Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Философия - греческое слово и в переводе на русский язык означает «любовь к мудрости». Это древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что идеи, выдвинутые мыслителями, никогда не устаревают.

Оглавление

1.Истоки философии: мифология и религия. Сходство и различия философии и религии.
2.Социальная философия кооперативного движения: Р. Оуэн, Ш. Фурье, христианские социалисты, Г. Шулбц-Делич, Ф. Райфайзен (2-3 мыслителя по выбору).
3.Образ человека в философии. Представление о совершенном человеке от античности до современности.
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

       Иллюзии о возможности социалистического  преобразования общества через  развитие кооперативов в рамках  капитализма разделяли многие  социалисты-утописты: Ш. Фурье, выдвигавший идею создания фаланг - производственных объединений кооперативного типа, охватывающих промышленность и сельское хозяйство, последователи К. А. Сен-Симона, особенно - Ф. Ж. Бюше и др. утопические планы уничтожения пороков капитализма посредством кооперации выдвигал также П. Ж. Прудон.

     Описывая  экономические процессы, которые он наблюдал при анализе цивилизации, Шарль Фурье предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Он даже дал свою классификацию монополий, выделив такие виды, как колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное управление.

     Фурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность капиталистического строя, но, как и  другие социалисты-утописты, не видел  реальных путей к «гармоническому  обществу». Он был противником революции, сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем  агитации и примера. Перейти к  новому общественному строю, считал Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его  «теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие».

     Справедливое  общество, мечтал Фурье, будет состоять из ассоциаций производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его  мнению, должно быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства», писал он, исчезнут нищета, несправедливость и войны. Каждая фаланга будет  занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будет производить  продукцию, а потом сами ее распределять. Земледелие по плану Фурье должно стать основой будущего строя, а  промышленность должна играть подчиненную  роль. В этом проявились мелкобуржуазные  иллюзии Фурье. В фаланге он сохранял частную собственность и капитал, а распределение частично должно было осуществляться и по капиталу. Но Фурье считал, что это не принесет ни какого вреда, потому что все рабочие станут капиталистами, а капиталисты - рабочими. Так путем реформ Фурье ошибочно предполагал установить бесклассовое общество.

     Вслед за Великобританией Кооперативное  движение стало развиваться и в др. странах.

 

3.Образ  человека в философии.  Представление о  совершенном человеке  от античности  до современности.

     Античность положила начало западно-европейской философской традиции вообще, философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Само понятие космоса здесь имеет человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосмос, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.

     В досократовской философии природа (макрокосмос) и человек (микрокосмос) составляют единство. Однако, начиная с софистов и Сократа, произошел поворот к антропологической проблематике. Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, следующий: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

     Для Сократа основным интересом выступает  внутренний мир человека, его душа и добродетели. Задача человека как  раз и состоит в том, чтобы  всегда стремиться к нравственному  совершенству на основе познания истины.

     По  мнению Сократа, знание божественно  и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. В сократовском понимании философия есть любовь к божественной мудрости и цель человека - идти к добродетели через познание, философствование и приобщение к мудрости. Смысл человеческого существования в постоянном самопознании.

     Идеи  Сократа нашли свое отражение  и развитие в философии Платона. Находясь на позициях антропологического дуализма души и тела Платон подчеркивает, что именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Природа человека, считает философ, определяется его душой и телом, но с приоритетностью души. От качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. Счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа (идеальная сущность в человеке) освобождается от тела, тленного и смертного.

     В единстве противоположности души и  тела заключен, по Платону, вечный трагизм  человеческого существования. Телесность приближает человека к животному миру, душа - возвышает его над этим миром, тело - это материальное вместилище души, которая устремлена в мир идей.

     В концепции великого представителя  классического периода античной философии Аристотеля человек рассматривался как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа  человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ». Еще один отличительный признак человека - это разумность, «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, человек по Аристотелю, это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность - две основные характеристики, отличающие его от животного.

     Антропологическая проблематика получает дальнейшее развитие в эпоху разложения древнегреческого общества. На первый план здесь выступают проблемы человека, связанные с нравственным упадком, утратой системы ценностей классического периода античности и смысла жизни. Особенно ярко это выражено в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. Исходный пункт рассмотрения общества и человека - это индивид. Социум - это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага (в отличие от Аристотеля). По мнению философа, нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо.

     В этике Эпикура мы встречаем полный отказ от социальной активности человека: «Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно». Целью человеческой жизни Эпикур считал счастье, понимаемое как удовольствие.

     В целом антропологические вопросы, рассмотренные в древнегреческой философии стали началом и источников западно-европейской традиции понимания человека. Это проявилось в том, какое влияние они оказали на дальнейшее развитие представлений о человеке в философской мысли и мировоззрении конкретных мыслителей.

     В средневековую эпоху, более чем через семь столетий после Аристотеля, истинно антропологический вопрос вновь был поставлен Августином Блаженным. В одном из высказываний он упрекает людей в том, что они восхищаются горными вершинами, морскими волнами и движением звезд, «оставляя себя без изумления самим собой». В средневековой философии человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного Богом. Человек обретает некую самоценность, независимую от власти космической бесконечности и природы, в которую он был погружен в древнем мире. Он находится в зависимости от Бога, а не от природы.

     Утверждая, что человек создан по образу и  подобию божьему, европейская философия  несовершенство человека связывала  с грехопадением, а не с творением  Бога. В это время всесторонне  обсуждалась проблема соотношения  души и тела. При этом, философы не могли не учитывать разные подходы к данной проблеме, выработанные античными мыслителями. Выбор стоял между платоновским тезисом о душе как самодостаточной духовной субстанции и аристотелевским тезисом о душе как осуществленности или форме тела.

     Человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, а действие, активная воля. Теоцентризм средневековой философии, в рамках которого Бог являлся высшей сущностью, абсолютным бытием, причиной существования всего сущего, творцом всего мира и человека, оказал существенное влияние на антропологическую проблематику. Поскольку каждый человек имеет божественную природу, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной благодати. Направленность к Богу для человека естественна и только через соединение с ним человек может достичь счастья. По Августину, достижение человеческого счастья предполагает, прежде всего, познание Бога и испытание души.

     В отличие от Августина Фома Аквинский  использует для обоснования христианского  понимания человека аристотелевскую философию. Человек - это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела и определяет сущность человека. Если для Августина душа была независимой от тела, то у Фомы Аквинского душа как нематериальная субстанция получает свое окончательное осуществление через тело.

     Смысл жизни Аквинский видит в счастье, которое он понимал как созерцание, познание и любовь к Богу.

     Антропологическая проблематика в средневековье разрабатывалась  в рамках и философии, и теологии. Христианское мировоззрение, теоцентристская картина мира, провиденциалистская интерпретация истории предопределили осмысление проблем человека в контексте его сотворенности Богом, изначальной греховности и возможности спасения через отношение человека к Богу.

     В эпоху Возрождения философия обращается к гуманистическому пониманию человека. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, созданию условий для достойной человека жизни. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия.

     Философия эпохи Возрождения ищет решение  проблем человеческого бытия, ориентируя человека на деятельность, подчиненную задачам общего блага, на достижение личной пользы, на самопознание и самосовершенствование.

     В период Нового времени принципиально меняется и постановка проблем человека, и понимание всей совокупности антропологической проблематики. Это происходит в контексте формирования новой картины мира, основанной на принципах эмпиризма и рационализма, признания неограниченных творческих возможностей разума. Человек понимается, прежде всего, как познающий субъект, способный на основе разума преобразовывать природный и социальный мир.

     Основателем новоевропейского рационализма в целом, антропологического рационализма в частности, по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую». По проблеме души и тела у него налицо антропологический дуализм. Декарт рассматривает их как две разнокачественные субстанции. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

     Антропологический рационализм ярко проявляется в  философских взглядах Б. Паскаля, который утверждал, что все величие и достоинство человека в "его способности мыслить". Механистический взгляд на человека получил широкое распространение Механистический подход к человеку характерен для таких мыслителей, как П. Гольбах, К. Гельвеций и Д. Дидро.

     В соответствии с социально-экономической  ситуацией общества в Новое время  важной темой философии становится рассмотрение человека и общества. Широкую известность получает учение Т. Гоббса.

     В противоположность, например, Аристотелю он утверждает, что человек по своей природе - существо не общественное. Напротив, «человек человеку волк», а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Глубинной основой такого состояния общества является всеобщая конкуренция между людьми в условиях капиталистических отношений. Гоббс пишет о том, что человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге… единственная цель, единственная награда каждого из участников - это оказаться впереди своих конкурентов.

     Первым  автором, сформулировавшим предмет  философской антропологии, был гениальный представитель новоевропейской философии И. Кант. Он различает философию в школьном понятии и философию во вселенском смысле. Последнюю он обозначает как «науку о конечных целях человеческого разума» или как «науку о высшей максиме применения нашего разума».

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"