Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 03:05, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачи: провести отбор литературы по данной тематики; рассмотреть вопрос сознания как высшей ступени развития психики человека; рассмотреть понятие сознания и бессознательного.
Введение……………………………………………………………………3
1.Сознание и бессознательное
1.1. Понятие бессознательного……………………………………….5
1.2. Психика и сознание……………………………………………….8
1.3. Бессознательные процессы психики……………………………..9
2. Сознание как космический феномен
2.1. Коллективное бессознательное………………………………….11
2.2. Архетипы………………………………………………………….12
2.3.Материк психики………………………………………………….14
2.4. Беспредельные зоны бессознательного…………………………16
Заключение…………………………………………………………………19
Библиография………………………………………………………………21
Но
принципиально важные результаты о
бессознательном были получены упоминавшимся
австрийским ученым З. Фрейдом. Он создал
психологическое определение
Все эти психические травмы вытесняются в те участки психики, которые называют «бессознательным». Ясно, что совсем они не исчезают, не растворяются, просто мы перестаем их осознавать. Однако сами они продолжают воздействовать на наше сознание и зачастую определяют его содержание. Там же, в бессознательном, живут наши инстинктуальные побуждения (т.е. побуждения, обусловленные инстинктами). Они точно демоны прячутся в подземелье, постоянно врываясь в наше сознание. Бессознательное – вместилище инстинктов.
Открытие Фрейда разрушило традиционное представление о человеке. Со времен греческих мыслителей европейская традиция рассматривала человека как единственное существо, наделенное способностью автономного разума. Разум описывался как важнейшее свойство, присуще только человеку и отличающее его от других существ. Но если признать, что в душе человека происходят неосознаваемые им, не подвластные осмыслению процессы, которые могут влиять на его сознательные, рассудочные представления, действия, решения и определять их, то традиционный образ человека разрушается.
Поставим
такой вопрос: чего в человеке больше
– разума или неразумия? Сразу
хочется ответить: по крайней мере,
в нем есть то, и другое. Но это
не совсем правильный ответ. Дело в
том, что человек в течении тысячелетий
был вообще иррациональным (неразумным)
существом. У него не было развито левое
полушарие мозга, которое теперь «заведует»
мыслительными процессами. Бессознательное
и поныне во многом определяет поступки
и мысли людей. Но человек наделен рассудком,
и в этом проявляется своеобразная эксцентрика
человека как живого существа. Он иррационален,
но наделен разумом, который позволяет
ему, и быть аналитиком, и раскрывать потенциал
сознания.
2.Сознание как космический феномен
2.1.Коллективное
бессознательное
Бессознательное присуще не только отдельному человеку. Люди бережно проносят через века свое общее достояние – коллективное бессознательное. Этот термин ввел последователь Фрейда швейцарский психоаналитик Карл Густов Юнг (1875 – 1961).
Бессознательное – часть психики, которая содержит воспоминания и импульсы, не осознаваемые индивидом. Вместе с тем мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присуще всему человечеству.
Согласно Юнгу, коллективное бессознательное содержит архетипы, т.е общечеловеческие первообразы, складывающиеся в человеческой психике. Стало быть, архетипы – это структурные элементы так называемого коллективного бессознательного, психического опыта не только индивидов, но и предшествующих поколений. Эти элементы, по сути дела, есть находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.
Интересно,
как в философии возникло понятие
архетипа. Юнг наблюдал за душевной
жизнью шизофреников. Из глубины их
психики возникли образы, которые
совпадали с повторяющимися мотивами
в религиозном сознании различных
народов, начиная с древнейших времен,
когда господствовали мифы, и до
наших дней. Откуда в сознании людей
берутся некие общие сюжеты, образы,
если индивидуальный опыт человека вряд
ли мог сочетаться с такими картинами?
Юнг отвечал так: эти образы живут
в нашей психике, «берутся» они из
кладовой общечеловеческого опыта, а не
из нашего собственного опыта.
2.2.
Архетипы
Понятие архетипа – одно из важнейших при изучении культуры, сознания, психики. Вот, например. Древние индейцы представляли себе жизнь как бесконечную череду событий, явлений, связей, постоянно повторяющих друг друга, т.е. движущихся по кругу.
Форма
круга кА нельзя лучше отражала неизбежность
и сменяемость жизненных
Круг мандалы символизировал бесконечный поток жизни, взаимосвязь всех элементов человеческого существования. Это своеобразная модель Вселенной. Ведь у Вселенной, как и у круга, нет ни начала, ни конца. Изображения мандал встречаются уже в ранних, первобытных культурах. В представлениях древних круг – это священная территория, огражденная от враждебных сил.
О мандале было широко известно и в более позднее время. Ее называли «колесом времени», «символом жизни». Мифологический образ мандалы сохраняет свое значение и в наши дни. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, рождаются и умирают люди. Вечно только вовремя. Оно вертит свое неутомимое колесо, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.
Современному человеку кажется, что уж он–то далек от этих древних прообразов. Но это не так. Он оказывается во власти архетипов не менее, чем первобытный человек, по отношению к которому он, возможно, чувствует свое превосходство. Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы. Это и есть архетипы.
Весьма любопытно, как подошел Юнг к проблеме «неопознанных летающих объектов». Он предложил психологическую версию этого феномена, связанную с архетипом. Почему люди видят на небе предметы, которые имеют форму круга? По мнению Юнга, это архетипные образы, а возникают они в результате конфликта сознания с коллективным бессознательным. Современная культура становится все более и более рациональной, бессознательное содержание психики вытесняется. Однако оно испытывает потребность реализоваться. И вот на небе становятся видны некие предметы…
Итак
«коллективное бессознательное» –
это огромный резервуар информации
об истории и культуре человечества.
Находясь в глубинах нашей психике,
эта сокровищница доступна каждому.
Юнг определил также
Содержания коллективного бессознательного суть не что иное, как прирожденные инстинкты и первобытные формы постижения — так называемые архетипы. «Архетип, — писал Юнг, — представляет, по существу, бессознательное содержание, которое заменяется в процессе всего становления сознательным и чувственным, и притом в духе того индивидуального сознания, в котором он появляется... Наше бессознательное — это действующий и страдающий субъект, чью драму примитивный человек находил по аналогии во всех больших и малых процессах природы»1.
1
Юнг К. Аналитическая психология // История
зарубежной психологии (30-60-е гг. ХХ в.):
Тексты. – М., 1986. – С. 160.
2.3. Материк психики
Новейшие
исследования необычайно расширили
наше представления о
В бессознательном любого человека можно обнаружить, прежде всего, эстетический опыт – это первый тип видений. Погруженный в такое состояние, когда его бессознательное вырывается из–под контроля сознания, человек видит необычные цветовые пятна; их формы и тон меняются; рождаются картины фантастических и экзотических ландшафтов, непроходимых джунглей, буйных бамбуковых зарослей, тропических островов, сибирской тайги или подводных скоплений водорослей и коралловых рифов. О чем свидетельствуют видения данного (первого) типа? О том, что психологические состояния человека воплощаются в эстетических образах. Этот калейдоскоп, хотя и не захватывает область бессознательного, сам по себе внушителен и многогранен, отражает эстетические интуиции.
Второй тип видений составляют те из них, которые выражают конкретный биографический опыт. Как сказал поэт, «это было со мной…» По форме они весьма напоминают сновидения, их образы черпаются в основном из индивидуального бессознательного. Человек как бы заново проживает некоторые события собственной жизни. Это могут быть, например, приятные впечатления детства или горькие чувства, некогда оставившие след в психике.
В одном из рассказов Василия Шукшина сельчанин вспоминает, как он мчится по степи в какой-то безумной скачке, с предельным напряжением сил. Так когда–то действительно было. Прошли десятки лет. Этот эпизод всплывает в памяти, и герой рассказа думает: никогда в жизни я не был так счастлив, как в тот миг в прошлом…
Когда мы вспоминаем наше прошлое, происходит преображение мышления. Наши эмоции совершенно не выдерживают рассудка. Миг на грани смерти кажется не изъяснимым блаженством. Ночное скакание по степи, неоправданное расчетом, оценивается как постижение смысла жизни. Убогое существование воспринимается как обретенное счастье. Отчего наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов? Почему природа распорядилась так, что вспышки памяти озаряют неожиданное? Никто, кроме самого человека, не может выткать уникальный узор своей жизни. Каждый человек хранит собственные кольца припоминаний. То, что происходит с ним. Не растворяется, не исчезает. Оно уходит в глубины подсознания (в область бессознательного) и там живет своей необыкновенной жизнью. Постепенно наращиваются пласты чувствований, некогда испытанных состояний…
В сущности, второй тип видений связан с тем бессознательным, о котором говорил Фрейд. Вы способны восстановить нечто забытое, вытесненное, что было в нашей жизни. Но вот третий тип видений не вполне укладывается в рамки устоявшихся воззрений в психологии. Открытие их природы – своего рода сенсация. Они раскрывают нечто неожиданное: оказывается, пребывание плода в чреве матери сопряжено с неизгладимыми и разносторонними психологическими феноменами.
Младенцу
в материнском чреве тепло, сытно.
Это закладывает в психике
положительные психические
В глубинах подсознания закладываются архетипы, скажем, мираж водоворота, который увлекает в свои пучины. Рождается образ чудовища, дракона, заглатывающего добычу. Вот плоду предстоит появиться на свет. Но он еще боится за свое существование в материнском чреве. Рождаются огромные потоки энергии. В глубинах психики возникают символические образы вулканов, штормов, потрясений, смерчей…
Культурологи
считают, что вся мировая мифология
рождена именно психическим опытом
младенца. Они говорят и о том,
что пребывание ребенка в материнском
лоне не менее насыщенно и трагедийно,
нежели земное бытие. И этот опыт тоже
отражен в бессознательном.
2.4.
Беспредельные зоны
бессознательного
Последний,
четвертый тип видений описали
Гроф и другие психологи. Во время
специальных экспериментов, когда
актуализируется
Человек ощущает себя, то лучником, то рабом, прикованным к галере, то буддистом, бросившимся под колеса священной колесницы. Он идет через зыбучие пески среди таких же бедуинов, как он сам, навстречу врагу, который притаился в долине. Его волокут по степи, почти бездыханного, привязанного к повозке. Он бродит по темным коридорам пирамиды, чутко прислушиваясь к далекому гулу…