Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 16:54, контрольная работа
У Сократа был своеобразный подход к общению с людьми. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос.
Введение………………………………………………………………………………. 2
Концепция философии Сократа. ………………………………………… 4
Заключение……………………….......………...…………………………………. 16
Список использованной литературы…………………………….......17
Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части 'сократического' метода: 'ирония' и 'майевтика' - по форме, 'индукция' и 'определение' - по содержанию. 'Сократический' метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская 'ирония'. Однако Сократ ставил своей задачей не только 'ироническое' раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться 'истины'. Поэтому продолжением и дополнением 'иронии' служила 'майевтика' - 'повивальное искусство' Сократа ( намек на профессию его матери ). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию 'всеобщего' как основы истинной морали. Основная задача 'сократического' метода - найти 'всеобщее' в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной 'индукции' и 'определения'.
10
Беседа
Сократа исходит из фактов жизни,
из конкретных явлений. Он сравнивает
отдельные этические факты, выделяет
из них общие элементы, анализирует
их, чтобы обнаружить препятствующее
их объединению противоречащие моменты,
и, в конечном счете, сводит их к высшему
единству на основе отысканных существенных
признаков. Таким путем он достигает
общего понятия. Так, например, исследование
отдельных проявлений справедливости
или несправедливости открывало
возможность определения
Если 'индукция' - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то 'определение' - это установление родов и видов, их соотношения, 'соподчинения'.
Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой 'диалектический' метод мышления.
Сначала
Сократ предложил дела справедливости
заносить в графу 'дельта', а дела
несправедливости - в графу 'альфа',
затем он спросил Евтидема, куда
занести ложь. Евтидем предложил
занести ложь в графу 'альфа' (несправедливости).
То же предложил он и в отношении
обмана, воровства и похищения
людей для продажи в рабство.
Равным образом на вопрос Сократа
можно ли что-либо из перечисленного
занести в графу 'дельта' (справедливости),
Евтидем отвечал решительным
отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему
вопрос такого рода: справедливо ли
обращение в рабство жителей
несправедливого
11
справедливыми, указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее 'определение' неправильно и что следует выдвинуть новое 'определение': 'По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно справедливее'. Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к 'индукции', показал, что и это 'определение' неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное, а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу 'дельта', а не 'альфа', как это предполагается предыдущим 'определением'. Равным образом, продолжает 'индукцию' Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие.
Эту
кражу, или этот грабеж, Евтидем также
вынужден занести в графу
12
добровольного
и недобровольного поступка, продолжая
свою 'индукцию' и добиваясь нового,
еще более точного 'определения'
справедливости и несправедливости.
В конечном итоге получается определение
несправедливых поступков как тех,
которые совершаются в
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3.
Справедливость (знание, как соблюдать
законы божественные и
Только 'благородные люди' могут претендовать на знание. А 'земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих
13
себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла'. Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.
Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к 'заветам отцов'.
По Ксенофонту, Сократ восторгается 'самыми древними и самыми образованными государствами и народами', потому что они 'самые набожные'. Больше того:
'
...он думает, что ему не стыдно
будет взять за образец
14
стороне отсталой деревни - против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа.
Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
Он
хотел бы видеть в афинских гражданах
людей храбрых, но скромных, не требовательных,
благоразумных, справедливых в отношениях
ко своим друзьям, но отнюдь не к
врагам. Гражданин должен верит в
богов, приносить им жертвы и вообще
исполнять все религиозные
Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы
15
(вмешательства
в дело богов). Задача его философии
- обоснование религиозно-
Сократ
был цельным человеком, для которого
собственная жизнь была философской
проблемой, а важнейшим из проблем
философии был вопрос о смысле
жизни и смерти. Не отделяя философии
от действительности, от всех прочих сторон
деятельности, он еще меньше повинен
в каком бы то ни было расчленении
самой философии. Его мировоззрение
было столь же цельным, земным, жизненным,
столь же полным и глубоким выражением
духовной жизни и античного мира.