Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:37, контрольная работа
1. Уровни мировоззрения. Общая характеристика.
2. Античная философия. Общая характеристика эпохи.
3. Естественная и искусственная среда: понятие и взаимодействие
Основы философии
Контрольная работа
Вариант 8
1. Уровни мировоззрения. Общая характеристика.
2. Античная философия. Общая характеристика эпохи.
3. Естественная
и искусственная среда:
1. Уровни мировоззрения. Общая характеристика.
Мировоззрение – это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения взаимоотношения таких основных его частей как человек и природа.
Мировоззренческое знание выступает как совокупность идей, взглядов, представлений о мире и о месте в нем человека.
Объектом мировоззрения выступает мир в целом. Предметом же мировоззрения является взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение – это не простая совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении – вопрос о соотношении мироздания как такового с его активной, целеполагающей частью – людьми.
Духовное освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения.
На первом уровне, мир осознается человеком через перенесение на него качеств и форм человека и человеческого общества. На втором – человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое, религиозное, художественное и т. д.
Ко второму типу – философское, теологическое.
Основные различия между этими уровнями мировоззрения:
На втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая на вопрос «почему», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность;
В мифологическом мировоззрении мир наделялся чертами человека (активность, целенаправленность, сознательность), причем, все проблемы осмыслялись на эмоционально – образном уровне. Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался, безусловно (поэтому, согласно мифу, мир населялся богами, кентаврами и т.п.).
В
религиозном мировоззрении к
мифологическому пониманию
В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются условно.
С
развитием общества, практики появилась
возможность и объективная
Формируется
рационально – философское
Философия, находящаяся на втором (логико - рассудочном) уровне, характеризуется:
1) рационализированностью и системностью, т. е. основана на доказательности, а не на вере и вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина;
Сущность
философии определяется, прежде всего,
ее мировоззренческим характером, она
заключается в размышлении над
всеобщими проблемами в системе
«мир – человек».
2.
Античная философия.
Общая характеристика
эпохи.
Слово «античный» означает древний, но так уже повелось, что этот термин исторически закрепился лишь за одним социокультурным регионом Древнего Мира - Грецией и Римом. В этом тандеме определяющая роль, роль лидера, принадлежит Греции.
Греческая философия выросла из мифа - те же проблемы (что есть мир? Что есть человек? Какое место он занимает?), в начале та же терминология. Потому, что миф основан на традиции и фантазии, т.е. как бы обращен назад, к прошлому. А философия - основана на доверии к способностям разума. Миф безличностен, анонимен. Философские учения всегда персонифицированы. Миф как бы заколдовывает мир, философия его расколдовывает в том смысле, что она стремится отыскать причины вещей, явлений, процессов в самих вещах, явлениях, процессах, а не в каких-то сверхъестественных вещах.
Время жизни античной философии более 1000 лет (до II века н.э.), но наиболее продуктивными в творческом отношении являются первые три столетия, потом лишь детализация, разработка тех идей, гипотез, которые были сформулированы на заре Античного Мира.
Античную философию можно разделить на три относительно самостоятельных периода:
1. Натурфилософский (натура - природа; VI-V век до н.э.);
2. Классический(V-IV век до н.э.);
3. Эллинистический (IV век до н.э. - VI век н.э.).
Основные интуиции (прозрения) античной философии:
Всякое знание
явно или неявно всегда
последняя
и высшая инстанция бытия,
Космос живой.
Таковым его делает
Космос разумен.
Этот разум обнаруживает себя
в общем порядке,
Этот Космос статичен, неизменен.
Человеку дано через его разум словно рентгеном просветить Космос и постичь его.
Человек - это маленькая копия большого Космоса: тело, душа, ум. Т.е. человек - это микрокосмос. Смысл его жизни - обретение гармонии.
Основная проблема
греческой философии - проблема диалектики,
т.е. выяснение соотношения
Разные мыслители делали различные акценты при ответе на основной вопрос философии (что первично, что определяет другое - дух или материя?). Поэтому мы с известной долей условности одних считаем идеалистами, других - материалистами.
Фундаментальная
проблема античной философии - проблема
смысла человеческой жизни. Общий ответ
таков: наилучшая позиция для
мыслителя, философа - это позиция
отрешенности от жизни, от ее проблем,
суеты. Эта позиция отрешенного
созерцания (в таком качестве могут
позволить себе жить очень немногие.
И в этом одни из причин того, почему
собственно философия не может увлечь
за собой, объединить большинство людей).
Но это единственная возможность
узнать нечто новое о мире, и
сообщить об этом мире. А знание, генерированное
даже одним человеком, способно через
его усвоение другими изменять людей,
развивать их.
3. Естественная и искусственная среда: понятие и взаимодействие
Термин ''природа'' многозначен. Еще с античных времен природа трактовалась как происхождение (генезис) и элементарная субстанция, сущность вещи. В широком смысле слова под природой понимается все сущее или, как говорили в России, мир божий. В узком смысле природа – то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания.
Взаимоотношения
природы и общества – вечная,
всегда актуальная проблема философии
и всего гуманитарного знания.
Как соотносится человечество с
живой и неживой сферами
В последние 20 лет в связи со значительным ускорением темпов общественного процесса проблемы среды обитания человека привлекают особое внимание человечества. Перемены в отношениях человечества с природой начались еще два столетия назад, когда в результате широкого внедрения в производство достижений науки и техники быстро возросла власть человека над природой. Однако вторая половина нашего столетия - период во многих отношениях уникальный в истории, прежде всего в силу экспоненциального роста народонаселения, небывало высоких темпов научно-технического процесса, развития экономики в целом. В результате этого разнообразные вредные вещества стали в изобилии попадать в водные и наземные экосистемы. Особенно большим стало распространение вредных веществ в атмосфере. Некоторые из них создают опасность таких изменений климата, вследствие которых возникает угроза самому существованию всего живого.
Еще
в 1868 г. французский ученый Э.Реклю
ввел понятие ''биосфера'' для обозначения
''живой'' оболочки Земли, слоя животных
и растений. В 20-е гг. ХХ столетия
наш соотечественник В.И.
Чтобы понять взаимоотношения человечества с природой, следует, прежде всего, отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития материального производства. Жизнь человека (и общества) – это составная часть глобального биогеохимического процесса и кругооборота веществ. Человечество давно уже превратилось в мощную биогеохимическую силу. Считается, что современное человечество в этом смысле эффективнее остального живого мира примерно в две тысячи раз.
По
сути дела, планета и ее живая
оболочка (включая человечество) –
единая система, подчиняющаяся ритмике
солнечной активности и других космических
воздействий. Осознание этого единства
пришло не сразу, равно как и осознание
общих судеб всего
Специфический
смысл взаимоотношений между
обществом и его окружением состоит,
видимо, в том, что из двух множеств
присущих ему связей и отношений
одно, образованное связями со средой,
будет экологическим по самому значению
слова по отношению к другому,
образованному
Представление об этом
Информация о работе Контрольная работа по "Основам философии"