Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:25, контрольная работа

Краткое описание

1.Философия и наука
Любая наука оперирует понятиями разной степени общности.
Философия имеет дело с понятиями наиболее общими, которые называются категориями. Например, материя, дух, мышление, движение, пространство, время, причина, следствие и т.д.
С помощью категорий философия создает категориальные модели мира. Таких моделей может быть много в одно и то же историческое время, также, также они сменяют себя в процессе исторического развития.

Файлы: 1 файл

контрольная по фиософии.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

 

РОССИСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Специальность «юриспруденция»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: философия

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

     1        семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петухово, 2012г.

 

 

 

1.Философия и наука

          Любая наука оперирует понятиями разной степени общности.

      Философия имеет дело с понятиями наиболее общими, которые называются категориями. Например, материя, дух, мышление, движение, пространство, время, причина, следствие и т.д.

      С помощью  категорий философия создает  категориальные модели мира. Таких  моделей может быть много в одно и то же историческое время, также, также они сменяют себя в процессе исторического развития.

      Философия  существует в понятийной форме.

       Наука – это специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, осуществляющая проверку, систематизацию и распространения результатов познавательного процесса. Язык науки подразумевает четко употребление понятий, определенность их связи, строгие правила введения этих понятий в теорию и их выводимость друг из друга. С эпохи нового времени  в науке утверждаются нормы экспериментальной проверке и доказательства.

       Исторически  по своему происхождению философия  и наука имеют много общего.

 В Греции словом  «философия» первоначально называли  всякое значение, которое связано с разумной деятельностью человека, выходит за пределы непосредственного чувственного опыта.

Философия – колыбель науки, мать всех наук, царица наук.

       Процесс  выделения специализации наук  усилился в ХVII – ХVIII вв. Науки этого времени носили описательный характер.

       Философия  – помогала провести это разграничение, была школой рационального мышления.

       К  ХIХ веку науки достаточно окрепли, накопили богатое теоретическое содержание, перестали нуждаться в натурфилософских построениях. 

      Все  высшие формы знания – наука,  все остальное несовершенно.

      За эталоном  науки берется естествознание, значит  вывод. Философия остается в  качестве «служанки» науки.

      Позитивная  философия – сумма, сводка  добываемых наукой.

      Однако к концу ХХ века мир переживает серию кризисов. И вопрос о взаимодействии философии и науки восстает достаточно остро.

      Задачей  философии является определение  границ человеческой активности  в отношении с природой и  другими людьми, т.е. оказываются, востребованы ценностные мировоззренческие аспекты философии.

      Философия  является особой формой деятельности, особой формой знания отличной  от науки, хотя и тесно связанные  с ней.

Философия – это особый вид рационального знания, сочетающий в себе теоретика – познавательные и ценностные подходы к действительности.

Система знания считается  наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение  природных объектов, явлений, взятых  самих по себе, независимо от  интересов индивида, его субъективности)

2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой  науки что-то обосновывается

3.нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта

 4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям

 5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику

   

Отличия философского знания от научного:

  1. Философское знание – это знание о всеобщем.
  2. Философское знание не поддается непосредственной чувственной проверке.  Все оно выходит за пределы опыта.
  3. Философия включает в себя ценностные аспекты, личностные отношения философа.
  4. проблемы науки. Проблематизирует действительность. В философии имеются «вечные проблемы».

    Можно выделить  методологическую, мировоззренческую,  познавательную, воспитательную, т.е.  духовно-гумманистическую и критическую функции философии.

   Формируя представления  об устройстве мира и месте  в нем человека, обоснованная  ценности и цели человеческой  жизни, вырабатывая принципы практического  взаимодействия с миром и т.д., философия выполняет мировоззренческую функцию.

    Функции философии:

 Мировоззренческая  – связана с абстрактно –  теоретическим, понятийным  объяснением  мира.

 Методологическая  – философия выступает как  общее учение о методе  и  как совокупность наиболее общих  методов познания и освоения действительности человеком.

Прогностическая философия. Общие тенденции развития материи  и сознания, человек и мира.

Критическая философия  о возможности критического подхода.

Аксиологическая философия  – ценностная.

Социальная философия  – объясняет социальное бытие и способность его материальному  и духовному изменению.

Гуманитарная философия  – формирование гуманистических  ценностей и идеалов, утверждение  позитивного смысла и цели жизни.

      

    

2.Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

       Все  в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только факт самого  сомнения, который является непосредственным  свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума, принятое в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска мыслителя. Художник — это искатель истинных образов, мыслитель — искатель истинных идей. У художника есть техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за пределы чувственного мира в замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира на основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы Бога о мире. Может показаться странным, но традиция видеть в чистом разуме средство постижения Бога и его замыслов, которой придерживались ученые Возрождения, развивалась в средневековом мистицизме. Эта традиция берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии Платона. Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир идей, по модели которого создан мир вещей? Идея есть самоочевидность разума, взятого без всяких образов, сама выступающая инструментом создания и конструирования образов. Идея, которую с превеликим трудом может постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения бытия, а значит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона, но М. Экхарт, мнение которого мы уже приводили, тоже был убежден, что мыслитель, познающий Бога “без помощи образа”, становится тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые разумом и не имеющие наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции к Богу был своеобразный “героизм последовательности”. Ведь логика мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного, которое все же нужно было как-то назвать и обозначить. Знание о том, что нельзя представить наглядно, что является противоестественным с точки зрения земного существования, только в Новое время стали называть естественными законами природы, а мыслители Возрождения ссылались на Бога либо на универсальный Разум.

     Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог — это не ветхозаветный Бог, запретивший Адаму вкушать плоды “познания добра и зла”. Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473—1543) о гелиоцентризме. Жертвой преследования стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой “Речи о достоинстве человека”, утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого.

 

3. Детерминизм и индетерминизм

     Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом  виде общетеоретический принцип  детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1.  Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,

посредством которых  каждая конкретная вещь приобретает  и сохраняет свои

характерные признаки и  которая объясняет изменение  явлений.

  1. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная производительность. Иными словами, принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента включает принцип причинности.
  2. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности. В то же время причинная детерминация оказывается основанием для существования всех других типов детерминации.
  3. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер. Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм*.

Существуют различные  формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношении детерминации.

В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином "номологический детерминизм" (от греч. "nomos" — закон).

В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как "причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление", "необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность".

 

  1. Специфика познания социальных явлений

Долгое время анализ науки и научного познания моделировался  по естественно-математическим методам  познания. Его характеристики приписывались науке в целом, как таковой, о чем наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь в виду два его аспекта:

  1. Любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому, что представляет собой общественный  продукт и детерминировано культурно-историческими причинами;
  2. Один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы – общество в целом или его отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"