Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:25, контрольная работа
1.Философия и наука
Любая наука оперирует понятиями разной степени общности.
Философия имеет дело с понятиями наиболее общими, которые называются категориями. Например, материя, дух, мышление, движение, пространство, время, причина, следствие и т.д.
С помощью категорий философия создает категориальные модели мира. Таких моделей может быть много в одно и то же историческое время, также, также они сменяют себя в процессе исторического развития.
РОССИСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: философия
Выполнил:
Студент 1 курса
1 семестр
Петухово, 2012г.
1.Философия и наука
Любая наука оперирует понятиями разной степени общности.
Философия имеет дело с понятиями наиболее общими, которые называются категориями. Например, материя, дух, мышление, движение, пространство, время, причина, следствие и т.д.
С помощью категорий философия создает категориальные модели мира. Таких моделей может быть много в одно и то же историческое время, также, также они сменяют себя в процессе исторического развития.
Философия существует в понятийной форме.
Наука – это специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, осуществляющая проверку, систематизацию и распространения результатов познавательного процесса. Язык науки подразумевает четко употребление понятий, определенность их связи, строгие правила введения этих понятий в теорию и их выводимость друг из друга. С эпохи нового времени в науке утверждаются нормы экспериментальной проверке и доказательства.
Исторически
по своему происхождению
В Греции словом
«философия» первоначально
Философия – колыбель науки, мать всех наук, царица наук.
Процесс выделения специализации наук усилился в ХVII – ХVIII вв. Науки этого времени носили описательный характер.
Философия
– помогала провести это разгра
К ХIХ веку науки достаточно окрепли, накопили богатое теоретическое содержание, перестали нуждаться в натурфилософских построениях.
Все высшие формы знания – наука, все остальное несовершенно.
За эталоном науки берется естествознание, значит вывод. Философия остается в качестве «служанки» науки.
Позитивная философия – сумма, сводка добываемых наукой.
Однако к концу ХХ века мир переживает серию кризисов. И вопрос о взаимодействии философии и науки восстает достаточно остро.
Задачей
философии является
Философия
является особой формой
Философия – это особый вид рационального знания, сочетающий в себе теоретика – познавательные и ценностные подходы к действительности.
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности)
2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается
3.нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта
4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям
5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику
Отличия философского знания от научного:
Можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т.е. духовно-гумманистическую и критическую функции философии.
Формируя представления
об устройстве мира и месте
в нем человека, обоснованная
ценности и цели человеческой
жизни, вырабатывая принципы
Функции философии:
Мировоззренческая – связана с абстрактно – теоретическим, понятийным объяснением мира.
Методологическая
– философия выступает как
общее учение о методе и
как совокупность наиболее
Прогностическая философия. Общие тенденции развития материи и сознания, человек и мира.
Критическая философия о возможности критического подхода.
Аксиологическая философия – ценностная.
Социальная философия – объясняет социальное бытие и способность его материальному и духовному изменению.
Гуманитарная философия – формирование гуманистических ценностей и идеалов, утверждение позитивного смысла и цели жизни.
2.Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
Все
в мире можно подвергнуть
Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды “познания добра и зла”. Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой “Речи о достоинстве человека”, утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого.
3. Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.
Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.
Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.
В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:
1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,
посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои
характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.
Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм*.
Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношении детерминации.
В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином "номологический детерминизм" (от греч. "nomos" — закон).
В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность".
Долгое время анализ науки и научного познания моделировался по естественно-математическим методам познания. Его характеристики приписывались науке в целом, как таковой, о чем наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь в виду два его аспекта: