Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа
Человечество насчитывает несколько тысячелетий своей истории. Начиная с формирования примитивных сообществ, заканчивая современной цивилизацией. Во все времена перед людьми стояли те или иные проблемы, решение которых стояло в освоении новых земель, захвате ресурсов, развитии новых технологий и др. Таким образом, различные сообщества шли к определенной цели, в зависимости от поставленных задач. Достижение этой цели имело различные подходы и приносило тот или иной результат. Наблюдалось широкое разнообразие форм культуры, облик которой был обусловлен множеством факторов, уровней развития обществ, его богатства и территорий. Некогда разрозненные общества сливались и объединялись.
Введение
1. Понятие идеологии, ее структура;
2. Идеология как инструмент власти.
Заключение
Список терминов
Литература
Тема: Идеология, ее сущность и назначение
План: Введение
1. Понятие идеологии, ее структура;
2. Идеология как инструмент
Заключение
Список терминов
Литература
Введение
Человечество
насчитывает несколько
Идеология (от греч. ιδεα – прообраз, идея; λογος – слово, разум, учение) – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различный социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).
Идеология – не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни.
Понятие идеология впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания. Пьер Кабанис, его соратник, придерживался мнения, что целью политической идеологии должно стать уничтожение нищеты и общественных пороков.
В эпоху Просвещения
это понятие получило негативную
окраску как неадекватное реальности
сознание, основанное на религиозных
и других предрассудках и противостоящее
рациональному, объективному познанию
действительности. Это отрицательное
отношение к идеологии было закреплено
и событиями Великой
К. Маркс
и Ф. Энгельс подчеркивали, что
для идеологий типично
И только со временем идеология получила признание.
Последующее
развитие мира, однако, показало, что
надежды на скорый «конец идеологий»
несостоятельны. И поэтому в 70-х
– 80-х годах концепции
Идеология может быть выражена в различных формах: экономической, религиозной, правовой и др. Те или иные ее формы могут совершенно случайно объединяться, включаться друг в друга, расслаиваться на несколько направлений – все это происходит в зависимости совокупности различных факторов. Идеология считается развитой, зрелой, когда становится политической идеологией, т.е. выражает коллективные ценности и интересы в обязательной для всего общества форме. Политическая идеология связывает содержащиеся в ней цели и идеалы с реальной политикой, определенным государственным и общественным устройством. На деле же мы видим дифференциацию идеологий, их разрозненность и даже противоречивость. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, другие выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.
Идеологию удобнее рассматривать в политическом аспекте, поскольку именно в политике она прочно заняла свое место, откуда имеет возможности и средства для своей реализации.
В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства.
Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий.
Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения.
Вывод: идеология престает как политическая система мировоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок.
Социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. И пока люди делятся на, социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и разные устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе появляется мыслительная «призма», т. е. идеология, через которую социальные слои смотрят на мир. Идеологии подчинены диктату определенных социальных интересов, потребностей, целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и истинность. Системы ценностей, которые закрепляются в идеологии, мобилизуют людей, руководят их общественной активностью, определяют ее и оправдывают.
Идеология – система идей, взглядов, ценностей, знаний, чувств, верований о целях развития человека и общества, а также о путях и средствах их достижения – является одним из уровней общественного сознания. Это позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы. По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и человеконенавистническими, действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста и отношения большинства общества к базовой идее некой идеологии. Эти процессы способны создавать свою виртуальную действительность (политическую утопию), что может вызвать полную дестабилизацию социально-политической ситуации в стране.
Выступая одним из важнейших компонентов политики, идеология играет важную роль в социальной жизни, выполняет в обществе следующие функции:
Овладение общественным сознанием. Любая идеология стремится привлечь на свою сторону как можно большее число людей и направить их активность на реализацию присущих ей целей, задач и приоритетов. Осуществление этой функции предполагает наличие в качестве органической составной части политической идеологии критериев оценки прошлого, настоящего и будущего в политической жизни общества.
Стремление
идеализировать будущее. Политическая
идеология, как правило, не ставит задачу
научного обоснования своего содержания,
своих положений и выводов. Ее
задача – возбуждать веру в правильность
избранной отдельной
Компенсация
социальной неудовлетворенности надеждой
на благополучное изменение
Направленность на интеграцию общества. Выражая интересы определенной социальной группы или класса, политическая идеология нацелена на объединение общества в целом. Наиболее ярко интеграционная функция проявляется в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей, особенно при противостоянии другим нациям или государствам.
Таким образом,
любая идеология стремится
В обществе происходит непрерывное взаимодействие идеологических ценностей, обмен оценками и суждениями. Этот процесс способствует рождению и распаду идеологий, синтезу идеологических течений, постоянному усложнению мотиваций политического поведения. Из реальных социальных, экономических и иных интересов возникли разные по содержанию и целям идеологии: либеральная, консервативная, социалистическая, анархистская и т.д. Соперничество идеологий всегда было непосредственным выражением борьбы классов, слоев, групп.
Основные политические идеологии современности
Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии – либерализм, консерватизм, социализм и др. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.
Либерализм
Исторически
первой мировой политической идеологией,
получившей широкое распространение
среди различных народов
Ранний либерализм выражал интересы третьего сословия и прежде всего буржуазии, боровшейся против феодальных ограничений, притеснений со стороны знати и абсолютистского государства.
Базовые ценности
классического либерализма
Абсолютная ценность человеческой личности и естественное (от рождения) равенство всех людей;
Существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, справедливость;
Создание государства на основе общего консенсуса с целью сохранить и защитить естественные права человека;
Саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка;
Религиозная веротерпимость и превращение морали в частное дело и др.
В ходе истории содержание либеральной идеологии претерпело существенные изменения и значительно различается в зависимости от периода времени, конкретных стран и партий. В своей завершенной, классической форме либерализм сложился и утвердился в государственном устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских стран во второй половине ХlХ века.
Однако уже
в начале ХХ века политическая практика
либеральных государств поставила
под вопрос целый ряд либеральных
ценностей и установок. В условиях
глубокого классового и социального
неравенства провозглашаемая
На смену «классическому либерализму» была разработана концепция» нового» или «социального» либерализма.
В фундамент концепции «нового либерализма» были положены идеи английского экономиста Д. Кейнса, который обосновал необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами.