Экзистенциальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
В соответствии с этим, главной целью данной работы является познать сущность экзистенциализма в общем, а также проанализировать развитие данного течения в странах, где он получил наибольшее распространение (Германия и Франция).

Оглавление

Введение 3
1. Сущность экзистенциализма 4
2. Немецкий экзистенциализм ( К.Ясперс, М. Хайдеггер) 8
3. Экзистенциализм во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель) 13
Заключение 22
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 51.05 Кб (Скачать)

ФГОУ СПО «Омский колледж  профессиональных технологий»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Основы философии»

на тему:

«Экзистенциальная философия»

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 261

Коваленко П.Н.

Проверила:

Дергочь Лина Анатольевна

 

 

 

2012

 

Содержание

 

Введение 3

1. Сущность  экзистенциализма 4

2. Немецкий экзистенциализм ( К.Ясперс, М. Хайдеггер) 8

3. Экзистенциализм  во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель) 13

Заключение 22

Библиографический список 24

 

 

Введение

 

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

   Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.  

В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.

Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и  обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую  цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

В соответствии с этим, главной  целью данной работы является познать  сущность экзистенциализма в общем, а также проанализировать развитие данного течения в странах, где  он получил наибольшее распространение (Германия и Франция).  

1. Сущность экзистенциализма

 

Экзистенциализм (от   позднелат.exixtentia – существование) – одно из главных философских течений XX в., основным предметом исследования которого стал человек и проблемы его бытия в окружающем мире.[1, с.227]. Относится к философской антропологии и является иррационалистическим течением.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.

Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая – М. Хайдеггер. Ж.-П.Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Экзистенциализм стал одним  из самых популярных философских  течений в 20-70-е гг. XX в. Его формирование и развитие были обусловлены целым рядом объективных причин, к числу которых относится: кризисы, возникшие в периоды перед Первой Мировой войной, а также во время Первой и Второй Мировых войн и между ними; использование научно-технических достижений в военных целях и во вред людям; опасность гибели человечества вследствие экологического кризиса и возможного применения ядерного оружия; процесса отчуждения личности в обществе и государстве; усиление в мире жестокости по отношению к человеку и др. Экзистенциалистская философия оказалась реакцией на острые противоречия общественного развития.

Представители этого течения  анализируют проблемы уникальности личности, смысла жизни, человеческой судьбы, выбора своего жизненного пути, отчуждения человека, своей личной свободы, ответственности и др. В  экзистенциализме человек рассматривается  не как природное и социальное существо, а как духовная экзистенция. Общество враждебно человеку, нивелирует его. Человек делает себя сам, должен сам себя спасти, несет за все ответственность; он уникален; «мы неповторимы в этом мире».

В центре философии экзистенциализма находятся такие категории, как: «экзистенция», «эссенция», «отчуждение», «забота», «покинутость», «страх», «свобода», «ответственность», «выбор», «смерть» и др. Бытие понимается в философии как сознание, переживание человеком своего существования в мире. Экзистенциалисты увидели не абстрактные или отвлеченные сущности (дух, материя, Бог и т.д.), а реального живого человека, обладающего эмоциями, чувствами, переживаниями и т.д. Они обратили внимание на тот факт, что зачастую единичное хочет «забыться в общем», быть «как все». Философия экзистенциалистов явилась философией не идей и вещей, а существования человека.

Экзистенциализм – это повсеместное господство отчуждения человека от всех форм материальной и духовной жизни, его «бездомность», потерянность в этом мире, заброшенность в такие социальные условия, которые он не выбирал и которые не властен контролировать. [5, с.727].

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько  науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет  в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень  важные вопросы, которые всегда волнуют  людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков  выбор им своего жизненного пути?

Если говорить об истории возникновения, о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула "Познай самого себя!".

Экзистенциализм отталкивается  от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые  приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса  цивилизации, кризиса разума и кризиса  гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника  и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. [4, с. 224].

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный  мир" личности. Жизненный мир - это  не фрагмент предметного материального  мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального  и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.[4, с. 225].

По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление  о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний  занимает в экзистенциализме такое  же место, как и религия, хотя большинство  представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней  перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать  от сознания своей смертности, а  потому высоко ценить все то, что  напоминает индивиду о суетности  его практических начинаний. Этот мотив  ярко выражен в экзистенциалистском  учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная  ситуация" - это ситуация перед  лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.

 

2. Немецкий экзистенциализм ( К.Ясперс, М. Хайдеггер)

 

В Германии, где экзистенциализм  стал развиваться после Первой Мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. за свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др.

Ясперс рассматривал ставшую  уже традиционной, но и поныне актуальную проблему соотношения научной деятельности, способствует преодолению в ней  узости, доктринерства и догматизма. Философия устанавливает истину, а не пресловутую «научную точность». Наука питает философию результатами своих исследований, данными опыта  и теоретическими открытиями. К особенностям научного знания, отличного от философского, было отнесено то, что наука познает не само бытие, а отдельные вещи; наука не обладает способностью направлять жизнь, устанавливать ценности и решать проблемы человека; экзистенция науки основана на импульсах, а не на поисках собственного смысла.

Поисками смыслов, прояснением  экзистенции занимается именно философия. Она позволяет преодолеть ограниченность анонимного научного рационализма, игнорирующего мораль и религию, и иррационализма, который ориентируется на чувства и опьянен витальностью. Даже науки о человеке, например, психология изучают его наряду с другими предметами, выводя экзистенцию «за скобки». Философская истина укоренена в индивиде, единичной экзистенции. Человек уникален и истина уникальна: Я - моя истина.

Проясняя экзистенцию, философия, по Ясперсу, одновременно устанавливает ее историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и конец. Ничто не вечно, все истощается и угасает, экзистенция – тоже. Человечество в целом есть жизненный процесс. И оно « растет, достигает расцвета, стареет и умирает… Из аморфного материала, близкого к природе человечества, формируются культуры как исторические образования, которым свойственны закономерность развития, жизненные фазы, начало и конец». Ничто не может оставаться самим собой. Об этом свидетельствует все сущее: разорванное бытие, господство раздора, повсеместность противоречий, сама экзистенциальная структура человека, который не способен реализовать свою собственную сущность совершенным образом.

Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма.

Экзистенция – это в отличие от эмпирического бытия человека, «сознания вообще» и «духа» есть такой «уровень» человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. «Экзистенция,- пишет Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается»[5, С.739].

С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с «ТРАСЦЕНДЕНЦИЕЙ», с богом. «Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансцеденции, благодаря которой она, не создающая сАмою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».

КОММУНИКАЦИЮ рассматривает  Ясперс как один из основных моментов экзистенции. «Сравнение человека с    животным, - пишет он, - указывает на коммуникацию как на универсальное условие человеческого бытия. Она настолько есть его всеохватывающая сущность, что все то, что есть человек и что есть для человека… обретается в коммуникации…»

Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку – согласно выше рассмотренной тождественности экзистенции и свободы – вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию – разумеется, экзистенциальную – является условием свободы личности.

С точки зрения Ясперса, коммуникация – это не то общение, в котором  человек играет определенные социальные роли. В экзистенциональной коммуникации обнаруживается, что такое сам  «актер», кто играет разные роли.

Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может «сообщаться с другой экзистенцией», и коммуникация, возможность сообщения с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.

Информация о работе Экзистенциальная философия