Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

1.Философия и наука
Любая наука оперирует понятиями разной степени общности.
Философия имеет дело с понятиями наиболее общими, которые называются категориями. Например, материя, дух, мышление, движение, пространство, время, причина, следствие и т.д.
С помощью категорий философия создает категориальные модели мира. Таких моделей может быть много в одно и то же историческое время, также, также они сменяют себя в процессе исторического развития.

Файлы: 1 файл

контрольная по фиософии.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем:

  1. Его предмет – «мир человека», а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек, как «автор и исполнитель своей собственной драмы», он же и ее исследователь. Здесь сталкиваются интересы и страсти, становятся и реализуются определенные цели.
  2. Социальное познание – неразрывно и постоянно связано с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого) и «субъективными» (установки, взгляды, нормы, цели) ценностями. Они определяют человечески весомое и культурное значение определенных значений действительности.
  3. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь велика роль мышления, его форм, принципов и методов.
  4. В силу указанных выше обстоятельств в социальном познании исключительно важную роль играет «хорошая» философия и верный метод. Это важно, потому что для социального познания характерны отсутствие общепризнанных парадигм, подвижность и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная природа теоретических обобщений.

 

 

5. Мышление и язык  

    Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

    Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

     Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

Объективной материальной формой мышления является язык.

    Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. Совокупность слов того или иного языка образует его словарь.

    Язык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом обществе, выполняя важнейшие функции:

-выражения мысли или  сознания;

-хранения и передачи  информации;

-средства общения  или коммуникативную

    Язык человека принято называть “второй сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира. Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том,  оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.

    Движение мысли,  уточнение её, связь мыслей друг  с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

     Мышление  неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече-двигательными.

 

 

  1. Эстетические ценности и их роль в жизни человека

Эстетические ценности представляют собой синтез трех основных значений: вещественно – предметного, психологического, социального.

Вещественно-предметное значение характеризует психологические качества человека, как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношения между людьми, благодаря которым ценности обретает общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека и действительности.

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и  явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Основным видом эстетических ценностей является прекрасное, другой вид – возвышенное.

Как и все другие положительные  ценности соотносятся с соответствующими отрицательными «антиценностями»  - с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества.

Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Впервые философ Платон ставит проблему отличия сущности красоты  от ее проявлений «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» - вопрошает он.

Оригинальную систему  ценностей предложил психолог и  философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность  мира. Они существую на двух уровнях. Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальная, но предполагает индивидуальное отношение – стихийное на первом уровне и осознанное на втором. Проблема эстетической ценности подробно исследуется Ионасом Коном. Мыслитель делит ценности на два класса:

1.Консекутивная ценность – это то, что мы ценим, как средство к цели.

      2.Интенсивная ценность – это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности

         лежит исключительно в самой  этой вещи.           

         Для выявления специфики эстетической ценности Кон «интенсивные ценности» подразделяет на:

  1. Ценность имманентную

  2.Трансгредиентную ценность

         Следует согласиться с Коном  в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности».

 

 

7. Формационная  и цивилизованная концепции общественного  развития

В аспекте структурной  характеристики общества концепция  общественно – экономической  формации развивает материалистическое положение об определяющей роли производственных отношений. В каждом конкретном обществе они не только образуют боле или менее целостную систему, но и в свою очередь является базисом, основой для всех остальных общественных отношений и явлений, и социального организма в целом.

В производственных отношениях можно выделить технологический  и экономический аспекты. Технологический  аспект характеризует связи производителей материальных благ с предметом и  средствами труда, а так же связи  между людьми в ходе технологического процесса.

Экономический аспект –  характеризует связи между людьми в процессе непосредственного производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ.

Настройка – это система  общественных явлений, обусловленная  базисом и активно влияющая на него.

В структуру формации включается также и социальные явления, которые полностью не могут быть отнесены к базису или настройке. Это: а) некоторые исторические формы  общности людей

  б) тип и форма  семьи; в) бытовая сфера жизнедеятельности людей.

Взаимодействие базиса и настройки носит диалектический, противоречивый характер.

В советском обществознании общераспространенным стало деление истории общества на пять формаций – первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Марксистская формационная концепция  развивала, критически переработав, идеи предшествующей европейской философии  о последовательной смене качественно  различных этапов в истории общества.

В связи с неудачной  попыткой строительства коммунизма в СССР и ряде других стран и возврату их к буржуазному строю возникает вопрос о состоятельности формационной концепции.

В настоящее время  все большее внимание уделяется  цивилизационной концепции общественного  развития, и не в последнюю очередь это связано с критикой формационного подхода.

В цивилизационной концепции  не признаются производственные отношения  как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в  ней используется более широкий  круг выделяемых основ общественной жизни.

В начале 20 века немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) разработал свой вариант философии истории, основные положения которые были изложены в книге «Закат Европы». Философ утверждал, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отличные друг от друга  индивидуальные культуры. Общество и его история – это не поступательный и прогрессивный процесс, а история сосуществования и чередования народов и их культур.

 Культуры в трактовке  Шпенглера это своего рода  живые организмы. В существовании  народов можно выделить две стадии: зарождения и расцвета, и упадка и гибели. Согласно Шпенглеру, история человечества включает в себя восемь великих культур – египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, мексиканскую (майя), греко – римскую, византийско – арабскую и европейскую.

К концепции английского  историка и социолога А. Тойнби выделяется уже двадцать одна цивилизация, образующую всемирную историю.

Обе концепции – и  информационная, и цивилизационная  – отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубоко понимания общества.

 

 

8.  Человек  в информационно-техническом обществе

     Сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком. Какие бы ограниченные, сиюминутные цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности. Человек разнообразен, но при этом радикально отличается от всех других существ на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека. Животные не обладают знаниями, не вырабатывают их и поэтому не способны быть свободными, поскольку свобода предполагает принятие и реализацию решений со знанием дела. Фундаментальные особенности человека возвышают его над миром животных, но это еще не означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом. Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах.

    Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он в конце концов сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость. Перспектива экологической катастрофы: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов - главного источника атмосферного кислорода. Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество уже надвигаются новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

    Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической) гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война? Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.

9. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

10. Боготворчество – (греч. theos – бог,  ergon – работа; буквально - боготворчество) – термин теологии, фиксирующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция, которой трактуется в данном контексте как теурический процесс. Основывается на презумпции возможности чуда как «препобеждающего» естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мистериальным культам.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"