Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности, получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов.
Введение 5
Глава 1. Правовое государство: история идей и современность 8
Становление и развитие идеи правового государства 8
Современная теория правового государства 15
Глава 2. Конституционная модель российской правовой государственности: проблемы и перспективы 23
2.1. Правовое государство и гражданское общество 23
2.2. Российский путь к правовой государственности 26
Заключение 43
Список литературы 47
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Правовое государство: история
идей и современность
Глава 2. Конституционная модель российской
правовой государственности: проблемы
и перспективы
2.1. Правовое государство и
гражданское общество
2.2. Российский путь к правовой
государственности
Заключение
Список литературы
Введение.
На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности, получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов.
Россия преодолела тяжелый период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности - этим я обусловливаю актуальность своего исследования. Я попробую отследить динамику этого процесса и отразить объективную картину на современном этапе, изучив и систематизировав теоретические основы концепции правового государства, и, на примере Российской Федерации, отследить становления правового государства в соотношении с феноменом гражданского общества.
Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение гражданского общества и политического государства. Идея правового государства, при этом всегда была актуальной и волновала умы передовых людей. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно — в немецкой юридической литературе в начале XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля. Однако, споры вокруг правового государства, как вокруг идеи, так и вокруг практики, ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.
Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России.
Специфика феномена правовое
государство в
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
1. Анализ теоретических
основ концепции правового
2. Рассмотрение особенностей
конституционной модели
Выделение проблем формирования
правового государства в
И, в заключении - формулировка выводов.
Теоретическую базу исследования составили:
а) правовые положения, изложенные в Конституции РФ (1993г);
б) научные
работы и тематические исследования
в области государствоведения в
целом и посвященные концепции
правового государства в
в) публикации по теме исследования в специализированных изданиях: «Собрание законодательства РФ», «Законодательство», «Государство и право», «Российская юстиция», «Общественные науки и современность», «Вопросы философии» и другие.
Источниковедческую базу исследования составили информационные ресурсы справочно-правовой системы «Консультант Плюс» и системы ИНТЕРНЕТ.
Предлагаемая работа
актуальна, так как посвящена
концепции правового
Глава 1. Правовое государство: история идей и современность
1.1 Становление и развитие идеи правового государства
С древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества.
Ведь государство, так
же как и всякий иной социальный
институт, можно использовать по-разному,
в различных целях. Оно может
служить и некоторым
С возникновением государства значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превращалось в «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол.
Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. «Каждый человек, - по Расселу, - изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями - стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны».1
С помощью чего государственную власть можно упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами: как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в "хозяина", как и с помощью чего направлять его силу и власть в русло общего блага, как минимизировать произвол и различные злоупотребления?
В качестве ответов на
эти вопросы существует множество
мнений. Одни мыслители считают, что
в принципе ничего нельзя противопоставить
человеческому желанию
Другие ученые исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Такие идеи характерны этатистам (этатизм — от фр. etat - государство), таковыми были авторитетнийшие русские ученые В.И. Вернадский, С.Ф.Ольденбург, А.А.Шахматов. Этатисты всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.
Третья точка зрения
выражает стремление к максимальному
ограничению государственной
Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Представители концепции правового государства в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой», к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.
Именно через право предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать право в виде своеобразного "ограничителя" от злоупотреблений властью со стороны государства4.
Идея утверждения права в общественной жизни родилась в период возникновения первых государств. Уже тогда начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (значит - общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой (соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности5.
Еще Платон писал: «Я вижу
близкую гибель того государства, где
закон не имеет силы и находится
под чьей-либо властью. Там же, где
закон — владыка над
Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности — значит, делать очень большое допущение...»8. Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.
В теоретически развитом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против феодального произвола и деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, А.Н.Радищев и другие, вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы, и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводится роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом.
В трактовку соотношения государства и права в XVI-XVII веках были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.