Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:36, реферат
Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.
Введение ............................................................................................................................. 3
1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,
основные этапы ее развития ........................................................................................ 4
2. Культура Шумера, его письменность, наука,
мифологические сказания, искусство. ........................................................................... 6
3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,
литература, архитектура и искусство. .......................................................................... 8
4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,
литература, архитектура, искусство ............................................................................ 11
5. Мифология Двуречья ..................................................................................................... 12
Заключение ........................................................................................................................ 16
Приложения ........................................................................................................................ 17
Список использованной литературы ............................................................................... 22
Научные знания, например, в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.
Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.7
Люди покорялись
воле жрецов и царей, веря
в предопределенность
Религиозные
верования древних обитателей
Двуречья отразились в их
Архитектурных
памятников дошло до нас
Вавилон был
огромным и шумным восточным
городом. Его окружила мощная
и толстая стена, на которой
могли свободно разъехаться
две колесницы, запряженные четверкой
лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта,
достопримечательностью был семиярусный
зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м.
– Вавилонская башня – одно из семи чудес
света. Озелененные террасы Вавилонской
башни, известные как висячие сады Семирамиды
– ассирийской царицы, жившей в IX в. до
н.э., - также одно из семи чудес света. О
Вавилоне сложено много легенд. И ученым
предстоит еще много сделать, чтобы отличить
правду от вымысла.
Для вавилонского
изобразительного искусства
4. КУЛЬТУРА АССИРИИ: ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО,
ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА,
ИСКУССТВО.
Культуру, религию
и искусство Вавилонии
Более 2 тыс.
лет отделяло царя Ашшурбанипал
Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II. Но и другие знаменитые рельефы их ассирийских дворцов – это всегда прославления царя – могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно, поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.
В городах Ассирии
преобладали не культовые
Большое развитие
в Ассирии получило инженерное
искусство – был построен
5. МИФОЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ
Мифология Двуречья
дошла до нас в разных формах
– шумерской, вавилонской и
ассирийской. Хотя между
Шумерские мифы
Благодаря труду
ученых-шумерологов, среди
Миф о Думузе и Инанне
Первый их этих мифов с давних пор известен как миф о том, как Иштар спустилась в подземное царство, и существовав в виде отдельных фрагментов; однако благодаря усилиям профессора Крамера этот миф теперь известен в своей полной форме как миф о Димузи и Инанне. Димузи – шумерский аналог героини Таммузи; а Инанна – шумерский аналог героини семитских мифов Иштар, богини небес. В варианте мифа, который стал основой культа Таммуза, центральным сюжетом является заточение бога в подземном царстве. Оно же является главной причиной для нисхождения Инанны в подземный мир. Однако в самом раннем варианте этого мифа причина путешествия богини в подземное царство так и остается невыясненной.
Объяснение изменениям, которые произошли в этом мифе, можно найти в том факте, что шумеры, придя в дельту, перешли от первобытной экономики к аграрной. В молитвах Таммуза и Иштар часто изображают как мужское и женское хвойное дерево. А хвойные деревья не растут в дельте Тигра и Евфрата. Они растут только в горах , от куда пришли шумеры. Более того, тот факт, что «зиккураты» были частью шумерской храмовой архитектуры, тоже указывает на это. Первоначальный вариант мифа, скорее всего, возник под влиянием условий жизни, которые чрезвычайно отличались от уклада, к которому шумеры должны были приспособиться, живя в дельте. Есть свидетельства того, что семиты и шумеры вместе жили в дельте задолго до нашествия амореев и последующего завоевания шумеров семитами. Известно, что семиты переняли у шумеров клинопись, а также значительную часть их религий и мифологии. Это можно принять в качестве объяснения изменений в мифе о Таммузе-Иштар, которые произошли в асссирийско-вавилонский период.
Миф о творении
Вторым основополагающим мифом, в шумерском варианте, является миф о творении. Следует отметить, что ни в одном из древних мифов о творении нет идеи о создании мира «из ничего». То есть во всех этих мифах сотворение мира – это наведение порядка в существующем хаосе.
Шумерские мифы
о творении можно разделить
на три подгруппы:
Происхождение вселенной
На табличке
со списком шумерских богов
богиня Намму описывается как
«мать, давшая жизнь небу и
земле». Из других мифов становится
ясно, что небо и земля
Устройство вселенной
Этот аспект
творения мира затрагивается
в целом ряде мифов, которые
рассказывают, как возникли божественные
создания и другие элементы
шумерской цивилизации. Первый
из этих мифов описывает
Сушествуют мифы,
в которых говорится о
Последний миф,
касающийся устройства
Сотворение человека
Этот миф, текст
которого разрознен и труден
для общего понимания,
Миф о потопе
Третьим основным
мифом является миф о потопе.
Миф об уничтожении
Помимо трех
основных описанных мифов
Оставив шумерскую
мифологию, переходим к
Семитские завоеватели переняли у шумеров клинопись и адаптировали ее к семитскому (аккадскому) языку, который абсолютно не похож на язык шумеров. Поэтому многие боги шумерского пантеона появляются в аккадской мифологии под семитскими именами. Тем не менее, многие обрядовые и храмовые термины сохраняют свою шумерскую форму. Многие из молитв и песнопений по-прежнему декламировались на шумерском языке, который остался языком религиозных обрядов и литургий даже после того, как он перестал существовать в своей разговорной форме. Таким образом, аккадские варианты шумерских мифов отражают как изменившуюся политическую ситуацию (завоевание шумеров семитами), так и совершенно иную ментальность семитов.
Вавилонские мифы
В вавилонском
варианте мифа о сошествии
Иштар в преисподнюю, она