Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:06, реферат
Чтобы посмотреть на положение женщины по Домострою, надо обратиться к идеологии того времени и, конечно же, к первоисточнику. Многие не понимают особенности средневекового уклада жизни и судят Домострой с точки зрения нашего времени. Обычно критики опирались на оценки иностранцев, которые посещали Московию в 15-17 веках. Естественно каждый считает себя лучшим: видит недостатки других, но своих не замечает. Вот и развили иностранцы легенду о том что нравы на Руси жесточайшие: бьет муж жены с утра до вечера плеткой а потом еще и прощения просит!
Кнуты и пряники Домостроя
Чтобы посмотреть на положение женщины по Домострою, надо обратиться к идеологии того времени и, конечно же, к первоисточнику. Многие не понимают особенности средневекового уклада жизни и судят Домострой с точки зрения нашего времени. Обычно критики опирались на оценки иностранцев, которые посещали Московию в 15-17 веках. Естественно каждый считает себя лучшим: видит недостатки других, но своих не замечает. Вот и развили иностранцы легенду о том что нравы на Руси жесточайшие: бьет муж жены с утра до вечера плеткой а потом еще и прощения просит!
Сильвестр писал Домострой, опираясь на Закон Божий. Церковь обычно представляла женщину как помощницу дьявола вот и Сильвестр принижает ее положение. Он собрал Домострой как «идеал» семейной жизни только не стоит забывать что каждый идеал представляет по-своему.
Женщина занимает особое место в доме: она хранительница домашнего очага.
Муж обретает социальное равноправие только тогда, когда женится.
В Домострое разделены права и обязанности супругов. Всеми делами в доме занимается жена, но последнее слово всегда остается за мужем. Жена воспитывает дочь, а муж занимается воспитанием сына.
Женщина по Домострою должна быть послушна и чиста. Патриархат не позволяет управления мужчиной, поэтому он должен быть честным и строгим.
В главе 20 под названием «Похвала женам» написано: Еще дарит Бог добрую жену, которая дороже драгоценного камня, такая безвозмездно делает своему мужу «благожитие», если у нее появятся материалы для прядения, то она сделает нужную вещь своими руками быстро, как торговый корабль.., увеличивает она от плодов своих рук достояние намного, и муж не должен думать о доме, и число дней его жизни удвоится, если у него есть такая жена; хорошая будет наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней. Жена добра и трудолюбива, и молчалива, такая жена – хвала мужу и честь.
В Домострое также описана система
наказаний за непослушание. Наказания эти телесные. В одной из глав идет речь о том, что муж наказывает жену плетью. Для нас это очень жестоко, но для того времени телесные наказания были обычной нормой. В современном уголовном праве такого рода наказания отсутствуют.
У женщины есть свои обязанности, например, такие как домашняя работа.
Женщина не должна сплетничать, советуется только с мужем, общается с «кем велит муж». Женщина никогда не должна быть без дела разве что только из-за болезни.
Когда говорят о положении женщины по Домострою, то вспоминают о принижении ее роли в домашнем быту, о ее личной несвободе и зависимости от решений супруга.
Тогда - не теперь...
Начнем с конца
Дошедшие до нас 40 списков Домостроя условно делятся на три редакции: краткую, сильвестровскую и смешанную. Первая, краткая, предположительно, и есть тот новгородский прототип, с которым работал протопоп Сильвестр. Смешанная редакция – не что иное, как результат труда нерадивых переписчиков (и в то время такие работники были, даже среди монахов!), которые взяли половину текста первого варианта, половину из второго и в результате получился довольно путаный текст с множеством повторов.
Самая распространенная – это сильвестровская редакция. Она обработана, и, кроме того, в ней есть 64-я глава, написанная самим Сильвестром в виде поучения его единственному сыну Анфиму. Эту главу еще называют "малым Домостроем", потому что в ней изложено основное содержание предыдущих 63 глав, но только вкратце и без повторов. Написана она очень нежным, мягким языком, по-отцовски. Именно с нее лучше начать знакомство с Домостроем. Тогда рассеются все подозрения, что этот сборник – сама суровость. Такие ноты заботливости могут идти только от отца, желающего, чтобы сын рос достойным человеком. Чего стоят одни обращения к Анфиму: "Милое мое чадо дорогое!", а мать, хозяйку дома, Сильвестр называет "матушка", "хозяюшка". Воссоздается атмосфера хороших, добрых отношений.
Кто в доме хозяин?
В современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье?
Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности
мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора* " (Домострой, Глава 23).
(СНОСКА: * Царица Феодора – жена
византийского императора Феофила (829-842) и мать Михаила IV (842-867). Была защитницей почитателей икон, благодаря ей в 813 г. было покончено с иконоборчеством в Византии. В угоду ей отцы Вселенского собора не прокляли ее умершего мужа, гонителя икон)
Бояться - значит уважать
В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью. Конечно, сюда входит и признание старшинства мужа. Но ведь это не тот супруг, что перед телевизором или с газетой в руках забывает о земной суете, а при случае бьет кулаком по столу! Его долг – быть главой семьи, опекать домочадцев, учить их правильной жизни, потому что он в ответе за это перед Богом, и перед государем, и даже перед общественным мнением, "суседями". Старшинство мужа в доме – это не своеволие и не проявление мужской тирании, это явление вполне естественное для того времени. Это один из принципов мироустройства, залог порядка.
Терпи, казак...
Каковы же полномочия хозяина? Прежде всего – опекать, учить членов семьи и домочадцев, заботиться об их благоденствии. Домочадцы – это домашняя прислуга. О ней Домострой также
неоднократно упоминает. Если слуги честно выполняют свои обязанности, следует сажать их за хозяйский стол, одаривать одеждой со своего плеча, всячески защищать. Хорошему слуге хозяин помогает устроиться в жизни: завести свое торговое дело, обустроить двор... Если же слуга нерадив, обкрадывает хозяев, сплетничает о них, увиливает от работы, необходимо его поучать, в том числе и самым популярным тогда средством – поркой. Но после этого обязательно нужно предоставить человеку новый шанс. И только если он снова и снова будет воровать, бездельничать, то следует накормить такого слугу и прогнать со двора.
В 64-й главе Сильвестр постоянно
обращается к собственному опыту, призывает сына вспомнить, как было в их доме: сколько сирот брали они к себе в услужение, и всем им потом помогли устроиться. Одни стали купцами, у других теперь свое хозяйство, а скольких матушка удачно выдала замуж, и всем собрала приданое... Их слуги, послужив добросовестно на хозяйском дворе, вышли в люди.
Историческая справка
Домострой – это исторический памятник середины XVI века. Содержит свод правил, относящихся к разным сферам жизни: духовной, гражданской, социальной. 40 списков документа (то есть рукописно переписанных экземпляров), сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют, что в свое время Домострой пользовался огромной популярностью.
Домострой не является чисто русским произведением. У таких сборников были свои предшественники – византийские своды правил, написанные в православной традиции. Они были переведены на русский язык и потому хорошо известны грамотному населению (например, Изборник Святослава, 1073 год). Была и католическая традиция, например, в Польше ("Жизнь добропорядочного человека"). На базе этого наследия в России к XV-XVI веку были написаны сборники, содержавшие правила: как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей, воспитывать детей, как относиться к государственной власти, как вести себя в церкви и т.д. Домострой является компиляцией из разных источников подобного рода.
Поэтому у сборника нет конкретного автора. Редактором его считается протопоп московского Благовещенского
собора Сильвестр. Предполагают, что в Новгороде существовал "досильвестровский" список, близкий к известному нам варианту, который и редактировал протопоп, сам выходец из Новгорода. Задача Сильвестра заключалась в том, чтобы информацию из разных источников свести воедино и немного подправить стилистически. Лишь 64-я глава сильвестровского Домостроя написана самим протопопом.
Первое академическое издание
Домостроя появилось в 1908 году, под редакцией Александра Сергеевича Орлова.
О Сильвестре
Сильвестр – протопоп Благовещенского московского собора, на протяжении нескольких лет – духовник царя Ивана Грозного. Выходец из Новгорода, откуда, по-видимому, и пришла в столицу традиция таких сводов, как Домострой.
О семье самого Сильвестра известно немногое, но и это очень важно. Атмосфера в доме была доброжелательная. Жену свою протопоп очень любил, называл "матушкой". Супруги глубоко уважали друг друга. Единственный сын Сильвестра Анфим воспитывался в любви и заботе, родителей своих глубоко чтил.
Верные слуги в доме были как члены семьи, получали от хозяев многие милости.
Обязанности хозяина
- Каждый день и каждый вечер, после молитвы, советоваться с женой о домашнем хозяйстве.
- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.
- Учить ремеслу сыновей: плотницкому, портновскому, кузнечному, сапожному.
- Учить жену и детей, и домочадцев не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим –
приветливым и милостивым.
- Присматривать за погребами и ледниками, в житницах и сушильнях, в
амбарах и конюшнях.
- Огород и сад насаживать, о нем заботиться.
- Заботиться о закупке припасов на год; делать запасы впрок.
- По заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.
Обязанности хозяйки
- Вопрошать мужа о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить.
- Любить и хранить детей, но и страхом спасать, наказывая и поучая.
- Учить рукоделию дочерей: прясть, шить; учить есть готовить, хлебы печь и калачи.
- Руки свои простирать на труд; самой знать, как сеять муку, как квашню замесить, и хлебы скатать да испечь; знать, сколько при том муки возьмут, и сколько
испекут – меру и счет знать во всем.
- Милость свою обращать на убогого, и плоды трудов подавать нищим.
- Каждый день приглядывать за слугами, а которая служка хорошо всё делает – и за то похвалить да пожаловать, если плохо – наказать или проучить.
- Всегда беречься хмельного.
- Собирать приданое дочерям.
- Служанок, девиц и вдов обучить, замуж выдать, приданым наделив.