Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:02, реферат
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6- 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым.
В истории философии
первую концепцию бытия дали древнегреческие
философы 6- 4 веков до нашей эры -
десократики. Для них бытие совпадает
с материальным, неразрушимым и совершенным
космосом.
Одни из них рассматривали бытие как неизменное,
единое, неподвижное, тождественное себе.
Таковыми были взгляды древнегреческого
философа Парменида. Существо его философской
позиции заключается в проведении принципиального
различия между мышлением и чувственностью,
а соответственно и между мыслимым миром
и миром чувственно познаваемым. Это было
подлинным философским открытием. Мышление
и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый
мир есть прежде всего "единое", которое
Парменид характеризовал как бытие, вечность
и неподвижность, однородность, неделимость
и законченность, противопоставляя его
становлению и кажущейся текучести. Для
богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует
только настоящее.
Он дает одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: "мыслить и быть есть одно и то же", "одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется"( История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994; стр56.). Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее - это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.
Вопреки сложившемуся еще в древности мнению, Парменид вовсе не отрицал чувственного мира, а только доказывал, что для его философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности.
Выдающийся античный философ Платон фиксирует бытие в отношении к небытию, причем противопоставляются бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой липа ложную, превратную поверхность вещей. Платон противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как "мир истинного бытия". Душа когда-то была близка богу и "поднявшись, заглядывала, в подлинное бытие". Теперь же, отягощенная заботами, "с трудом созерцает сущее" (История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994; стр. 68).
Важнейшей частью философской системы Платона является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе". Основой всякого бытия является "единое", которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не загашает какого-либо пространства- не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия: и т. д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления. В этом источнике скрываются не только "идеи", или "эйдосы", вещей, то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, тех становление.
Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию.
Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: "оно есть". Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принципы взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Однако Аристотель признает также нематериальную форму всех форм (бога).
Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в .любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:
- сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина);
- материя и подлежащее
(субстрат) - то, из чего что-либо
возникает (материальная
- движущая причина, начало движения;
- целевая причина - то,
ради чего что-либо
Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия ~ форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог Аристотеля -"перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.