Культура Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:36, реферат

Краткое описание

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура – все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

Оглавление

Введение ............................................................................................................................. 3
1. Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата,
основные этапы ее развития ........................................................................................ 4
2. Культура Шумера, его письменность, наука,
мифологические сказания, искусство. ........................................................................... 6
3. Культура Вавилона: законы Хаммурапи, письменность,
литература, архитектура и искусство. .......................................................................... 8
4. Культура Ассирии: военное устройство, письменность,
литература, архитектура, искусство ............................................................................ 11
5. Мифология Двуречья ..................................................................................................... 12
Заключение ........................................................................................................................ 16
Приложения ........................................................................................................................ 17
Список использованной литературы ............................................................................... 22

Файлы: 1 файл

Реферат на тему культура месопотамии.doc

— 6.39 Мб (Скачать)

       Научные  знания, например, в области математики, часто опережали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

       Согласно  учению вавилонских жрецов, люди  были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.7

       Люди покорялись  воле жрецов и царей, веря  в предопределенность человеческой  судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.8

       Религиозные  верования древних обитателей  Двуречья отразились в их монументальном  искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Заккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные чем верхние; террасы были, как правило озеленены. Верхняя башня заккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впрочем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели от туда астрономические наблюдения.9

       Архитектурных  памятников дошло до нас гораздо  меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Т.к. кирпич – материал недолговечный, кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.                                                                                                                                    (Приложение 2)

       Вавилон был  огромным и шумным восточным  городом. Его окружила мощная  и толстая стена, на которой  могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м. – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни, известные как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н.э., - также одно из семи чудес света. О Вавилоне сложено много легенд. И ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить правду от вымысла.                                                                                                            (Приложение 6)

       Для вавилонского  изобразительного искусства типичным  было изображение зверей, - чаще  всего льва или быка. Замечательны  также мраморные статуэтки из  Телль-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток была тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения. (Приложение 5) 
4. КУЛЬТУРА АССИРИИ: ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРА, АРХИТЕКТУРА, ИСКУССТВО.

 

       Культуру, религию  и искусство Вавилонии заимствовали  и развили ассирийцы. В развалинах  ассирийского царя Ашшурбанипала  (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Предпологается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал – образованный и начитанный человек – вошел в историю как собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

       Более 2 тыс.  лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых глиняных табличек, он собирал их и сохранял. Образованность, однако, была присуща не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

       Ассирийское искусство  I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II. Но и другие знаменитые рельефы их ассирийских дворцов – это всегда прославления царя – могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно, поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

       В городах Ассирии  преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки,  так же, как в рельефах и  росписях ассирийских дворцов  – не культовые, а светские  сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.10

       Большое развитие  в Ассирии получило инженерное  искусство – был построен первый  канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

 

5. МИФОЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ

 

       Мифология Двуречья  дошла до нас в разных формах  – шумерской, вавилонской и  ассирийской. Хотя между вариантами  любого конкретного мифа существует  очень небольшая разница, тем  не менее между шумерским и  ассирийско-вавилонским вариантами  мифа о творении разница очень существенна, более того, некоторые шумерские мифы не имеют семитских аналогов. Так как шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры, следует начать рассказ о месопотамской мифологии именно с мифологии шумеров.11

Шумерские мифы

       Благодаря труду  ученых-шумерологов, среди огромного  материала, который имеется в  нашем распоряжении, выделяются  три мифа, которые нашли столь  широкое распространение, что  их можно считать базовыми  мифами. Сейчас стало ясно, что,  хотя эти базовые мифы занимают значительное место и в семитской мифологии, их горни кроются в культуре шумеров, поэтому рассмотрение шумерской мифологии следует начать с них.

Миф о Думузе и Инанне

       Первый их этих  мифов с давних пор известен  как миф о том, как Иштар спустилась в подземное царство, и существовав в виде отдельных фрагментов; однако благодаря усилиям профессора Крамера этот миф теперь известен в своей полной форме как миф о Димузи и Инанне. Димузи – шумерский аналог героини Таммузи; а Инанна – шумерский аналог героини семитских мифов Иштар, богини небес. В варианте мифа, который стал основой культа Таммуза, центральным сюжетом является заточение бога в подземном царстве. Оно же является главной причиной для нисхождения Инанны в подземный мир. Однако в самом раннем варианте этого мифа причина путешествия богини в подземное царство так и остается невыясненной.

       Объяснение изменениям, которые произошли в этом мифе, можно найти в том факте,  что шумеры, придя в дельту, перешли  от первобытной экономики к аграрной. В молитвах Таммуза и Иштар часто изображают как мужское и женское хвойное дерево. А хвойные деревья не растут в дельте Тигра и Евфрата. Они растут только в горах , от куда пришли шумеры. Более того, тот факт, что «зиккураты» были частью шумерской храмовой архитектуры, тоже указывает на это. Первоначальный вариант мифа, скорее всего, возник под влиянием условий жизни, которые чрезвычайно отличались от уклада, к которому шумеры должны были приспособиться, живя в дельте. Есть свидетельства того, что семиты и шумеры вместе жили в дельте задолго до нашествия амореев и последующего завоевания шумеров семитами. Известно, что семиты переняли у шумеров клинопись, а также значительную часть их религий и мифологии. Это можно принять в качестве объяснения изменений в мифе о Таммузе-Иштар, которые произошли в асссирийско-вавилонский период.

Миф о творении

       Вторым основополагающим  мифом, в шумерском варианте, является  миф о творении. Следует отметить, что ни в одном из древних  мифов о творении нет идеи о создании мира «из ничего». То есть во всех этих мифах сотворение мира – это наведение порядка в существующем хаосе.

       Шумерские мифы  о творении можно разделить  на три подгруппы: происхождение  вселенной; устройство вселенной;  сотворение человека.

Происхождение вселенной

       На табличке  со списком шумерских богов  богиня Намму описывается как  «мать, давшая жизнь небу и  земле». Из других мифов становится  ясно, что небо и земля первоначально  представляли собой гору, основанием  которой была земля, а вершиной – небо. Небо олицетворял бог Ан, землю – богиня Ки. От их союза родился бог воздуха Энлиль, который отделил небо от земли и создал вселенную в виде неба и земли, разделенную воздухом. Шумерская мифология не дает никаких объяснений появлению древнего моря.

Устройство вселенной

       Этот аспект  творения мира затрагивается  в целом ряде мифов, которые  рассказывают, как возникли божественные  создания и другие элементы  шумерской цивилизации. Первый  из этих мифов описывает рождение  бога луны Нанны, или Сина.

       Сушествуют мифы, в которых говорится о сотворении  пищи и одежды. Также, помимо  них, существуют самые разнообразные  мифы о возникновении других  элементов цивилизации и устройства  вселенной. В длинной поэме,  большая часть которой до сих  пор не расшифрована, описывается создание Энлилем топора и то, как он подарил это ценное орудие людям, чтобы они смогли строить дома и города. В другом мифе описывается деятельность богов по обеспечению шумеров самыми необходимыми элементами цивилизации. Там говорится как Энке, побывав сначала у шумеров, проехал по всему свету, раздавая «таблицы судеб». Этим термином шумеры обозначали творческую деятельность богов по наведению порядка во вселенной.

       Последний миф,  касающийся устройства мироздания, связан с деятельностью богини Инанны (или Иштар). Уже упоминалось о таблицах судьбы, они играют очень важную роль в нескольких мифах. Обладание ими было одной из привилегий божества. Часто в мифах говорится, что эти таблицы были украдены или отняты у богов силой. Дело в том, что бог, обладающий «таблицами судьбы», получает власть над миропорядком. Так Инанна, желая распространить блага цивилизации на свой город Урук, отправляется в Эриду, где живет Энке, в руках которого находятся «ме» - шумерские слово, означающее ту же силу и власть, что и «таблицы судьбы». Энке гостеприимно принимает у себя свою дочь и устраивает в честь нее грандиозный пир. Став пьяным от вина, он обещает ей грандиозные подарки, в том числе и «ме». Вскоре, обнаружив пропажу, Энке посылает своего слугу Исимуда вернуть священные «таблицы судьбы». Он пытается сделать это семь раз, но каждый раз ему мешает Нинбуш, визирь Инанны. Таким образом, богиня приносит в Урук блага цивилизации. Следует отметить, что тема соперничества между шумерскими городами-государствами, так или иначе, просматривается во многих мифах.

Сотворение человека

       Этот миф, текст  которого разрознен и труден  для общего понимания, описывает  процесс сотворения человека. Хотя  по содержанию шумерские мифы  существенно отличаются от вавилонского «Эпоса о творении», их объединяет одинаковое понимание цели, ради которой был создан человек. Человек был сотворен, чтобы служить богам, обрабатывать землю и освободить богов от необходимости самим создавать все необходимое для жизни. По повелению богини Намму и Нинмах, богини рождения, при помощи других божеств, смешивают глину, взятую из источника сладкой воды, и создают человека.

Миф о потопе

       Третьим основным  мифом является миф о потопе. Миф об уничтожении человечества  потопом в том или ином виде встречается во всех частях света. Основная идея мифа заключается в том, что боги решают уничтожить человечество. Издавна известно, что библейская история о потопе основана на вавилонском мифе. Однако до 1914 года, когда американец Арно Пебл опубликовал фрагмент текста одной из глиняных табличек, никто не предполагал, что вавилонский вариант мифа, в свою очередь, основывался на еще более раннем шумерском мифе. В шумерской версии содержалось гораздо больше подробностей о причине потопа и строительстве ковчега.

       Помимо трех  основных описанных мифов существует  еще великое множество шумерских  мифов. Среди них такие как:  Миф об Энке и Нинхурсаг;  миф о Думузи и Энкимду; Мифы  о Гильгамеше.

       Оставив шумерскую  мифологию, переходим к аккадской,  а именно к ассиро-вавилонкой, большая часть которой основана на шумерских мифах.

       Семитские завоеватели  переняли у шумеров клинопись  и адаптировали ее к семитскому (аккадскому) языку, который абсолютно  не похож на язык шумеров.  Поэтому многие боги шумерского пантеона появляются в аккадской мифологии под семитскими именами. Тем не менее, многие обрядовые и храмовые термины сохраняют свою шумерскую форму. Многие из молитв и песнопений по-прежнему декламировались на шумерском языке, который остался языком религиозных обрядов и литургий даже после того, как он перестал существовать в своей разговорной форме. Таким образом, аккадские варианты шумерских мифов отражают как изменившуюся политическую ситуацию (завоевание шумеров семитами), так и  совершенно иную ментальность семитов.

Вавилонские мифы

       В вавилонском  варианте мифа о сошествии  Иштар в преисподнюю, она представляется  более агрессивной и даже грозной,  чем у шумеров.

Информация о работе Культура Месопотамии