Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 19:30, реферат

Краткое описание

Задачи:
Рассмотреть жизнь и основные положения творчества Макиавелли Н.
Изучить основные положения макиавеллизма
Цели:
Понять мировоззрение Макиавелли с помощью его основных философских положений.
Выявить систему свойств человека, склонных к «макиавеллизму».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Макиавелли Н. как мыслитель эпохи Возрождения……………….4
Биография Н. Макиавелли………………………………………….4
Жизнь и творчество Макиавелли ... ……………………………….5
«Государь» и политика Макиавелли……………………………….7
Глава 2. Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения……..13
2.1. Понятие макиавеллизма. Основная политическая мысль………....13
2.2. Главные психологические составляющие макиавеллизма
как черты личности……………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

научка.docx

— 58.31 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Макиавелли Н. как мыслитель эпохи Возрождения……………….4

    1. Биография Н. Макиавелли………………………………………….4
    2. Жизнь и творчество Макиавелли ... ……………………………….5
    3. «Государь» и политика Макиавелли……………………………….7

Глава 2. Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения……..13

2.1. Понятие макиавеллизма. Основная политическая мысль………....13

2.2. Главные психологические составляющие макиавеллизма

как черты личности……………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: В наше время понятие «макиавеллизм» нередко используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии.  Исследование макиавеллизма как психологического понятия представляет большой интерес вследствие отсутствия достаточного количества работ отечественных психологов на данную тему.  Данная работа представляет собой краткое освещение некоторых исследований в области макиавеллизма личности, а также рассмотрение такого великого философа эпохи Возрождения как Никколо Макиавелли. 

Задачи:  

  • Рассмотреть жизнь и основные положения творчества Макиавелли Н.
      • Изучить основные положения макиавеллизма

Цели:

  1. Понять мировоззрение Макиавелли с помощью его основных философских положений.
  2. Выявить систему свойств человека, склонных к «макиавеллизму».

Структура:

Данная работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются основные положения жизни и творчества Макиавелли. Во второй главе рассматриваются основные понятия и положения философского учения эпохи Возрождения «макиавеллизма».     Рассмотрением проблем «макиавеллизма» занимались такие ученые как Ричард Кристи и Флоренс Грейс.

Глава 1. Никколо Макиавелли как мыслитель эпохи Возрождения

    1. Биография Никколо Макиавелли

Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик.         Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Никколо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441—1496).         Судьба разделила все бренное существование Никколо Макиавелли на земле на три части: первая (1469-1498гг.) – формирование личности и характера; вторая (1499-1512гг.) – практическая деятельность на посту флорентийского секретаря; третья (1512-1527гг.) – творчество.    С 1498 года был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, В 1498 году Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию «Десяти» и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512 года. В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых основываются его сочинения. В 1506 году добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции.    Наиболее значительные сочинения: "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1531, русский перевод 1869), "Государь" (1532, русский перевод 1869; "Князь" в Сочинения, т. 1, 1934), "История Флоренции" (1532, русский перевод 1973). Макиавелли, страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом Макиавелли в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. Он первый мыслитель эпохи Возрождения, который сумел определенно постичь смысл основных тенденций этой эпохи, смысл ее политических требований и устремлений.           В ноябре 1520 года был призван во Флоренцию и получил должность историографа. Выполняя многочисленные и сложные обязанности, Макиавелли не превратился в занудного чиновника. Он обладал живым, общительным характером, любил хорошо одеваться и не жалел на это денег, даже когда их было не слишком много. Особенно заботился он о своей одежде, когда представлял республику перед чужеземными государями. Он был остроумным и любил повеселиться, и на вечеринках, которые иногда устраивали члены комиссии «Десяти», всегда оказывался душой компании. Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527 году. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

 

    1. Жизнь и творчество Никколо Макиавелли

Макиавелли жил в беспокойную эпоху. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой.          Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.      Лучшей формой государства Макиавелли считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия; только при сильном государе, возможно, создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство.          Макиавелли резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства.      Как историк Макиавелли сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Макиавелли, убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение "вечных" страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории Макиавелли считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.      В трактате "О военном искусстве" (1521) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю.    Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.           Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

 

    1. «Государь» и политика Макиавелли

Государь — трактат великого флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются свойства характера, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли.   У Макиавелли зарождаются мысли: осмыслить как можно более глубоко и всесторонне человеческую историю, историю человеческого общества в его деяниях и свершениях и учрежденных правах, свободах и обязанностях, словом осмыслить историю, как осуществление и осознание становления и прогресса свободы посвящено построению такого государства и общества, а также формированию такого государя, которые оказались бы способными вывести итальянский народ из состояния тяжелейшего социально-экономического и политического кризиса, раздробленности, отсталости.            Кроме того, Государь считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в Государе предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации

он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере, когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.         Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. Он также использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические действия.   Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое - высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы".           Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. "Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных" Государь  – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности.  Государь был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен.   Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».       В "Государе" Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти. 
Проблеме взаимоотношения нового государя с народом и знатью Макиавелли уделяет много внимания, поскольку считает достижение определенного равновесия классовых сил одной из важнейших задач.  Политический реализм Макиавелли связывает свободу с истиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только правду, какой бы горькой она не была. 
Если правила, предлагаемые Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее. 
 Что касается "Рассуждений о первой декаде Тита Ливия", то в этом произведении, как бы напротив, из рассмотрения прошлого выводятся и извлекается для настоящего, все, что было полезного в государственном и общественном устройстве, в законах, обычаях, установлениях и вообще в жизни древних народов. Аналитическое рассмотрение государственного устройства прошлого является одновременно хорошей основой для формирования и выработки наиболее действительных и эффективных форм государственного и общественного устройства, законодательства, различного рода учреждений и институтов, призванных реализовывать, развивать и защищать права, свободы, достоинство граждан, осуществлять контроль за исполнением законов, соблюдением норм, правил и установленных порядков в общественной и государственной жизни.  

Главная задача, которую Макиавелли ставил – сформулировать нормы политического поведения на основе опыта своей эпохи, а также древнего времени. Макиавелли рассматривал опыт как нечто живое и конкретное. Политическая жизнь для него – это прежде всего люди, группы людей, народы правители и их взаимоотношения по поводу власти. Он поставил в центр своего внимания политического человека. Это человек, на каких ступенях иерархической лестницы он ни стоял бы, наделен разумом, волей, интересами. Он подтвержден влиянием и сам старается влиять. В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными.            Макиавелли полагал, что любой человек во все времена наделен одними и теми же страстями, желаниями, волей. Только человек представляет собой константу, что позволяет выводить общие законы политической жизни.          Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике.  Макиавелли наблюдал общество, в котором невозможно было вырваться за пределы порочного круга политических отношений, где у честного человека не было достойного выбора: либо ты угнетатель, либо ты угнетенный, третьего не дано.       Макиавелли исследует причины дурных человеческих склонностей и поступков. Дурные человеческие страсти, с одной стороны, объясняются биологической природой этого существа, едва вышедшего из животного состояния. Другая причина относится уже к человеку как к общественному животному и объясняется свойствами государства.     Социальные слои и группы он делит главным образом по признаку богатства и участия в политической власти .Правитель, дворянство, народ – эти три основных компонента политической власти располагают различными правилами и играют в зависимости от этого различную роль на политической арене. Государи жаждут усиления своей власти над подданными, аристократы стараются усилить свое господство над народом, народ хочет главным образом высвобождения от чрезмерных уз власти. Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй «Даже взбунтовавшийся народ менее  страшен, чем необузданный тиран».   Вычленение политики в самостоятельную науку – одно из самых важных достижений Макиавелли. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, - могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов.

Информация о работе Макиавеллизм как философское учение эпохи Возрождения