Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Рождение Ницше идеи сверхчеловека было подготовлено всем развитием западноевропейской философии от Гоббса и Руссо до Шопенгауэра, идеи которого оказали на молодого Ницше ощутимое влияние.
Сверхчелове́к (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.
Расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понималась расово выдержанная породистая человеческая особь).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Рождение идеи……………………………………………………………………...5
2. Развитие идеи……………………………………………………………………….6
3. Использование идеи Ф. Ницше в национализме………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………….....17
Библиографический список……………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

идея сверхчеловека.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

ценности  человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который

объединяет  все творчество Ницше.

    Фашисты же создали государство со всеми  государственными атрибутами. Но вряд ли можно на этом основании отделить фашизм от учения Заратустры, тем более, что, благодаря своему стилю, Ницше оставляет возможность весьма широко трактовать свои высказывания, и можно утверждать, например, что Заратустра не против государства вообще, а лишь против общепринятого в его время типа государства, построенного на лжи, на власти денег и т. п.; фашисты же построили государство, основанное на власти силы и с возрождением обычаев народа, о которых печется Заратустра, т.е. довели его идеи до практической реализации. В любом случае фашисты, поднимая на знамя Ницше, не совершили подлога и фальсификации его учения. Они лишь вульгаризировали его.

    Ф.Ницше сейчас переживает в фашистской Германии свое третье «возрождение». Признанный при жизни только очень немногими «избранными умами», Ницше начал оказывать влияние лишь тогда, когда германская радикальная буржуазная интеллигенция в предимпериалистический период стала переживать своего рода интеллектуальный кризис. На первом его этапе она приближалась к социал-демократии — в области литературы создавала натурализм.

                           
 
 
 
 

Заключение

    Одним из самых крупных противоречий, заключающихся  в теории Ницше о сверхчеловеке, является, как это ни парадоксально, сам Ницше. Рассуждая о сверхчеловеке, рисуя путь к достижению сверхчеловека, Ницше, тем не менее, сам не был  этим сверхчеловеком. Истории вообще неизвестно о существовании когда-либо подобного существа.

    Отсюда  можно сказать, что рассуждения  Ницше – всего лишь продукт  своего времени. Они оказались столь  же эфемерными, как и учение Маркса. Как Маркс не смог предположить перерождение капитализма, так и Ницше не смог предположить перерождение человека. Закономерно, что ни Маркс, ни Ницше не имеют последователей, которые бы смогли плодотворно развить их мысли, не будучи подвержены идеологическому влиянию. Равно не появились с тех пор и романы, подобные романам Золя.

    Справедливо можно заметить, что философия  Ницше осталась локальным проявлением  периода “дикого капитализма”. Отсюда закономерен интерес, резко  возросший к трудам Ницше в  пост-перестроечной России.

    Итак, можно сказать, - достижение состояния эфемерного сверхчеловека невозможно, а потому учение Ницше мертво.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М.: 1990.

2. Философский словарь. - М.: 1975.

3. Фридрих Ницше. Сочинения в 2-х томах. "Мысль" 1990

4. “Буржуазная философия кануна и начала империализма”

  (учебное пособие под редакцией А.С. Богомолова)

5. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник – М.: ПБОЮЛ, 2001.

6. Горбачев В. Г. Основы философии: Курс лекций – М.: Владос, 1998.

7. История философии: Учебник. / Под ред. В.В. Ильина. – СПб.: Питер, 2003.

8. Кальной И.И. Философия: Учебник. Юридический центр Пресс, 2001.

9. Новейший философский словарь – Мн.: Интерпрессервис, 2001.

10. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е. В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997.

11. Философия: Учебник /  Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю, Сидориной. – М.: Гардарики, 2003.  
 
 
 
 

Информация о работе Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше