Конституционная модель российской правовой государственности философско-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности, получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов.

Оглавление

Введение 5
Глава 1. Правовое государство: история идей и современность 8
Становление и развитие идеи правового государства 8
Современная теория правового государства 15
Глава 2. Конституционная модель российской правовой государственности: проблемы и перспективы 23
2.1. Правовое государство и гражданское общество 23
2.2. Российский путь к правовой государственности 26
Заключение 43
Список литературы 47

Файлы: 1 файл

готовая курсовая_Конституционная модель российской правовой государственности философско_правовая характеристика.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Сила правового государства  не в его институциональном содержании, а в том, что оно реально  способно изменить восприятие общества теми, кто посвящает себя политике и власти. Сама практика властвования, в том числе методология реформирования государственной жизни, должна воспитывать любовь к свободе и к самоответственности, а не патернализм и холопство.

Процесс становления  правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается  также вместе с формированием  гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной  законодательной системы, способной  «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно37.

Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование  сугубо западных идей (а идея правового  государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем.

Если и можно для  России признать пригодной концепцию  правового государства западного  образца, то, разумеется, с целым  рядом оговорок, учитывая отношение  россиян к праву как к социальному  инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

Ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся  на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

Главное в итоге —  какое место занимает человек  в системе ценностей того или  иного государственного или общественного  строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это особенно актуально в современных условиях изменяющегося с космической скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений.

Многие вопросы, связанные  с формированием правового государства, останутся без ответа, если мы не определимся: какова роль личности в этих процессах; что нужно сделать, чтобы освободить ее от чрезмерной опеки; какие существуют противоречия между личностью и государством и каков механизм их разрешения.

Ряд публикаций последнего времени показывает актуальность этой проблемы, причем подчеркивается, что личность со всеми ее социальными свойствами (правами и обязанностями, свободой и ответственностью, сознанием, культурой, нравственно-гуманистическими началами) качественно характеризует правовое государство, ибо в проводимых преобразованиях активизировался человеческий фактор. В силу этого личностная проблематика крайне обострилась, стала одной из наиболее чувствительных.

Все государственные  органы должны стать реальным средством  обеспечения достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.

В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей  точки зрения, повышает гражданскую  и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей деятельности. В  то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует и более широкого использования основополагающего принципа правового регулирования: «дозволено все, что прямо не запрещено законом», тоесть перехода от разрешающей к регистрирующей форме правового регулирования, что в свою очередь требует активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических норм, направленных на защиту свободы личности, ее неприкосновенности и безопасности. Это нашло отражение в концепции действий в сфере прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.

В обновленном обществе каждый человек является общественной ценностью, выступает самостоятельным  субъектом в различных отношениях с участием государства, наделен  реальными правами и возможностями обеспечивать себя всем необходимым, действуя в рамках закона и только на основании закона. Если общественные и личные интересы противоречат друг другу, то должны вырабатываться и проводиться в жизнь компромиссные решения. При несовпадении интересов большинства и меньшинства принимаемое решение при всех условиях не должно вести к ущемлению прав меньшинства, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации.

Правовое государство  — это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

В нынешних политологических, историко-философских и даже правовых дискуссиях мелькают две мысли:

1) правовое государство -конструкция, устаревшая для постиндустриального общества;

2) эта идея вообще  не органична российским традициям  и ментальности.

Человечество даже в  постиндустриальную эру не располагает  столь уж широким веером социальных возможностей, а потому, отказываясь от идеи правового государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где закон не основан на естественном праве и где его «господином» является власть. Если что и целесообразно пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего состояния цивилизации. А вот правовое государство - достижение, не подлежащее пересмотру и тем более отказу от него.

Есть возражения и  против второй позиции. Да, в России не очень популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства фатально бесперспективно. Наоборот, как ни покажется странным, именно в России существуют благоприятные условия для реализации такой идеи. Более того, перспективы формирования правового государства в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным - как в нормотворчестве, так и в правоприменении.

Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом  будущем стать одним из важнейших  объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава  может прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального  консенсуса в вопросе уважения и  защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому — права человека.

Другими словами, достойная  жизнь может и должна строиться  как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан.

«Стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации»38, поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции — в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.

А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства.

И тогда, преодолевая  различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

 

Заключение.

Правовое государство, которому посвящено исследование, —  это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства.

Теперь мы можно сказать, что разработки теоретиков правового  государства представляют значительный интерес для понимания современных проблем России. Вот почему в первой главе представлена история возникновения идеи правового государства, что позволяет сделать такие выводы:

1)      В содержательном  смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. И.Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства.

2)      История  философско-правовых учений о  правовой государственности —  богатый арсенал идей и концепций,  без знания которых, учета их  сильных и слабых сторон, достоинств  и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.

3) История развития  философско-правовой мысли свидетельствует  о том, что для правового  государства необходимы не только  господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования, форм деятельности и т.д. (организационный, властно-институциональный аспект). Причем оба аспекта тесно взаимосвязаны и один без другого невозможен.

Многие современные  исследователи и политики, особенно прокремлевскои и прокоммунистической  ориентации, склонны относиться к теории правового государства как к некой абстрактной, кабинетной, безжизненной фантазии. Но при всей академичности теории правового государства она ценна своим рациональным зерном - максимальными гарантиями естественных прав личности. Поэтому, опираясь на материал, изложенный в первой главе работы, можно констатировать:

1)  под правовым  государством следует понимать  не некое абстрактное государство  господства права, а государство,  максимально гарантирующее естественные  права личности, причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права;

2)  цель правового  государства - это расширение  прав личности, совершенствование  конституционно-правовых механизмов  их реализации и защиты;

3)  правовая государственность  как символ и социальный идеал  представляет собой, прежде всего,  прогрессивную идеологию гражданского  общества, постепенная объективация  которой на нормативном уровне  обусловлена уровнем общественного  правопонимания.

Приведенные в работе характеристики правового государства  подчеркивают его главный аспект: вся система отношений в обществе и государстве должна строиться  на правовых началах. Образно говоря, общественные отношения должны быть освящены правом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей полноты проблемы.

Информация о работе Конституционная модель российской правовой государственности философско-правовая характеристика