черта, отражает желание и намерение человека манипулировать другими людьми. «Макиавеллизм» – склонность человека манипулировать другими, скрывая свои подлинные намерения, и с помощью ложных отвлекающих маневров (лесть, обман, подкуп, запугивание), добиваться того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил первоначальные цели своего поведения.   Макиавеллист – субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения. Макиавеллист манипулируем всегда осознанно и исключительно ради собственной выгоды. Не испытывает чувства вины, считает, что манипуляция – нормальный, эффективный способ общения с людьми.        Уверенность макиавеллиста в своей правоте оказывает внушающее действие на людей,  у них возникает неприятное ощущение, характерное для жертв манипуляции. Возникает ложное чувство взаимопонимания, так как существует только одностороннее понимание психологии партнера  – со стороны макиавеллиста.    «Макиавеллизм» количественная характеристика, каждый способен к такому поведению, но все в разной степени.

МАК шкала.

«Макиавеллизм» как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях с 1970 года. Идея использования понятия «макиавеллизм» применительно к психологии индивидуальных различий принадлежит психологам из Колумбийского университета Ричарду Кристи и Флоренсу Грейсу. Основой понятия послужил образ мыслей Никколо Макиавелли, изложенный в книге «Государь». Грейс  и Кристи на основании анализа книги, провели контент-анализ – 250 высказываний, которые имеют отношение к манипуляции. Затем дали эти высказывания 30 квалифицированным психологам для экспертизы, после которой осталось 170 высказываний. Далее была проведена психодиагностическая работа и факторный анализ и создан психологический опросник «Мак-шкала». Существует 5 версий опросника, но наиболее распространена шкала мак 4, состоящая из 20 утверждений.  В 2000 г. была сделана русскоязычная адаптация методики исследования макиавеллизма личности (МАК 4).

Высокие показатели по шкале мак 4

  • Синдром эмоциональной холодности

При вступлении в контакт с другими, от которых ничего не нужно, они склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, испытывают недоверие к окружающим. социальная отстраненность, ориентированы не на межличностные отношения, а на проблему, более целеустремленны, направлены на достижение цели.

  • Более убедительны в общении: точнее оценивают других и честнее в отношении себя.
  • Более частые, но менее глубокие контакты с окружающими.
  • Высокая подозрительность, враждебность. Обратная зависимость между уровнем Маквиализма и сочувствием. Отражает неверие в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны. Независимы и свободолюбивы.
  • Корреляция с экстернальностью.
  • Низкие оценки по методике социальной желательности.
  • Мужчины с высокими оценками чаще льстят женщинам
  • Нет корреляции с интеллектом и образованием

Итог: Высокие Оценки: смелый, амбициозный, доминирующий, настойчивый, эгоистичный.

Низкие Оценки: трусливый, нерешительный, честный, надежный, сентиментальный, поддающийся влиянию.

Возрастные особенности         У молодежи более высокие оценки по Мак-шкале. Уровень возрастает до 35 лет. «Макиавеллизм», как поведенческая стратегия – эффективен только для кратковременных контактов, но  неприменим для длительного общения.

Половые различия          У мужчин баллы выше. У женщин более низкое осознание собственной компетентности. У женщин есть феномен – боязнь успеха. Многие женщины стремятся не показывать свой ум, умения и навыки, боятся оказаться в положении лидера. Женщины используют свою слабость для манипуляции.

Женщины более открыты. Исследования самораскрытия: юноши и девушки раскрываются в разных сферах: у девушек – межличностные отношения, мысли и чувства, у юношей – намерения, стремления к достижению.

Коммуникативная ригидность макиавеллистов     Гибкость – одно из важнейших условий взаимопонимания в межличностном общении, умение использовать различное поведение в зависимости от требований контекста.      Уровень макиавеллизма отрицательно коррелирует с коммуникативной гибкостью. Макиавеллисты более ригидны. Они убеждены, что манипуляция – самый эффективный способ.        Не способны к эмоциональной вовлеченности во взаимоотношения, сензитивная ригидность: используют стереотипные формы эмоционального реагирования.        Тенденция  доминирования экономических и социально-статусных ценностей над моральными и гуманистическими.       В психологии понятие «макиавеллизм» стали применять американские психологи Р. Кристи и Ф. Грейм, разработавшие специальную «Шкалу макиавеллизма» 8 .          Смысл понятия заключается в трех ключевых психологических составляющих (факторах)9:

  1. Поведение. Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Важно отметить, что макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога.10
  2. Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.
  3. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.

Стоит отметить, что в дальнейшем классическая трех факторная схема Кристи и Грейс и методика её диагностики были проанализированы и к ним высказаны некоторые возражения. Например, Хантер и др. по результатам на различных выборках обнаружили, что в феномен макиавеллизма включено не три, а четыре фактора: лживость, лесть, неверие в мораль и вера в то, что люди изначально лживы и порочны 11.     Манипулятивная направленность поведения субъектов в общении и высокая степень «макиавеллизма» личности хотя бы у одного из коммуникантов снижает вероятность достижения взаимопонимания между ними. Макиавеллистов нельзя назвать гибкими коммуникаторами. В общении они нередко проявляют коммуникативную ригидность, препятствующую не только достижению поставленных или целей, ни и взаимопониманию с партнером.

Заключение

Итак, в данной работе были рассмотрены основные аспекты жизни и творчества Никколо Макиавелли и основного философского учения эпохи Возрождения «макиавеллизма», как свойства личности. Было проведено краткое сопоставление понятия макиавеллизма с близким ему понятием манипуляции.           В ходе сопоставления было выдвинуто предположение о том, что специалисты, работающие в системе человек-человек подвержены большему риску манипуляции, чем специалисты других профессий.    Были достигнуты поставленные цели Данной работы. Выделен комплекс индивидуально-психологических свойств, а именно, свойств темперамента и черт характера у лиц, склонных к макиавеллизму, а так же склонность к макиавеллизму и особенности отношения к другому на этапе профессиональной подготовки специалистов, работающих в системе человек-человек.  В целом по результатам проведенной работы можно сказать, что склонность к «макиавеллизму» скорее присуща людям доминирующим, настойчивым, с авторитарным типом поведения.  Так же было рассмотрено мировоззрение Макиавелли исходя из его основной работы «Государь». В этой обращенности к будущему сказалось новое, характерное для философской мысли эпохи Возрождения понимание направленности времени, пролагавшее путь к пониманию прогрессивного развития человека и общества, возможности осуществления его чаяний на земле в результате собственных усилий.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вихман А. А. Обманная активность в структуре интегральной индивидуальности человека - М. — 2009
  2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита — 3-е. — М.: Речь, 2003
  3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции -  М.: Москва – 1997
  4. Знаков В.В.  Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования  // Психологический журнал. – М.: - 2000. № 5
  5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм -  2004
  6. Кристи Р., Грейс Ф. Шкала макиавеллизма. – 1970
  7. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
  8. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  9. Словарь иностранных слов. -  М.: Русский язык - 1988
  10. См. Макиавелли Н., указ. ст. в БСЭ
  11. Энциклопедия психологических тестов – М.: Москва - 1999

 

1 Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1988. — С.290.

2 См. там же.

3 См. там же.

4 См. Макиавелли Н., указ. ст. в БСЭ.

5 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита — 3-е. — М.: Речь, 2003.

Информация о работе Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения