Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:30, реферат
Задачи:
Рассмотреть жизнь и основные положения творчества Макиавелли Н.
Изучить основные положения макиавеллизма
Цели:
Понять мировоззрение Макиавелли с помощью его основных философских положений.
Выявить систему свойств человека, склонных к «макиавеллизму».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Макиавелли Н. как мыслитель эпохи Возрождения……………….4
Биография Н. Макиавелли………………………………………….4
Жизнь и творчество Макиавелли ... ……………………………….5
«Государь» и политика Макиавелли……………………………….7
Глава 2. Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения……..13
2.1. Понятие макиавеллизма. Основная политическая мысль………....13
2.2. Главные психологические составляющие макиавеллизма
как черты личности……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………….23
Рассматривая религию
как одно из средств управления людьми,
Макиавелли допускал преобразование христианства
так, чтобы оно служило прославлению и
защите отечества. Отличие его позиции
от позиции приверженцев Реформации в
том, что образцом и основой религиозной
реформы он считал не идеи первоначального
христианства, а античную религию, всецело
подчиненную целям политики. Не политика
на службе у религии, а религия на службе
у политики - такой взгляд резко расходился
со средневековыми представлениями о
соотношении церкви и государства.
В противоположность католическим богословам,
стремившимся подчинить учение о праве
и государстве христианской этике, Макиавелли
уделял политику от морали. Политика рассматривалась
как особая сфера человеческой деятельности,
имеющая свои закономерности, которые
должны быть изучены и осмыслены, а не
выведены из св. писания или сконструированы
умозрительно. Такой подход к изучению
государства был громадным шагом вперед
в развитии политико-правовой теории.
В произведениях Макиавелли политика
не только отделялась от морали, но и противопоставлялась
общераспространенным представлениям
о должном и недолжном, постыдном и похвальном,
человечном и бесчеловечном, позорном
и почетном. Макиавелли стремился обосновать
несовместимость политических правил
и элементарных норм морали и их принципиальную
противоположность.
Государства, писал Макиавелли, создаются
и сохраняются не только при помощи военной
силы; методами осуществления власти являются
также хитрость, коварство, обман. "Надо
знать, что с врагом можно бороться двумя
способами: во-первых, законами, во-вторых,
силой. Первый способ присущ человеку,
второй - зверю; но так как первого часто
недостаточно, то приходится прибегать
и ко второму. Отсюда следует, что государь
должен усвоить то, что заключено в природе
и человека, и зверя... - поучал Макиавелли.
- Из всех зверей пусть государь уподобится
двум: льву и лисе. Лев боится капканов,
а лиса - волков, следовательно, надо быть
подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы,
и льву, чтобы отпугнуть волков". Многие
рекомендации Макиавелли послужили практическим
руководством для беспринципных политиков;
поэтому "макиавеллизм" стал символом
политического коварства. Камнем преткновения
для теоретиков явились именно «макиавеллизм»
и его оценка. Таким образом, в данной главе
мы рассмотрели основные положения жизни
и творчества философа эпохи Возрождения
Никколо Макиавелли.
Глава 2. Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения
2.1. Понятие «макиавеллизма». Основная политическая мысль
Макиавелли́зм — термин
в политологии,
обозначающий государственную политику,
основанную на культе грубой силы, пренебрежении
нормами морали и тому подобном1;
«для упрочения государства допустимы
любые средства — насилие, убийство, обман, пр
Применительно к отдельному человеку «макиавеллизм» представляет собой общую стратегию поведения в межличностном общении, тенденцию манипулировать другими людьми ради своей выгоды. В наше время понятие «макиавеллизм» нередко используется в различных гуманитарных науках. «Макиавеллизм» как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии. Психологический опросник под названием «Мак-шкала» активно используется в западной социальной психологии и психологии личности. «Макиавеллизмом» западные психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели. Несколько иначе описывается обсуждаемое психологическое свойство личности в другой работе: в ней «макиавеллизм» определяется как стратегия социального поведения, включающая манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащую их собственным интересам. «Макиавеллизм» следует рассматривать как количественную характеристику. Каждый в разной степени способен к манипулятивному поведению, но некоторые люди к нему более склонны и способны, чем другие.
2.2. Главные психологические
составляющие макиавеллизма
Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик. Макиавеллизм рассматривается как личностная черта и как набор поведенческих стратегий.
Главные психологические составляющие макиавеллизма, как черты личности:
«Макиавеллизм»,
как личностная черта, отражает желание и намерение
МАК шкала.
«Макиавеллизм» как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях с 1970 года. Идея использования понятия «макиавеллизм» применительно к психологии индивидуальных различий принадлежит психологам из Колумбийского университета Ричарду Кристи и Флоренсу Грейсу. Основой понятия послужил образ мыслей Никколо Макиавелли, изложенный в книге «Государь». Грейс и Кристи на основании анализа книги, провели контент-анализ – 250 высказываний, которые имеют отношение к манипуляции. Затем дали эти высказывания 30 квалифицированным психологам для экспертизы, после которой осталось 170 высказываний. Далее была проведена психодиагностическая работа и факторный анализ и создан психологический опросник «Мак-шкала». Существует 5 версий опросника, но наиболее распространена шкала мак 4, состоящая из 20 утверждений. В 2000 г. была сделана русскоязычная адаптация методики исследования макиавеллизма личности (МАК 4).
Высокие показатели по шкале мак 4
При вступлении в контакт с другими, от которых ничего не нужно, они склонны держаться эмоционально отчужденно, обособленно, испытывают недоверие к окружающим. социальная отстраненность, ориентированы не на межличностные отношения, а на проблему, более целеустремленны, направлены на достижение цели.
Итог: Высокие Оценки: смелый, амбициозный, доминирующий, настойчивый, эгоистичный.
Низкие Оценки: трусливый, нерешительный, честный, надежный, сентиментальный, поддающийся влиянию.
Возрастные особенности У молодежи более высокие оценки по Мак-шкале. Уровень возрастает до 35 лет. «Макиавеллизм», как поведенческая стратегия – эффективен только для кратковременных контактов, но неприменим для длительного общения.
Половые различия У мужчин баллы выше. У женщин более низкое осознание собственной компетентности. У женщин есть феномен – боязнь успеха. Многие женщины стремятся не показывать свой ум, умения и навыки, боятся оказаться в положении лидера. Женщины используют свою слабость для манипуляции.
Женщины более открыты. Исследования самораскрытия: юноши и девушки раскрываются в разных сферах: у девушек – межличностные отношения, мысли и чувства, у юношей – намерения, стремления к достижению.
Коммуникативная
ригидность макиавеллистов Гибкость
– одно из важнейших условий взаимопонимания
в межличностном общении, умение использовать
различное поведение в зависимости от
требований контекста. Уровень макиавеллизма
отрицательно коррелирует с коммуникативной
гибкостью. Макиавеллисты более ригидны.
Они убеждены, что манипуляция – самый
эффективный способ. Не способны к эмоциональной
вовлеченности во взаимоотношения, сензитивная
ригидность: используют стереотипные
формы эмоционального реагирования.
Стоит отметить, что в дальнейшем классическая трех факторная схема Кристи и Грейс и методика её диагностики были проанализированы и к ним высказаны некоторые возражения. Например, Хантер и др. по результатам на различных выборках обнаружили, что в феномен макиавеллизма включено не три, а четыре фактора: лживость, лесть, неверие в мораль и вера в то, что люди изначально лживы и порочны 11. Манипулятивная направленность поведения субъектов в общении и высокая степень «макиавеллизма» личности хотя бы у одного из коммуникантов снижает вероятность достижения взаимопонимания между ними. Макиавеллистов нельзя назвать гибкими коммуникаторами. В общении они нередко проявляют коммуникативную ригидность, препятствующую не только достижению поставленных или целей, ни и взаимопониманию с партнером.
Заключение
Итак, в данной работе были рассмотрены основные аспекты жизни и творчества Никколо Макиавелли и основного философского учения эпохи Возрождения «макиавеллизма», как свойства личности. Было проведено краткое сопоставление понятия макиавеллизма с близким ему понятием манипуляции. В ходе сопоставления было выдвинуто предположение о том, что специалисты, работающие в системе человек-человек подвержены большему риску манипуляции, чем специалисты других профессий. Были достигнуты поставленные цели Данной работы. Выделен комплекс индивидуально-психологических свойств, а именно, свойств темперамента и черт характера у лиц, склонных к макиавеллизму, а так же склонность к макиавеллизму и особенности отношения к другому на этапе профессиональной подготовки специалистов, работающих в системе человек-человек. В целом по результатам проведенной работы можно сказать, что склонность к «макиавеллизму» скорее присуща людям доминирующим, настойчивым, с авторитарным типом поведения. Так же было рассмотрено мировоззрение Макиавелли исходя из его основной работы «Государь». В этой обращенности к будущему сказалось новое, характерное для философской мысли эпохи Возрождения понимание направленности времени, пролагавшее путь к пониманию прогрессивного развития человека и общества, возможности осуществления его чаяний на земле в результате собственных усилий.
Список литературы
1 Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1988. — С.290.
2 См. там же.
3 См. там же.
4 См. Макиавелли Н., указ. ст. в БСЭ.
5 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита — 3-е. — М.: Речь, 2003.
Информация о работе Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения