Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 14:14, контрольная работа
Цель настоящей контрольной работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры? Или всё-таки она – основа культуры, её колыбель. А может быть – феномен, стоящий особняком и имеющий свой исторический путь?
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Культура………………………………………………………………………………………………………………………………….4
1.1 Культура как предмет философского анализа………………………………………………………………………………4
1.2 Важнейшие формы культуротворчества……………………………………………………………………………………….6
Глава 2. Религия………………………………………………………………………………………………………………………………….10
2.1 Понятие религии……………………………………………………………………………………………………………………………10
2.2 Религия как явление культуры……………………………………………………………………………………………………..13
Глава 3. Взаимосвязь обоих понятий………………………………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………….24
Психоаналитический и культурно-антропологический подходы свойственны фрейдизму, различным направлениям неофрейдизма и социальной антропологии, которые рассматривают религию как выработанную культурой форму преодоления противоречий в подсознании человека или как социальный инструмент для удовлетворения природных и культурных потребностей людей. Согласно Малиновскому, религия является одним из институционально закрепленных элементов культуры, несущим жизненно необходимую для общества функцию.
Проблема сопряжения и взаимосвязи религии и культуры преуменьшалась идеологами большевизма, а главное, рассматривалась преимущественно в негативном плане. Это имело тяжелые последствия: религия подвергалась в СССР уничтожающей критике, а верующие и их объединения — гонениям и репрессиям. Власти считали религию одним из главных препятствий на пути успешного социалистического строительства, видели в ней источник шовинистических и националистических настроений, клеймили религиозное мировоззрение и мораль как чуждые духовным приоритетам коммунистической сознательности. При этом упрощенные идеологические стереотипы сочетались с чисто внешним, ролевым анализом религии. Вследствие этого игнорировались особенности внутренней организации религиозного феномена, его структурно-функциональные особенности, морфология — являющиеся ключом для понимания места и значения религии в исторически меняющемся социокультурном контексте. Религиозный феномен уподоблялся «черному ящику» теории систем не столько из-за своей загадочности, сколько благодаря приписываемой ему роли злокозненного препятствия для формирования в стране «прозрачных» общественных отношений — объекта тоталитарного контроля и управления. Считалось, что религия в этой роли трансформирует «малосознательность» верующих в скептическое или отрицательное отношение к реалиям советского строя. В известной метафоре об «опиуме народа» религия представляется в образе особой, отравленной духовным наркотиком болезненно-вредоносной ткани общественного организма. Изживание или радикальное удаление этого пагубного «родимого пятна» означало бы оздоровление общества, получившего наконец-то возможность засиять светом разума. Нетрудно видеть, что просветительская доктрина, указывающая на «трех обманщиков» как на основателей мировых религий, стоит в ряду исторических предшественников этой негативно-ролевой трактовки религии.
Проблема сопряженности и взаимосвязи религии и культуры раскрывается в масштабе общественной системы в целом, при анализе их особенностей как составляющих этой системы. Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы сакральных смыслов.
Религия и культура соотносятся между собой как часть и целое, однако эти их значения могут меняться под влиянием исторических условий (до эпохи Нового времени религия безгранично царила в обществе) и под воздействием мировоззренческих предпочтений (доминирующие в религиозном сознании сакральные смыслы порой не позволяют разглядеть фактическое преобладание секулярной культуры в обществе). Представители либеральной теологии, прислушивавшиеся к достижениям исторических наук, полагали, что религия представляет собой часть общей культурной истории, тогда как выступившие против них неоортодоксы расценивали культуру как исход и выражение религии.
Культура (в том или ином соотношении с религией) образует одну из трех главных функциональных составляющих (сторон) общества, наряду с взаимообратимым процессом производства-потребления и социумом (системой общественных связей, институтов, форм общения и совместной деятельности). При этом культура представляет собой своеобразный управляющий центр всей общественной жизни, являясь хранилищем коллективного социального опыта, арсеналом норм, императивов, целей и ценностей, с помощью которых регулируется и контролируется существование общества и направляется его развитие. Культура является парадигмой человеческой жизнедеятельности на данном историческом этапе общественного развития. Она осуществляет свою регулирующую функцию, воздействуя, с одной стороны, на процесс производства-потребления (и тогда появляется «материальная», «производственная», «бытовая» культура, так же как и культура духовного производства и потребления), а с другой стороны, на социум, проявляясь в качестве «политической» культуры. В этих двух сферах социальной деятельности опредмечивается ее содержание, реализуется свойственная ей парадигма человеческой деятельности и общественной интеграции. Такова приоритетная роль культуры в обществе. 7
Воздействие религии как одного из направлений (форм) духовной культуры на общество осуществляется двояко: прямо и косвенно. С одной стороны, религиозные ориентации и нормы непосредственно регулируют сферы производства-потребления и социума, с другой — опосредствованно влияют на них через другие направления культуры (морально-этическое сознание, художественно-эстетические ориентации и даже научные воззрения, которые религия стремится примирить со своими представлениями.
Прямое воздействие религии на общество осуществляется в трех разных формах:
1) воздействия идей и
приоритетов религиозного
2) религиозных институтов (клерикальное влияние, основанное либо на византийском принципе симфонии — согласии светской и церковной власти, либо подчинения первой из них второй);
3) органичные слияния
религиозных отношений с
Существуют два противоположных понимания роли религии и культуры в развитии общества и цивилизации:
1) в них видят источник
общественного развития (в последние
годы все чаще раздаются
2) само общество в процессе
своего развития обновляет
Таким образом, в данной работе я попыталась раскрыть тему взаимосвязи и взаимопроникновения таких явлений, как культура и религия. Если культура целиком развивает сознательную часть в человеке, его способность воспринимать и оценивать мир видимый и Божественный в рамках разума и сознания. То религия развивает интуитивную способность человека, выражающуюся не в осознании себя и Божественного начала, а в расширении своего познания о них; то есть религия, не отрицая формы сознания и разумной способности человека мыслить осознанно, тем не менее, устанавливает совсем другой способ познания мира человека и мира Божественного. На основе веры как внутренней неотделимой от человека его духовной способностью к познанию единства гармонии человека в окружающем мире и мире Божественном.
Существование религии обогащает всю систему культуры в целом. Если отказать религии в праве на существование (а такие попытки в истории неоднократно предпринимались), тем самым культура лишится своих важнейших функций. Конечно, «свято место пусто не бывает», поэтому функции религии частично переходят к другим подсистемам культуры, менее для этого приспособленным. Например, к искусству или науке. С развитием общества происходит рационализация и латентных функций религии, когда религиозные институты начинают ориентироваться не на духовные, а на материальные ценности. И в этом случае искусство парадоксальным образом становится более религиозным, чем сама религия. Но обычно наука, искусство, хотя и относятся к духовной сфере, все же значительно уступают религии в обращенности к «предельному». Поэтому свои функции в системе культуры религия успешно выполняет уже многие тысячи лет, являясь обязательной составляющей любой культуры.
Сравнивая основные смыслы, заложенные в понятиях «религия» и «культура», мы может увидеть сходные черты. Оба этих понятия говорят о стремлении к совершенству, оба подразумевают духовный рост, оба говорят о благе, к которому человек приходит, накапливая некий опыт. Но можно задать вопрос, во имя чего это благо делается? С точки зрения культуры ответ очевиден - во имя самого блага, то есть во имя удовлетворения потребностей. И зачастую человек на пути реализации своих потребностей жертвует не только своей совестью, чистотой души, спокойствием, но даже жизнью других людей. Вот почему общество не может считаться высокоразвитым, нравственным, если оно живет вне религии. Ведь религия определяет смысл жизни, возвышая его над обыденными человеческими потребностями, выводя за пределы только человеческой жизни. Если говорить о Православии, то это, несомненно, любовь к людям, как частное проявление Истинной Любви, которая не просто позволяет полнее прожить свою жизнь, но открывает религиозным людям дверь в вечность.
Из всех форм культурной деятельности человека религия занимает важнейшее место. Стремление к познанию и осмыслению окружающего мира, Вселенной — свойство человека на всех стадиях его развития. Религия — своеобразное мироощущение и мировоззрение, которое связано с соответствующими формами поведения. Религия является сферой духовного творчества человека и общества. Она есть своеобразный способ познания мира, представляет собой область духовной деятельности. Религия как духовное творчество есть отражение самосознания общества и его особенностей. Очевидно, что религия возникла не случайно, а Религия, несомненно, важнейшее явление культуры. Ее памятниками стали произведения мировой литературы, в которых ставились и решались нравственные проблемы, вырабатывалась система общечеловеческих ценностей. Независимо от того, религиозны ли люди, они воспринимают религию как носительницу и провозвестницу выработанных человечеством высших духовных ценностей и требований, тех необходимых нравственных норм, без которых невозможно само его существование.
Религия является
компонентом духовной культуры
личности, причем немаловажным. В
ней реализовано стремление
Духовность отражала мир ценностей личности, уровень человеческого самосознания и самопознания, понимание цели и смысла жизни, представление об идеалах, совести и счастье. В том случае, если мир ценностей определен религиозными представлениями, это свидетельствует о принадлежности человека (сообщества) к той или иной религиозной культуре. Религия значительно разнообразила жизнь человека, придала ей смысл. Особая роль в религиозной культуре принадлежит искусству. В искусстве выражены ценности людей, определяющие их культурную деятельность. Религиозные идеи ярко отражены в духовном творчестве художников, поэтов, композиторов.
Из всей проделанной работы можно сделать вывод, что целью и задачей, как культуры, так и религии является духовное совершенствование человека. В этом между ними нет никакого различия. Различие между культурой и религией состоит в способах и путях самого совершенствования.
1 Чанышев А.Н. Начало философии – Москва, 2009
2 Лебедев С.Д. Культура и религия в теории социокультурной динамики.- Москва, 2010
3 Митрохин Л. Н. Философия религии.– Москва, 2008
4 Философия: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2009.
5 Мень А. Магизм и единобожие. Москва, 2008
6 Поппер К. Логика и рост научного знания. – Москва, 2009
7 Балагушкин Е.Г. Религия как социокультурный феномен // Введение в культурологию. - Москва, 2008
8 Задорожнюк И.Е. Культура и религия: прогнозы бурж. социологов.- Москва, 2010