Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 04:09, реферат
Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" - по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически системное изложение соответствующих ленинских представлений.
Роль коммунистической 
партии в общем механизме пролетарской 
государственной власти Ленин определяет 
так: "Диктатуру осуществляет организованный 
в Советы пролетариат, которым руководит 
коммунистическая партия большевиков". 
В свою очередь, самой партией 
руководит Центральный Комитет. 
Внутри него образуются еще более 
узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). 
Они-то, эти "олигархи", верховодят 
в Центральном Комитете. А вот 
и главное: "Ни один важный политический 
или организационный вопрос не решается 
ни одним государственным 
В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (как и в ленинской практике осуществления данной концепции) партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на уровне кадровом своим персональным составом (прежде всего руководящим, командным) эти структуры переплетаются, сращиваются. Большевики в качестве партийных функционеров выносят управленческие решения, а в качестве руководящих работников госаппарата - они же проводят их в жизнь. По сути дела, большевики ("непосредственно правящий авангард пролетариата"), нелегитимным путем установившие господство над страной, концентрируют в своих руках прерогативы законодательной, исполнительной и судебной властей. Не получается даже "однопартийного государства", ибо - по большому счету - нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть декоративные, государство подобные образования, легко становящиеся козлами отпущения за всяческие провалы и вместе с тем поддерживающие миф о непогрешимости, всепобеждающей силе большевистской партии. Узурпируя полномочия государства, она не терпит никакого контроля общества над собой, не несет перед ним никакой реальной ответственности. Чего стоят в свете этого фразы о величии и достоинстве "пролетарской", "советской", "новой" демократии, "социалистической законности" и проч.
Положения о 
диктатуре рабочего класса, пролетарской 
демократии, о соотношении коммунистической 
партии и советского государства, об 
экономических функциях такого государства, 
его территориальном единстве, внешней 
политике образуют костяк ленинского 
учения о социалистической государственности. 
Однако чересчур долгой жизни Ленин 
этой государственности не прочит. 
Он как правоверный марксист стоит 
за отмирание государства: "... по 
Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее 
государство, т.е. устроенное так, чтобы 
оно немедленно начало отмирать и 
не могло не отмирать". Ленин неоднократно 
повторяет эту мысль: "... пролетарское 
государство сейчас же после его 
победы начнет отмирать, ибо в обществе 
без классовых противоречий государство 
не нужно и невозможно". Разумеется, 
окончательное отмирание 
Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.
Взгляды Ленина 
на власть и политику, государство 
и право, в особенности на "технологию" 
осуществления политического 
Политические 
взгляды И.В. Сталина. С середины 
20-х гг. почти на три последующих 
десятилетия роль главного охранителя 
и толкователя ленинских идей, 
лидирующего теоретика 
Едва ли не наиболее яркая особенность интеллекта Сталина - упрощенное восприятие и изображение социального мира, самых различных общественных явлений. Он не был склонен видеть реальность многомерной, сложной и внутренне противоречивой. Научно-теоретический анализ как таковой (со всеми присущими подобному анализу атрибутами) оказался делом, чуждым сталинской мысли. Ее органика - схематическое описание предметов и событий, безыскусное называние вещей, перечисление их сторон, свойств и уровней, формулирование дефиниций и проч.
Будучи незаурядным 
политическим деятелем, Сталин прекрасно 
сознает, что поддержку массы 
можно заполучить лишь тогда, когда 
твои идеологические установки легко 
и быстро усваиваются рядовым 
партийцем-большевиком, обыкновенным 
гражданином, "человеком с улицы". 
Отсюда постоянное приспособление им 
таких установок по существу и 
по форме к менталитету и степени 
образованности именно этих людей. Сталин 
ведал, к каким идеям (ценностям, 
ориентациям) они были в действительности 
восприимчивы, что фактически являлось 
доступным их осмыслению. Вероятно, 
как никто другой, он понимал значение 
политической пропаганды (популяризации) 
и придавал ей важнейшее значение. 
Сталин сам был неплохим популяризатором, 
хотя нередко превращал 
Вследствие упрощенного восприятия и изображения Сталиным социального мира тексты, которые вышли из-под его пера, несут на себе печать догматизма. Отдельные положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина используются в них как непререкаемые истины; отсутствуют фигуры сомнения, крайне редки гипотезы и их обсуждение; почти нет попыток выявить и по достоинству оценить сильные, конструктивные позиции оппонентов. Эти тексты насквозь пропитывает вера их автора в свою правоту и непогрешимость. Они отличаются жестким категоричным слогом, что придает им форму чуть ли не официальных директивных документов, обязательных к принятию и исполнению.
Первоочередной интерес представляют работы Сталина "Об основах ленинизма" (1924), "К вопросам ленинизма" (1927), "О проекте Конституции Союза ССР" (1936), "Отчетный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП (б)" (1939).
Сталинское кредо 
заключено в тезисе, согласно которому 
"ленинизм есть теория и тактика 
пролетарской революции вообще, теория 
и тактика диктатуры 
В диктатуре пролетариата Сталин выделяет несколько ее аспектов. Прежде всего, и главным образом он усматривает в ней власть, которая жизнедействует как насилие, подавление, принуждение. Насилие в любых ситуациях остается имманентным и важнейшим признаком пролетарской диктатуры.
Верно, у Сталина 
встречаются заявления 
Еще один аспект 
диктатуры пролетариата, по Сталину, 
- организационный. Пролетарская революция, 
утверждает он, не достигнет намеченных 
целей, если не создаст "специального 
органа в виде диктатуры пролетариата 
в качестве своей основной опоры". 
Чем же в осязаемо предметном воплощении 
является диктатура пролетариата теперь 
как "специальный орган" пролетарской 
революции? Она представляет собой 
"новое государство, с новыми органами 
власти в центре и на местах, государство 
пролетариата, возникшее на развалинах 
старого государства, государства 
буржуазии". Обозначает Сталин и 
иные аспекты диктатуры 
Свой взгляд на природу государства вообще Сталин формулирует так: "Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников". Весьма немудреная мысль. Но предельно доходчивая, доступная разумению "простого человека". Ему, собственно, она и адресована.
Под стать общей 
квалификации природы государства, 
механически повторенной 
"Новый тип 
государства" есть вместе с 
тем новый исторический тип 
демократии - демократии пролетарской, 
советской, которая радикально 
отличается от демократии 
Резко негативное отношение Сталина к "буржуазной демократии" и позитивное к "демократии пролетарской" - вещь нормальная. Нормальная для большевиков-ленинцев. Ведь они представляют себе демократию, выгодную им, в первую очередь, как такое общественно-политическое состояние, при котором некие институты вроде бы привлекают, притягивают трудящихся к управлению государством. Эти институты определенным образом активизируют массы; но с таким единственным расчетом, чтобы их "активность" и "сознательность" всецело работали на безоговорочное одобрение и поддержку решений, принимаемых руководством страны.
Собственное неприятие демократических норм и процедур политической жизни в советское время Сталин пытается оправдать якобы незрелостью тех, кто хочет иметь демократические порядки. Демократия "требует некоторого минимума культурности членов ячейки и организации в целом и наличия некоторого минимума активности работников, которых можно выбирать и ставить на посты. А если такого минимума активности не имеется в организации, если культурный уровень самой организации низок - как быть? Естественно, что здесь приходится отступать от демократии... ". Однако сам Сталин отступает от демократии отнюдь не в силу только, что обозначенных причин. Коренная причина - другая. Критикуя оппозиционеров внутри большевистской партии, ведущих "безудержную агитацию за демократию", он обвиняет их в "развязывании мелкобуржуазной стихии". Ясно, что для ортодоксального ленинца "мелкобуржуазная стихия" (а следовательно, и демократия) - смертельный враг.
Для Сталина 
демократия не связана с реализацией 
индивидом всей совокупности принадлежащих 
ему гражданских и