Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 00:36, реферат
Исламская философия — совокупность философских учений, разрабаты-вающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком (реже — персидским языком). Позднее начинают всё чаще появляться труды на на-циональных языках исламских стран (турецкий, урду и др.)
Наиболее ярко традиционалистские идеи воплотились в проповедях и догматических трактатах ханбалитской школы, названной по имени ее основателя Ахмада ибн Ханбала (780-835).
Ханбалитство возникло как своеобразная реакция на распространение мутализской доктрины и выразило взгляды крайне консервативных сторонников мусульманского традиционализма. Его социальной опорой стали, как всегда, низшие и средние слои общества. Догматические представления ханбалитов отличались простотой и доступностью. Провозгласив принцип строгой опоры на Коран и Сунну, на знание, освященное авторитетом пророка Мухаммеда и его сподвижников, теологи-традиционалисты утверждали необходимость принятия веры без рассуждений, исповедовали безусловность божественного предопределения. Они так же выступали за запрет на любые нововведения в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в священных исламских текстах, на свободное обсуждение проблем религии. Суфизм. С XIII в. произошло сближение калама и арабо-мусульманской философии. Огромное влияние на развитие духовной культуры и общественно- политическую жизнь мусульманского Востока оказал суфизм - мистико- аскетическое направление в исламе. Суфизм (тасаввуф) возник в VII-VIII вв. Начало его формирования связано с движением мусульманских подвижников аскетов, призывавших к отрешению от мирского, возводивших в культ бедность.
В проповедях
ранних суфиев нашли выражение
В основе суфийского учения лежит интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание религиозных истин - “духовный опыт”. Суфий должен пройти трудный и долгий путь религиозно-нравственного самоусовершенствования, духовного очищения и самоуглубления, отрешения от мирского “я”. Искомая высшая цель достигается только в результате специальной религиозно-мистической практики.
При всем
многообразии вариаций мистико-аскетического
учения в нем выделились два основных
направления - крайний и умеренный
суфизм. Сторонники крайнего (пантеистического)
суфизма считали конечной целью
“пути к Богу” не только сближение
с ним и его лицезрение, но и
“уничтожение”, “растворение” личности
мистика в Боге. Это состояние
получило название фана (ар. - небытие,
исчезновение). Крайние суфии выдвинули
концепцию особого
Сторонники умеренного суфизма считали совершенным видом знания об Аллахе <тайное> мистическое (эзотерическое) знание и в то же время признавали ценность формального знания, которое рассматривалось как отправная точка для знания высшего порядка - знания суфиев.
Соединение исламского традиционализма с суфийскими идеалами связано с именем одного из наиболее влиятельных мыслителей мусульманского средневековья, крупнейшего теолога, философа и правоведа Абу Хамида аль- Газали (1058 - 1111). Он утверждал, что суфийская теория и практика пол- ностью соответствуют духу и основам мусульманской религии, доказывая “праведность” суфизма с помощью соответствующего толкования Корана и суннитских преданий о пророке Мухаммеде.
Мистический путь, а не философия с ее ненадежными... доказательствами, ведет нас к совершенной истине.
Тайны этой науки не могут быть изложены на страницах книги, ибо знающие говорили: “Раскрытие тайны божественного господства есть неверие”.
Практическую
пользу суфизма аль-Газали видел
в направленности этого учения к
нравственному
Достигнув в XIII-XIV вв. расцвета, философский суфизм позднее утратил свои творческие потенции. Признанные суфийские авторитеты позднего средневековья занимались главным образом популяризацией основ исламского мистицизма.
Шиизм. В средние века шла интенсивная разработка воззрения в ее религиозно-философской системе шиизма, разделившегося еще в VIII в. на два основных течения - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались на многочисленные школы.
При существенных
догматических различиях внутри
шиитского ислама его объединяло
признание божественной природы
верховной власти и исключительного
права на нее рода “четвертого
праведного халифа” Али. Поскольку
в Коране отсутствует прямое упоминание
Али, то шиитские комментаторы прибегли
к аллегорическому толкованию отдельных
коранических выражений, чтобы обосновать
право Алидов на верховное руководство
мусульманской общиной (имамат). Учение
об имамате стало основополагающим
в шиизме. Руководители исламской
общины (государства) - имамы из рода
Али - рассматривались как
В религиозно-философской трактовке имамат предстает как важнейшая космическая сила, как эманация вечного божественного света, а имамы - как исполнители предписаний Аллаха, высшие непререкаемые авторитеты в делах веры и мирской жизни.
Использование
философских методов для