Этика Эпикура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

Аристипп определял удовольствие как положительное состояние наслаждения, порождаемого ровным движением. Эпикур, по крайней мере в дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицательным признаком — как отсутствие страдания. «Предел величины удовольствия, — пояснял Эпикур Менекею, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».

Файлы: 1 файл

деловая этика 2015.docx

— 30.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет

им. Т. Ф. Горбачева»

 

Кафедра философии

 

 

Учебная дисциплина «Деловая этика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 10

 

 

 

 

 

Выполнила: Боярская М.М.

студентка гр. ФКБз-121

                                                                                               Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2015

Вариант №10

Задание 1. Этика Эпикура.

Аристипп определял удовольствие как положительное состояние наслаждения, порождаемого ровным движением. Эпикур, по крайней мере в дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицательным признаком — как отсутствие страдания. «Предел величины удовольствия, — пояснял Эпикур Менекею, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».

Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. «Когда мы говорим, — пояснял Эпикур Менекею, — что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Именно посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни — здоровье тела и безмятежность души (атараксия)

Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела).

В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения человека. «С него начинаем мы, — писал он Менекею, — всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о всяком благе»

Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, — большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

На этих положениях строится у Эпикура его классификация удовольствий. Он делит желания на естественные и вздорные (пустые). В свою очередь, естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время необходимыми: "Надо принять во внимание, что желания бывают: одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни. Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог... Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни..." Таким образом, Эпикур призывает удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности, а естественные, но не необходимые либо, а тем более искусственные, надуманные он требует оставить без удовлетворения.. Эпикур исследует тревожащие человека мнения и находит их прежде всего в трех видах страха: в страхе перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью. На преодоление этих страхов и направлено все атеистическое учение Эпикура.

В отдельных случаях необходимо избегать удовольствий и выбирать или предпочитать страдания: «Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность: также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом. всякое удовольствие, по естественному родству с нами. есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать».

При этом Эпикур считал страдания души худшими по сравнению со страданиями тела: тело страдает только из-за настоящего, душа же — не только из-за этого, но и из-за прошлого и будущего; соответственно и удовольствия души Эпикур расценивал как более значительные.

Этика Эпикура вполне индивидуалистична. Основное ее требование — «живи незаметно». Ее индивидуализму не противоречит и восхваление у Эпикура дружбы. Хотя к дружбе стремятся ради нее самой, но ценится она ради приносимой ею безопасности и, в конечном счете, ради безмятежности души. В «Главных мыслях» Эпикур утверждает: «То же самое убеждение, которое дает нам безбоязненность относительно того, что ничто страшное не бывает вечным или долговременным, усмотрело и то, что безопасность, даже в нашем ограниченном существовании, благодаря дружбе наиболее полно осуществляется».

Отсюда ясно, что этическое мировоззрение Эпикуpa — утилитаризм. Ему соответствует учение о происхождении справедливости из договора: «Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». И еще в другом месте: «Справедливость не есть нечто само по себе, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терять вреда».

Являясь результатом договора, соглашения между людьми, предписания справедливости в своем содержании обусловлены личными особенностями их жизни: «В общем справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в сношениях людей друг с другом; но в отношении индивидуальных особенностей страны и других каких бы то ни было обстоятельств справедливость оказывается не для всех одной и той же».

 

Задание 2. Соотношение бизнеса и морали.

Прежде всего, что мы понимаем под словом «мораль»? В последнее время фраза «моральная ответственность бизнеса» стала настолько расхожей, что теряется её подлинный смысл. Я полагаю, что люди часто слишком поверхностно понимают саму природу морали и, не задумываясь, используют это понятие. А ведь мораль находится вне рамок обыденных представлений о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Лично я придерживаюсь кантовских представлений о морали как некоем неутилитарном императиве, к которому нужно стремиться. Кант задается вопросом, может ли поступок человека быть чисто моральным? И отвечает однозначно – нет, это невозможно, человек к этому может только стремиться. Мы ведь люди, а не духовные автоматы, и мы не можем исключить из своих, как нам представляется, даже самых лучших в моральном смысле поступков элементы личного удовольствия, утилитаризма, самомнения и тому подобное. Теперь о бизнесе. Не следует забывать, что цель любого бизнеса – это создание систем, генерирующих прибыль, а не осуществление благотворительных акций. В самом по себе бизнесе ничего морального нет. Но вот сама предпринимательская деятельность должна, конечно же, осуществляться в рамках моральных требований и, если это необходимо, иметь в них свои границы.

Однако нельзя в качестве морального упрека предъявлять бизнесу его нацеленность на прибыль. Во-первых, стремление к успеху и прибыли в рамках бизнеса вовсе не есть стремление к накоплению сокровищ, богатства. А во-вторых, мы же не упрекаем художников в том, что они пишут картины, которые являются произведениями искусства, но при этом они не думают о морали. Все-таки художник реализуется как художник, создавая картину, которая становится событием в мире искусства. Так же и бизнесмен ориентируется, прежде всего, на создание каких-то систем, которые были бы экономически эффективны. Это его основная задача, но, как и все в этой жизни, она должна соотноситься с Божьим творением.

И здесь мораль в ее высшем, неутилитарном смысле должна быть решающим регулятором бизнеса. Таково, на мой взгляд, соотношение бизнеса и морали.

Задание 3. Дайте определения этических понятий: честность, доверие, справедливость.

Честность - практическая добродетель, подразумевающая:

* правдивость;

* совестливость;

* добросовестность  и верность;

* открытость чувств  и намерений для другого человека.

Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).

Доверие:

* способность к  искренним, открытым отношениям  между людьми;

* отношения, основанные  на равноправии, отсутствии эксплуатации  другого человека ради достижения  эгоистических целей.

Справедливость является:

• характеристикой человеческих отношений;

• принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

• главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:

• распределительную (воздающую) — она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);

• уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.). Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

Задание 4. Деловой этикет: письменное общение и деловая переписка

Деловое общение представляет собой как устное, так и письменное общение. Письменное деловое общение чаще всего выглядит как документ, применяется для передачи информации и во взаимодействие между людьми в обмене деловыми письмами . Деловая беседа или встреча использует форму устного делового общения.

В деловом общении особенностью является установление правил, ограничений, регламента . Написанное слово обладает силой, гораздо большей, чем слово, которое произнесено.  Письмо можно перечитывать несколько раз. В сложных ситуациях на предприятии обязательно прибегают к письменному сообщению.

Электронное письмо – документ, направляемый по электронной почте, используется в современном деловом общении. Заявления, обращения, докладные записки, и другие виды письменного общения, применяются внутри предприятия . Для организации письменное общение порой незаменимо. Письма, реклама, пресс-релизы - все это влияет на формирование имиджа компании.

Таким образом, современные письменные виды делового общения - это разнообразные служебные документы..

 Форма делового письма определяется целью уведомления, отправителем и его получателем. В деловых письмах проявляется точность, грамотность, исполнителя и его профессиональная компетентность.

В деловом общении используются самые разнообразные виды деловых писем : приглашение или отчет, письмо-согласие или отказ, письмо-жалоба или благодарность, требование или извещение или др.

Умение правильно общаться, является ценным навыком на всех уровнях управления . Деловое общение является одним  из самых массовых видов общения людей в обществе. Оно не заменимо в управленческой культуре и может быть определено как вид культурных универсалий в деловой среде.

Письменное деловое общение чрезвычайно актуально, с точки зрения развития бизнеса, его связи с деловыми партнерами. Письменное обращение может быть представлено  официальными и полуофициальными деловыми письмами, а также широко используется переписка по электронной почте. Значимость делового общения выступает основой для разработки мероприятий с целью обучить людей всевозможным аспектам современного этикета.

Развитие этикета в письменном деловом общении способствует приобретении всей сложности и специфики межнациональной и межкультурной коммуникации. Проблема связана с тем, что коммуникация осуществляется в условиях отличающегося от стандартов поведения и национально-культурных стереотипов мышления, и зависит от сферы профессионального взаимодействия. В процессе обновления управленческой культуры в сторону самоуправления и интеграции высших духовных ценностей, традиционно сложившихся у россиян, деловое общение так же проходит путь преобразований. Письменная форма общения так же важна в условиях повышения культуры гражданского участия, ответственности и справедливости. Эта форма общения значительно расширяет возможности взаимодействия людей в деловой сфере.

Задание 5. Приведите пример проблемной этической ситуации в деловой сфере.

Многим из нас приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. А в деловом общении, так же, как и в личной и социальной жизни в отношениях с людьми происходят разного рода разногласия, трения, приводящие довольно часто к конфликту. Действительно, у каждого человека есть свои принципы, интересы, точка зрения на ту или иную ситуацию и люди привыкли их отстаивать. Но у всех они разные и, даже, порой, абсолютно противоположные. Отсюда и возникают столкновения между людьми или группами, которые призваны привести ситуацию к выходу и логическому для обеих сторон разрешению.

В одной из фирм проходит собрание по подведению итогов выполнения плана работы. Предварительные итоги были обговорены еще накануне. Директор и профорг были единодушны в оценке результатов выполнения плановых задач каждым из сотрудников.

Информация о работе Этика Эпикура