Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 02:35, контрольная работа
Исследователи биографии К. Маркса и Ф. Энгельса отмечают, что большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Гегель и Фейербах. Однако созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие общественных процессов в мире.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.
№13
Природное и общественное в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Философская антропология – это раздел философского знания, социально-занятый осмыслением человека. Она отличается от других наук широтой подхода. ЕЕ интересует человек никак представитель отдельного племени, народа и культуры, а человек вообще. Для философской антропологии характерно признание того факта, что человек есть исключительное существо или особый род сущего.
Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.
Основными факторами антропосоциогенеза являются: природный, экономический, социальный, антропологический.
Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способное к целесообразной и творческой деятельности.
Если человек это существо животное, то он родственен биологическому виду, но это противоречит, т.к. когда животное рождается оно знает, что делать, а человек нет. Человек при рождении получает генетическую программу. Человек живет и развивается в искусственной среде, которая стоит между природой и человеком, т.е. это культура. Это человек получает в процессе социализации, и только в обществе с себе подобными человек становится человеком. Т.о., человек сочетает в себе два начала: 1) природное, биологическое; 2) социальное, приобретаемое в течение всей жизни. С одной стороны человек выступает как любой живой организм, а с другой он – существо уникальное, а значит судьба каждого из нас не предсказуема и универсальная, способная к любому виду деятельности и прежде всего к творчеству (эта черта отличает нас от животных).
Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности.
Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения трудовой теории антропогенеза следующие:
1 .Трудовая теория
антропогенеза позволяет
Труд только тогда выступает в человеческой форме, когда он носит целеполагающий и социальный характер. Период становления такого труда — это и период формирования физического типа человека, период становления человеческого общества, т.е. период антропогенеза и социогенеза. Труд можно рассматривать как человеческий только при наличии всех его компонентов и признаков, включая целеполагание и социальность.
2. Сущностью
антропогенеза является борьба
биологических и социальных
Необходимым условием реализации ведущей роли социальных закономерностей является наличие “социального наследования”, социальных программ, обеспечивающих “преемственность общественно-трудового опыта человечества”.23 Вопрос о социальном наследовании решался на основе возникших форм деятельности непроизводственного типа — обучения, воспитания, обрядовой практики.
Среди обрядов существовали такие, которые можно рассматривать как воспроизводящие всю систему признаков, выработанных первобытной общиной как единым социальным образованием. Обряды отличались повторяемостью, устойчивостью, выступали механизмом связи времен, поколений, включая мифологическую связь тотемического типа (связь с животным-первопредком).
Таким образом, можно сказать, что основным интегрирующим фактором антропогенеза выступает социальность. Это предполагает рассмотрение антропогенеза и социогенеза в единстве, ибо первый не может быть осуществлен без второго.
3. Методологически
значимым в оценке
Антропогенетическим фактом первого скачка выступает появление архантропа (обезьяноподобного человека). Основным его признаком является способность в процессе трудовой деятельности изготовлять орудия. Антропогенетический факт второго скачка — не что иное, как переход формирующегося человека в человека современного типа, Homo sapiens, обладающего разумностью и способностью к целеполагающей деятельности в коллективных формах.
Определенную трудность представляет “привязка” данных теоретических положений к Анализу действительного исторического процесса, к интерпретации конкретных археологических памятников. Особенно дискуссионными являются вопросы, касающиеся темпов становления человека как субъекта труда, соотношения производства орудий и складывающихся общественных отношений. Большинство авторов считает основным компонентом подлинно человеческого труда изготовление орудий для орудий (Ю. К. Плотников, И. Т. Фролов, С. В. Смирнов).
По совокупности признаков труд в его человеческой форме, а стало быть, и человек с его отличительными качествами появляются в эпоху позднего палеолита, именно в это время у неоантропа впервые возникают сознательные формы поведения. Важнейший факт, подтверждающий эту историческую датировку, — покорение огня как силы природы. Здесь имеется в виду искусственное добывание огня трением, которое также относится к данной эпохе.
К этому же выводу
приводит анализ становления речи.
Исследователи связывают начало собственно
человеческой речи с образованием симптоматических
понятий, свидетельствующих о наличии
абстрактного мышления, сложившихся механизмов
сознательного отражения действительности.
Если у приматов при наличии интенсивности
коммуникативной функции речи наблюдается
почти полное отсутствие семантической
ее функции, то у формирующегося человека
последняя не только не отсутствует, но
проявляется в оформленных языковых знаках
в качестве фиксированного, константного
смысла и относительно быстро развивается.
На основе анализа орудийно-технической
оснащенности трудовой деятельности можно
сделать предположительный вывод о том,
что только с эпохи “мустье” имеет смысл
говорить о формировании цели трудового
процесса и появлении зачаточных, нерасчлененных
понятий.
Таким образом, можно сказать, что в процессе и результате антропосоциогенеза возникло существо, которому свойственны следующие черты:
— способность изготовлять орудия, при помощи которых труд приобретает характер объективного процесса, в котором главные элементы соединяются соответственно законам природы;
— способность ставить и осуществлять собственные Цели, строить планы, ибо труд, являясь объективным процессом, дает основание и обеспечивает их реализацию;
— способность
передавать свои способности другим
поколениям благодаря исторической
повторяемости трудового
— язык, качественно отличающийся от “языка” животных. Он становится сложной структурой, включающей способность социально-исторической коммуникации. Социально-историческая коммуникация, в свою очередь, опосредствуется: 1) объективным содержанием знаков (информация, заключенная в орудиях труда); 2) оформлением этого содержания и хранением вовне: предметах культуры, повторяемости и устойчивости различных практик; 3) аккумуляцией знания, обусловленной обменом информации в рамках сообщества и связей за его пределами;
— способность к абстрактному мышлению, поскольку практика и абстрактна, и конкретна. Основанием абстрактизации выступает необходимость отвлечения от несущественных в данной ситуации факторов и сосредоточенности на существенных. Кроме того, практика с самого начала дана в нескольких видах деятельности. Сосредоточение на одной из них предполагает временное отвлечение от другой. Вместе с тем практика конкретна, и в рамках ее осуществления требуется аккумуляция знания и способность применения общего к частному;
— знание социальных запретов и чувство необходимости ограничения ими своей воли; способность различения “хорошего” и “плохого”. По некоторым свидетельствам, данные слова были первыми из оценивающих социальную жизнь;
— способность к общению, опосредствованному отношением к искусству и религии. Обладание древнейшей формой мировоззрения — мифологией.
№14
Сознание – 1) это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция головного мозга. 2) С. есть отражение человеком внешнего мира.
Сознание есть высшая форма и результат развития важного свойства материи - отражения. Отражение - это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей этого предмета другому в процессе их взаимодействия. Способность к отражению и его характер зависит от условия организации материи.
Уровни отражения:
1) Неживой (физический), 2)Живой (биологический), 3)Социальный (Психический).
Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики.
Структура С.:
1. Внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.
2. Память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.
3.Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).
4. Воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
5. Самосознание. Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.п.
Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время — без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.
Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания. Ч. осознает себя не только посредством других людей, но и через осознание им же создаваемой материальной деятельности. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.