Экзистенциальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
В соответствии с этим, главной целью данной работы является познать сущность экзистенциализма в общем, а также проанализировать развитие данного течения в странах, где он получил наибольшее распространение (Германия и Франция).

Оглавление

Введение 3
1. Сущность экзистенциализма 4
2. Немецкий экзистенциализм ( К.Ясперс, М. Хайдеггер) 8
3. Экзистенциализм во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель) 13
Заключение 22
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 51.05 Кб (Скачать)

Основателем французского католического  экзистенциализма был Габриэль Марсель. Его философия носит ярко выраженный религиозный характер.

Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное обоснование религии, отвергает рациональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру "существования", недоступному для объективной науки. Бог, по Марселю, существует, но не обладает объективной реальностью, не принадлежит миру "вещей"; он "непредставляем", "неопределим", его нельзя мыслить: "мыслить веру - значит уже не верить". Таким образом, апология христианства Марселя резко отличается от традиционного, от католицизма схоластического метода.                             В отличие от "мира объективности", в сфере "существования" исчезает граница между субъектом и объектом. Духовное начало, трактуемое объективно, а не субъективно, и тем самым доступное логическому анализу и рациональному познанию, неприемлемо для Марселя. Для экзистенциализма Марселя характерно противопоставление двух понятий - проблемы и таинства. Первое характеризует "мир объективности", второе - сферу "существования".

ПРОБЛЕМА, - гласит определение Марселя, - есть нечто встреченное и преграждающее мой путь. Она всецело передо мной". В этом случае я рассматриваю нечто со стороны, подхожу к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от меня. Проблема находится в сфере логического.

ТАИНСТВО - это понятие, которое Марселем противопоставляется понятию "проблема". Таинство не противопоставляет субъект объекту, "Я" - "не-Я", познающего - познаваемому. Оно включает, вовлекает меня самого, мое существование, сливает воедино "Я" и "не-Я", выводит за границы созерцательности, стирает грань между "вне меня" и "во мне". Тем самым оно преодолевает объективный, логический подход.

Итак, в сфере "существования" мир перестает быть "проблемой" и становится "таинством". Объективность всячески исключается из понимания отношений, связей, зависимостей.

В сфере «существования» у Марселя принципиальное место занимает «интерсубъективность», а не объективность. «Объективная реальность» уступает место «второму лицу». «Присутствие» становится одной из основных категорий. Причинная связь вместе с другими формами объективных взаимозависимостей теряет онтологическое значение. На их место приходят любовь, привязанность, вера, верность, ответственность, уважение, послушание, доступность. «Быть - это быть любимым» - характерная для этой онтологии формула. Причем это распространяется не только на отношения между людьми, и вообще живыми существами, но на все отношения вообще.

Онтология Марселя не является натуралистичной. Явления природы  мало интересуют Марселя. Но коль скоро  в ней заходит речь об отношении  к природным вещам, оно устанавливается  по образу и подобию интерсубъективной эмоциональности. Объективное познание природы не ведет, по Марселю, к истине. «Как может, - риторически вопрошает он, - то, что мы называем реальность, или, если кому угодно природой, дать ответ человеку в его поисках истины?»

Удивление, восхищение, причастность - основные характеристики "бытия-в-мире". Именно здесь один из основных переходов от "антропологии" к теологии: явления природы как творения не ведут в царство "безличного", а служат для человека одним из источников восхищения их творцом. Философия Марселя, по сути дела, не антропоцентрична. Любовь к людям покоится на любви к богу и отношении к другим как "детям божьим"; братство людей - это братство во Христе.

Философия Марселя по сути теоцентирчна. Мир в целом для Марселя - не более чем связующее звено коммуникации с его творцом, как и другие "Ты", приобщающие "Я" к абсолютному "Ты".

Теперь обратим внимание на различение категорий "быть" и "иметь", которые широко используются в экзистенциалистских построениях  Марселя. «ИМЕТЬ» - это отношение к вещи, к объекту, к тому, что может быть отделено, отчуждено от меня, к чему я могу быть непричастным. "Быть тем или иным", напротив, неотделимо от меня.

В этом отличие того, что  я имею, от того, что я есть. Марсель  вводит здесь построение, аналогичное  разделению "неподлинного" и "подлинного" существования у Хайдеггера.

Категория «БЫТЬ» и связанная с ней идея воплощения раскрывают у Марселя проникновение в "таинства" бытия-в-мире. Идея воплощения переносится Марселем на всю природу, которая превращается в воплощение абсолютного  "Я". Итак, экзистенциализм выступает против субъект-объектных, вещных, предметных отношений как не раскрывающих сути бытия.

Марсель рассматривает обобщение  и абстрагирование как величайшее философское зло. Он зовет отрешиться он абстрактного мышления и повернуть  к конкретному, единичному, индивидуальному - от "сущего" к отдельным существам во всем их своеобразии, со всеми их отличительными особенностями.  
     Наука, по мнению экзистенциалистов, обладая механизмом универсализации, всюду внедряет "дух абстракции", в котором все конкретное, "личностное" уничтожается, заменяется "безликим", "общезначимым".

"Никогда не следует  забывать, - пишет Марсель, - что если  превосходство науки состоит  в том, что она для всех, то  этому превосходству сопутствует  тяжкое метафизическое возмездие;  наука для всех только потому, что она ни для кого в  отдельности".

Марсель критикует "индустриальное общество", считая практическим эквивалентом "духа астракции" функционализацию, обезличение, "омассовление" человека, "распыление" личности в обществе. Марсель рассматривает технический прогресс, организованность, планирование, коллективизм как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных к гибельному растворению личности в обществе.

Мировоззренческие взгляды  экзистенциалистов получили разную оценку со стороны других западных философских школ, в центре которых  – изучение человека. В 70-е – 80-е  годы влияние экзистенциализма как  самостоятельного философского течения  стало заметно ослабевать, уступая  место другим направлениям западной социальной мыслью.

 

Заключение

 

В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм, став одним из самых  популярных направлений западной философии, приобретал множество последователей и сторонников по всему миру.

Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный  мир" личности. Жизненный мир - это  не фрагмент предметного материального  мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального  и индивидуального бытия. Человек  не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной  сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование  предшествует сущности, т.е. человек  сначала существует, появляется в  мире, действует в нем, а уж потом  определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти.

Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать  от сознания своей смертности, а  потому высоко ценить все то, что  напоминает индивиду о суетности  его практических начинаний. Этот мотив  ярко выражен в экзистенциалистском  учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная  ситуация" - это ситуация перед  лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.

Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический  характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого  течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями  современной философии.

 

Библиографический список

 

  1. Бушуев А.М. Философия: Учебник. – М.: Академия управления МВД России, Московский университет МВД России, 2004. – 352 с.
  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 2000. – 654 с.
  3. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
  4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2003. – 272 с.
  5. Философия: Учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.
  6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

 


Информация о работе Экзистенциальная философия