Идеология, ее сущность и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Человечество насчитывает несколько тысячелетий своей истории. Начиная с формирования примитивных сообществ, заканчивая современной цивилизацией. Во все времена перед людьми стояли те или иные проблемы, решение которых стояло в освоении новых земель, захвате ресурсов, развитии новых технологий и др. Таким образом, различные сообщества шли к определенной цели, в зависимости от поставленных задач. Достижение этой цели имело различные подходы и приносило тот или иной результат. Наблюдалось широкое разнообразие форм культуры, облик которой был обусловлен множеством факторов, уровней развития обществ, его богатства и территорий. Некогда разрозненные общества сливались и объединялись.

Оглавление

Введение
1. Понятие идеологии, ее структура;
2. Идеология как инструмент власти.
Заключение
Список терминов
Литература

Файлы: 1 файл

Идеология, ее сущность.docx

— 42.81 Кб (Скачать)

Лозунгом  «нового либерализма» стало «государство всеобщего благоденствия» с его  программой помощи наиболее незащищенным общественным прослойкам на основе активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование. Характерной особенностью «нового либерализма» стала активная социальная политика: доступное всем медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование, расширение системы социального обеспечения и т.д.

После Второй мировой войны либерализм получил  «второе дыхание» на пути реформирования европейского общества. Либеральные  партии снова стали реальной политической силой в Англии, США, Германии, Японии, а также в ряде других индустриально  развитых государств.

Кризисные явления  в западном обществе в 70-х г. ХХ в. поставили перед идеологами либеральной мысли сложное задание: разработку новых подходов к социальным, экономическим, политическим проблемам современного постиндустриального общества. Эту фазу в развитии либерализма относят к неолиберализму.

Экономическая платформа неолиберализма основана на соединении механизма свободного рынка с государственным контролем за экономической жизнью. При этом на смену запрещающим мерам государственного контроля приходят поощрительные. Неолибералы разрабатывают программы разгосударствления собственности, выступая за народную собственность.

Неолибералы также требуют решительной денцентрализации государственного регулирования, своего рода разделения функций между высшими и низшими органами государственной власти.

Как и ранее, неолиберализм отстаивает максимально  возможную свободу личности, приоритет  интересов и прав человека и семьи  перед социальными группами, классами или государством.

Идеология и  политика либерализма и ныне имеет  много сторонников. Современное  либеральное движение насчитывает  около 110 партий, большинство из которых  объединены в Либеральный Интернационал, созданы в 1947 году.

В Украине  также имеется несколько политических партий, которые придерживаются либеральной  идеологии. Но существенной поддержки  избирателей на выборах они ни разу не получили и соответственно не представлены в украинском парламенте – Верховной Раде.

Консерватизм

Термин «консерватизм» происходит от латинского «conservo» – охраняю, сохраняю. Консервативная политическая идеология возникла как реакция на идеалы, образ мысли, требования и реальные успехи либерализма, и прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. Впервые термин «консерватизм» ввел в научный оборот французский писатель Ф. Шатобриан, основатель журнала «Консерватор» (1818–1820). Важнейшие представители раннего консерватизма – английский мыслитель и политический деятель Э. Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. Де Бональд.

К основополагающим ценностям консервативной идеологии  относятся традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм по отношению к общественным переменам.

По мнению консерваторов, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-экономическими политическим институтам. Они убеждены в том, что  иерархическое общественное устройство свыше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком. Отсюда следует, что принцип равенства  противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу общественного устройства.

В ходе исторического  развития консерватизм, так же как  и либерализм, претерпел значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу  рынка, конкуренции, требовали ограничить государственное вмешательство  в экономику. На протяжении многих лет  консерваторы отстаивали интересы крупного капитала.

В 70-х годах  ХХ столетия возникает новая фаза в развитии консерватизма – неоконсерватизм, который формировался на почве противостояния либерализму и социализму.

Неоконсерваторы выступают против чрезмерного обложения  налогами крупного капитала с целью  перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Будучи ярыми противниками уравнительного распределения, они требуют сокращения государственных социальных программ. Консерваторы убеждены, что превращение государства в «дойную корову» развращает человека. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку своих родственников и сограждан. Современное государство, по их мнению, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов.

Одно из центральных  мест во взглядах неоконсерватизма занимают морально-этические проблемы. Даже чисто экономические программы  рассматриваются ими через призму морали. Без отношения к труду  как одной из главных нравственных ценностей нельзя добиться, по их мнению, экономического роста.

Рост преступности и наркомании, распад семьи, низкое качество образования, забвение культурных традиций, загрязнение окружающей среды  – вот проблемы, которые требуют, по мнению идеологов неоконсерватизма, немедленного решения.

Сейчас неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые большие политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), но круг приверженцев консерватизма расширяется.

Социализм

Третьей наиболее влиятельной мировой политической идеологией является социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности. В  соответствии с ними строилась жизнь  раннехристианских общин. Но свое теоретическое  и идеологическое оформление социализм  получил только в Новое время  в работах классиков утопического социализма Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона.

В середине ХlХ века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. На базе учения К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксистский социализм.

В начале ХХ века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Таким образом, в рамках социалистической идеологии  сформировались два новых идеологических течения: коммунистическое и социал-демократическое.

Общие ценностные установки коммунистической и социал-демократической идеологий:

Идея равенства и братства всех людей;

Основанная  на равенстве, социальная справедливость;

Приоритет общественного над личным;

Признание необходимости  энергичного вмешательства государства  в регулирование общественных отношений.

Однако в  конкретных социально-политических и  экономических программах между  этими идеологическими течениями пролегает глубокая пропасть.

Коммунистическая  идеология представляла собой крайне радикалистское течение, акцентировавшее  внимание на революционных методах  построения «светлого коммунистического  будущего». Социализм рассматривался как первая, низшая, незрелая фаза коммунизма – общественно-экономической формации, для которой характерны:

 

Ликвидация  частной собственности и эксплуататорских классов;

Утверждение общественной собственности на средства производства, ведущая роль рабочего класса;

Осуществление принципа «от каждого по способностям – каждому по труду»;

Обеспечение на этой основе социальной справедливости, условий для всестороннего развития личности.

Реализация  этой идеологии на практике осуществлялась через социальное насилие, полный запрет частной собственности, рыночных отношений  и политической оппозиции. В результате этого социалистический общественный порядок противопоставил себя свободе  и демократии. Это привело не только к глубокому кризису и ликвидации самого порядка, но и к кризису представлений о социализме.

В некоторых  странах коммунистическая идеология  оказалась способна к реформированию. Так, в Китае, восприняв ряд рыночных, национальных и других идей, она  служит идейной основой быстрого, динамичного экономического роста и социального развития.

Более жизнеспособной и социально-эффективной на практике оказалась идеология социал-демократизма, которая утверждает:

Приоритет мирных эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости;

Отказ от насильственных форм классовой борьбы;

Пропаганду  концепции социального партнерства, сглаживания социально-экономических противоречий;

Активное  государственное вмешательство  в экономическую жизнь общества, перераспределение доходов в  пользу неимущих, развитие государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ.

Социал-демократическая  идеология является сегодня политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась  она как «левая» идеология  внутри марксизма. Пластичность теоретических  положений, которые никогда не имели  ортодоксального характера, позволила  ей органично изменяться вместе с  изменением социальной действительности.

Современная социал-демократия интегрировала достижения политической мысли различных направлений, например, марксизма и либерализма, и создала идеологию, выражающую интересы широких слоев общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей.

Мировая социал-демократия – организованная политическая сила и координатором ее деятельности выступает Социалистический Интернационал. В уставе Социнтерна отмечено, что  эта организация объединяет партии, целью деятельности которых является демократический социализм. Социнтерн  создан для укрепления связей между  социал-демократическими партиями, координации их политической деятельности и распространения связей с другими партиями.

В современном  мире помимо рассмотренных идеологий  значительным влиянием пользуются и  другие, например национальные, экстремистские, экологические, религиозные, не связанные  с интересами конкретных классов.

Национальные  – это идеологии, основу которых  составляют идеи социально-политического  и экономического развития на основе культурной национальной традиции.

Примером  экологических является идеология  «зеленых» выступающих за создание здоровой окружающей среды и развитие базисной демократии.

Широкое влияние  имеют такие религиозные идеологии, как христианско-демократическая, исламский фундаментализм, ортодоксальный иудаизм и т.д.

Вывод: опираясь на достижения современной политологической мысли, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Носителями  идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие  в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего  характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий – групповой  эгоизм, идеализация, приукрашивание места  и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение  ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с  его учением о пролетариате как  гегемоне в революционных преобразованиях  общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев  общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

 

 

Заключение

В обществе идеологии могут играть различную  роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и  закрепляясь в нормах и традициях  политической жизни. Они могут тормозить  назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.

Информация о работе Идеология, ее сущность и назначение