Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Рождение Ницше идеи сверхчеловека было подготовлено всем развитием западноевропейской философии от Гоббса и Руссо до Шопенгауэра, идеи которого оказали на молодого Ницше ощутимое влияние.
Сверхчелове́к (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.
Расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понималась расово выдержанная породистая человеческая особь).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Рождение идеи……………………………………………………………………...5
2. Развитие идеи……………………………………………………………………….6
3. Использование идеи Ф. Ницше в национализме………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………….....17
Библиографический список……………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

идея сверхчеловека.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ 

ФГБОУ ВПО  «Сибирский государственный технологический

университет» 
 

ХТФ ЗДО 
 
 

Реферат 

По теме: Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше. 

По дисциплине: философия 

(ЭООХЛК-082.0000.062.ПЗ) 
 
 
 
 

                                                            Выполнил:

                                   Студент 080109,1005062

                                                                            ___________________________ А. А Мальцева

                                                  (подпись)

                                                                               _____________________________________________

                                                                                               (дата)

          Проверил: 

                                                                                   ____________________________ Ю.В. Соболев

                                                                                                       (подпись) 
 
 
 
 

Красноярск

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3

  1. Рождение идеи……………………………………………………………………...5
  2. Развитие идеи……………………………………………………………………….6
  3. Использование идеи Ф. Ницше в национализме………………………………..16

Заключение…………………………………………………………………………….....17

Библиографический список……………………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Фри́дрих  Ни́цше (18131849) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм моралирелигиикультуры иобщественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.

    Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше.

    С раннего детства проявил способности  к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения. Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29-летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени Ганса фон Бюлова за своё фортепианное сочинение «Манфред размышляющий» и Вагнера за пьесу «Отзвук новогодней ночи».

    В 18641869годах Ницше изучал теологию и филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся три года. Когда началась Франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве — Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара. От раненых он подхватил множество болезней, в частности дифтерию и дизентерию.

    Ницше был блестящим студентом и  приобрёл прекрасную репутацию в  научных кругах. Благодаря этому  он уже в 1869 году в возрасте 24 лет  получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870—1871 гг. он проработал там около 10 лет. В самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства, всю свою последующую жизнь оставаясь гражданином мира.

    В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья (почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, проблемы с желудком). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах ГенуяТурин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.

    Творческая  деятельность Ницше оборвалась в  начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Рождение идеи

    Чтобы приблизиться к пониманию идеи о  сверхчеловеке, нужно, для начала, обрисовать общие контуры исторической ситуации, в которой зарождалась философская  мысль Фридриха Ницше.

    Германия  переживала болезненный процесс  объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка. Ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе. Можно сказать, что вся культурная традиция Германии оказалась под железной пятой создаваемой “второй империи”. Этот период можно охарактеризовать как переход к “цивилизации”, как ее понимает Шпенглер. Быстрый рост машинного производства и, как следствие, городов провоцировал активное развитие “четвертого сословия”, этой армии, побеждающей вековой культурный уклад.

    Самого  Ницше также можно отнести  к сословию маргиналов. Он, наследник  пасторской, религиозно воспитанной  семьи, человек, рожденный в сугубо органической среде, становиться апологетом цивилизации городов.

    Именно  в ситуации, когда крушение идеалов  ошеломляет своим размахом и в мире не остается уже ничего прочного, Ницше находит единственный островок стабильности в неспокойном море вселенной. Этим островком становиться человеческая самость. Независимость человека от окружающего бытия, как единственный гарант человечности – вот та мысль, которую улавливает Ницше, и которую пытается развить. “Слушайте, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!”

    Ницше предвосхищает мысль, активно развиваемую философами XX века, об относительности мира касательно отдельного человека. “И то, что называли вы миром, должно быть создано вами: ваш разум, ваш образ, ваша воля, ваша любовь должны стать им!” Он пытается поставить человека выше свершающихся событий и, тем самым, спасти Шпенглеровского человека культуры от ржавчины цивилизации.

    С другой стороны, можно сказать, что  рождение Ницше идеи сверхчеловека  было подготовлено всем развитием западноевропейской философии от Гоббса и Руссо до Шопенгауэра, идеи которого оказали на молодого Ницше ощутимое влияние. Он просто доводит до точки кипения антропоцентричность философии Нового Времени. И причиной того, что его труды не были восприняты современниками, является не сама идея сверхчеловека, а противопоставление сверхчеловека Богу, причем часто не в форме доказательной, а в форме аксиоматичных утверждений: “Могли бы вы создать Бога? – Так не говорите же мне о всяких богах! Но вы, несомненно, могли бы создать сверхчеловека”.   
 
 
 
 

2. Развитие идеи

    Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

    В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

    Сверхчелове́к (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

    К прототипам Сверхчеловека, являвшими  собой «непревзойдённых виртуозов  жизни», Ф.Ницше относил Александра МакедонскогоЮлия ЦезаряЧезаре Борджиа и Наполеона.

Информация о работе Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше