План
- Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкон и рационализм Р. Декард.
- Пространство и время
- Самосознание и личность
1.Философия Нового времени:
эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.
Английский философ Ф.
Бэкон (1561–1626) – родоначальник материализма
Нового времени. Он считал, что философия
должна иметь, прежде всего, практический
характер. Там, где она остается умозрительной
(схоластичной), она неистинна. Схоластик,
говорил Бэкон, плетет какую-нибудь
научную ткань, бесспорно удивительную
по тонкости нити и по тонкости работы,
но совершенно пустую и ни на что не пригодную.
Человечеству, учил Бэкон, нужна новая
наука. Ее объект – природа; ее цель –
превращение природы в "царство человека",
то есть господство человека над силами
природы; ее средство – новый метод. Такой
новый метод Бэкон разрабатывает в своем
главном труде «Новый органон». Само название
этой работы родилось как противопоставление
книге Аристотеля «Органон». Органон в
переводе с греческого означает орудие,
инструмент, средство познания, исследования.
Так названы шесть логических трактатов
Аристотеля. Аристотель считал орудием
познания логику. А главным ее методом
– дедукцию. Однако схоластика вытравила
из учения Аристотеля все материалистическое
и превратила его логику в мертвую догму.
Бэкон противопоставляет схоластике свое
учение об индуктивном методе. Поэтому
свое сочинение о принципах и правилах
научной индукции он назвал «Новым органоном».
Труд состоит из 343 афоризмов на латинском
языке. Многие из них сохранились до наших
дней, например, «Знание – сила!».
Ф. Бэкон обосновывает индукцию как метод
обобщения опытного знания. Этот метод,
по образному выражению философа, – «путь
пчелы», который соединяет как переходы
от обобщения опытных данных к созданию
теории, так и переход от теории и выводов
из нее к постановке новых экспериментов.
Именно он основал науку – методологию
экспериментального естествознания. В
ней усматривал залог будущего могущества
человечества, его господства над природой.
А господствовать над природой можно только
подчиняясь ее законам. Выводы науки должны
основываться на фактах. От них необходимо
идти к широким обобщениям. Экспериментальному
знанию соответствовали методы наблюдения,
анализа, сравнения, эксперимента. Процесс
обобщения знаний есть индукция. Индукция
исходит из ощущений, из отдельных фактов,
постепенно поднимаясь до самых общих
положений. Суть этого метода, по мнению
Бэкона, образуют:1) наблюдение фактов;
2) их систематизация и классификация;
3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение
явления на составные части; 5) проверка
фактов на опыте;
6) обобщение знаний. В процессе
наблюдения исследователь собирает факты,
с помощью эксперимента он их проверяет,
а затем делает обобщения.Но опыт, полагал
Бэкон, может дать достоверное знание
лишь тогда, когда сознание будет свободно
от ложных «призраков». «Призраки рода»
– это ошибки, вытекающие из того, что
человек судит о природе по аналогии с
жизнью людей; «призраки пещеры» заключаются
в ошибках индивидуального характера,
зависящих от воспитания, вкусов, привычек
отдельных людей; «призраки рынка» – это
привычки пользоваться в суждениях о мире
ходячими представлениями и мнениями
без критического к ним отношения; «призраки
театра» связаны со слепой верой в авторитеты.
Не ссылаться ни на какие авторитеты –
таков был принцип науки нового времени.
В вопросе об отношении веры и разума Бэкон
придерживается идеи «двойственной истины».
Истина двойственна: истинами откровения
ведает теология, истинами разума – философия.
Пересечение истин – вещь кажущаяся, истины
строго разделены: если, например, существование
Бога доказывается философией, то троичность
Божества познаваема через откровение.
Но различие сфер разума и откровения
не освобождает от консультаций с текстом
Библии.
Источником человеческого знания Бэкон
объявляет чувственный опыт. Верный путь
следования человеческого разума в познании
мира должен начаться с ощущений. Он провозгласил
важность опытного исследования, основанного
на экспериментальном методе восхождения
от знаний о единичном и простейших умозаключений
к самым общим положениям. Поэтому первым
условием прогресса знания является усовершенствование
методов обобщения, образования понятий.
Таким образом, критикуя дедуктивный метод,
Бэкон разработал метод индукции. Однако
он преувеличивал его значение, противопоставил
индукцию дедукции. В действительности
оба метода не исключают, а дополняют друг
друга.
Рационализм Нового времени
(Р. Декарт)
Рене Декарт (1596–1650) вошел
в историю философии двумя
произведениями («Рассуждения о методе»,
«Метафизические рассуждения»), несколькими
идеями – "картезианским сомнением"
(Картезий – латинизированное имя Декарта),
положением о ясности как критерии истины,
критикой эмпиризма и обоснованием рационализма
в гносеологии. Заслуга Декарта состоит
и в утверждении человеческого «я» и мышления
человека как независимых ни от природы,
ни от Бога. Декарт начинает со скептицизма
в отношении эмпирического познания.
Могу ли я быть уверен
в том, что я сейчас действительно
сижу в халате у камина? Нет, так
как иногда я видел ту же картину
во сне, когда фактически я лежал
в постели. Кроме того, у людей
бывают галлюцинации, и нет гарантии, что
сейчас я не в галлюцинаторном состоянии.
Могу ли я быть уверен в действительном
существовании таких эмпирических реалий,
как протяженность и количество? Нет, ибо,
во-первых, общие реалии выводятся из индивидуальных.
Во-вторых, хотя арифметика и геометрия
более достоверны, чем физика и астрономия
(первые истинны даже в отношении объектов
сна), возможно, что Бог или демон вынуждает
меня ошибаться всякий раз при пересчете
сторон квадрата или при выполнении арифметического
действия. Опровержение эмпиризма переходит
в тотальное сомнение. Декарт выводит
критерий истины. Почему принцип «мыслю,
следовательно, существую» настолько
очевиден? Исключительно потому, что он
ясен и отчетлив. Общее правило имеет вид:
все, что мы воспринимаем абсолютно ясно
и отчетливо, – истинно. Декарт как бы
философски обосновывает ценность случающихся
в жизни человека мгновений озарения,
которое неизъяснимо, но легко узнаваемо
при встрече и именуется интуицией или
вдохновение.
Развивая рационализм, он
полагал, что в познании разум
человека не нуждается в чувственных
ощущениях, ибо истинность знаний находится
в самом разуме, в постигаемых
разумом абстрактно-логических образах.
С целью оправдания учения о разуме как
главном и единственном источнике истинных
знаний, он вынужден был признать, что
нематериальная, т. е. духовная субстанция,
имеет в себе изначально врожденные идеи,
такие, как идея Бога, идея духовной субстанции,
идея материальной субстанции, идея числа,
различных геометрических аксиом и т.
д. Жизненный опыт людей в данном случае
не имеет никакого значения, но лишь подтверждает
факт их врожденности.
Разрабатывая естественные науки, Декарт
пришел к выводу, что успехи достигнутые
в этих науках, обязаны применению математического
метода. Преувеличивая роль данного метода,
он представлял его как единственный всеобщий
метод познания.
Утвердив в качестве начала познания так
называемую интеллектуальную интуицию,
не нуждающуюся в показаниях чувств и
опыта, Декарт считал, что ведущим методом
познания может выступать дедукция. Как
и Бэкон, он сомневался в истинности того,
что считалось несомненным знанием. Ни
результаты ощущений, ни результаты рассуждений
не дают правдивого знания. Поэтому начинать
надо с методологического сомнения. Но
каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании
и то, что никакому дальнейшему сомнению
не подлежит. Это само мышление. Декарт
считал связи природы полностью разложимыми.
Они сводятся в конечном итоге к логическим
связям. Познавая себя, разум познает природу,
весь мир. Сомнение же есть акт мышления,
сомневающегося мышления. В качестве мыслящего
существа «я» не призрак, я существую.
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт был уверен, что
существует достоверное познание, и
он ищет к нему правильный путь. Точка
зрения Декарта заключается не в
том, что мышление порождает бытие
тела, а в том, что бытие мышления
более достоверно, чем бытие тела,
природы и т. п. Исходя из акта мышления,
он пытается доказать необходимость
правильного познания бытия.
2. Пространство и время
Пространство есть форма
бытия материи, характеризующая
порядок сосуществования и рядоположенность
материальных образований, их структурность
и протяженность. Время — форма бытия
материи, характеризующая взаимодействие
объектов и смену их состояний, последовательность
процессов и их длительность.
Пространство и время как объективные
формы бытия материи отличаются от тех
естественнонаучных представлений о них,
которые с прогрессом естествознания
и науки в целом изменяются. В связи с этим,
кроме реальных пространства и времени,
различают перцептуальное (психологическое)
и концептуальное пространство и время.
Под перцептуальным пространством и временем
понимают формы чувственного созерцания,
отражение реальных пространства и времени
в чувственном восприятии субъекта, концептуальное
пространство и время — это наши знания,
представления, которые в итоге оказываются
более или менее адекватным отображением
реальных пространства и времени путем
логического мышления. Перцептуальное
и концептуальное пространство, и время
являются формами отражения, материальной
действительности и вместе с тем формами
дальнейшего познания внешнего мира
В истории философии и
науки сложились две основных
концепции пространства и времени:
1.Субстанциальная концепция
рассматривает пространство время как
особые самостоятельные сущности, которые
сушествуют наряду и независимо от материальных
объектов. Пространство сводилось к бесконечной
пустоте («ящику без стенок»), вмещающей
все тела, время — к «чистой» длительности.
Эта идея, в общем, виде сформулированная
Демокритом, получила свое логическое
завершение в концепции абсолютного пространства
и времени Ньютон, который считал, что
их свойства не зависят от характера протекающих
в мире материальных процессов.
2.Реляционная концепция рассматривает
пространство и время не как особые, не
зависимые от материи сущности», а как
формы существования вещей (Аристотель,
Лейбниц, Гегель, Энгельс.
Субстанциальная и реляционная
концепции не связаны однозначно
с материалистическим или идеалистическим
толкованием мира, обе развивались
на той и другой основе. Так если
Кант считал пространство и время
не свойствами самих вещей, а априорными
(доопытными) формами человеческого созерцания,
то Гегель подчеркивал, что лишь в движение,
духа (как «инобытия» материи) «пространство
и время действительны». Диалектико-материалистическая
концепция пространства и времени была
сформулирована в рамках реляционного
подхода.
Пространство и время как формы бытия
материи имеют как общие для них свойства,
так и характерные для каждой из этих форм.
К их всеобщим свойствам относятся: объективность
и независимость от сознания человека,
их неразрывная связь друг с другом и с
движущейся материей, единство непрерывного
и прерывного в их структуре, количественная
и качественная бесконечность, вечность.
Реальные пространство и время обладают
метрическими и топологическими свойствами.
Первые выражают их протяженность, они
связаны с измерением и характеризуют
их количественный аспект. Метрическими
свойствами пространства являются гомогенность,
изотропность, трехмерность, кривизна;
времени — однородность, одномерность.
Топологические свойства выражают пространственную
и временную упорядочен¬ность, качественный
аспект пространства и времени (связность,
симметричность и изотропность пространства,
анизотропность, необратимость, ритм,
темп).
Общие свойства пространства и времени
специфически конкретизируются, преломляются
на различных уровнях организации материи,
например, в неживой природе, в мега-, макро-
и микромире.С возникновением живой природы
возникают биологические пространство
и время. Считается, что существует множество
биологических пространств (например,
ареалы распространения тех или иных организмов
или ихпопуляций)
Специфические особенности
биологического времени находят
свое выражение во временных ритмах,
которые представляют собой циклические
колебания интенсивности и характера
биологических процессов и явлений.
«Биологические часы» — способность
живых организмов ориентироваться
во времени. Они основаны на строгой
периодичности физико-химических и
физиологических процессов в
клетках — биологических ритмах.
«Биологические часы» являются тем
механизмом, благодаря которому осуществляется
многоуровневое функционирование всех
подсистем живого организма.
С возникновением общества возникают
социальные пространство и время. Социальное
пространство — это всеобщая форма существования
различных социальных субъектов, начиная
от отдельного человека и кончая обществом
в целом. Социальное пространство — это
по существу «вторая природа», где люди
организуют пространство в зависимости
от условий своей жизнедеятельности. Так,
современный город по своей пространственной
планировке отличается от городов античности
или средневековья. Социальное
время — это форма общественного бытия,
которая характеризует становление человеческой
деятельности и последовательность различных
стадий в историческом развитии. В истории
время может «ускорять свой бег», события
текут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность
всех форм жизнедеятельности людей. Особым
свойством социального времени является
то, что исторические события хранятся
в памяти человечества.
Говоря о социальном времени, выделяют
время индивида (жизненный путь конкретного
человека), время поколения (длительность
актуальной жизнедеятельности современников)
и время истории — качественно высший
уровень социального времени.
3. Самосознание и личность
Человек есть не только сам
в себе, но есть и для себя, что
проявляется в обращенности на самого
себя: он осознает себя. Человек мыслит
и знает себя. Он отдает себе отчет
в том, что делает, думает, чувствует.
И исторически, и в ходе своего
индивидуального развития человек
первоначально осознает предметы и
свои практические действия, а на более
высоком уровне развития - и свои
мысли о предметах и действиях.
Он осознает себя как личность. Самосознание
предполагает выделение и отличение человеком
самого себя, своего Я от всего, что его
окружает. Самосознание — это осознание
человеком своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения, интересов, своего
положения в обществе. В формировании
самосознания существенную роль играют
ощущения человеком своего собственного
тела, движений, действий.
Структура психической деятельности индивида
не исчерпывается сознанием и несознательным.
В субъективной реальности человека имеет
место и такая подструктура, как самосознание.
Она ориентирована на анализ, осознание,
целостную оценку человеком собственных
знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов
поведения, действий, моральных свойств
и др.; с помощью самосознания человек
реализует отношение к самой себе, осуществляет
собственную самооценку как мыслящего
существа, способного ощущать. В этом случае
объектом познания субъект делает самого
себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее
существо, которое без этого характеристического
действия не смогла бы определить себя
и найти место в жизни. Обращение философов
к самосознанию как особой сферы субъективного
мира начинается еще из Сократа, из его
максимы: "Познай самого себя". Со
становлением философии как специфического
знания о миру и человеке сложился взгляд
на деятельный, неспокойный характер души,
критичность ума относительно самого
себя. За Платоном, деятельность души -
это внутренняя работа, которая имеет
характер беседы с самым собой. Размышляя,
душа постоянно разговаривает с собой,
спрашивает себя, отвечает, утверждает
и возражает.
Человек осознает себя не только посредством
других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Продукты
труда являются как бы зеркалами, из которых
навстречу нам сияют наши сущности: ребенок,
говорит Г. Гегель, «бросает камни в реку
и восхищается расходящимися на воде кругами
как неким делом, в котором он получает
возможность созерцать свое собственное
творение».