Идеология, ее сущность и назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа

Краткое описание

Человечество насчитывает несколько тысячелетий своей истории. Начиная с формирования примитивных сообществ, заканчивая современной цивилизацией. Во все времена перед людьми стояли те или иные проблемы, решение которых стояло в освоении новых земель, захвате ресурсов, развитии новых технологий и др. Таким образом, различные сообщества шли к определенной цели, в зависимости от поставленных задач. Достижение этой цели имело различные подходы и приносило тот или иной результат. Наблюдалось широкое разнообразие форм культуры, облик которой был обусловлен множеством факторов, уровней развития обществ, его богатства и территорий. Некогда разрозненные общества сливались и объединялись.

Оглавление

Введение
1. Понятие идеологии, ее структура;
2. Идеология как инструмент власти.
Заключение
Список терминов
Литература

Файлы: 1 файл

Идеология, ее сущность.docx

— 42.81 Кб (Скачать)

Тема:  Идеология, ее сущность и назначение

План: Введение

1. Понятие  идеологии, ее структура;

2. Идеология как инструмент власти.

Заключение

Список терминов

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человечество  насчитывает несколько тысячелетий  своей истории. Начиная с формирования примитивных сообществ, заканчивая современной цивилизацией. Во все  времена перед людьми стояли те или  иные проблемы, решение которых стояло в освоении новых земель, захвате  ресурсов, развитии новых технологий и др. Таким образом, различные сообщества шли к определенной цели, в зависимости от поставленных задач. Достижение этой цели имело различные подходы и приносило тот или иной результат. Наблюдалось широкое разнообразие форм культуры, облик которой был обусловлен множеством факторов, уровней развития обществ, его богатства и территорий. Некогда разрозненные общества сливались и объединялись. На протяжении существования человечества происходили войны за ресурсы, территории, в которых победители меняли ход развития истории. С развитием обществ перед ними ставились все более новые и более сложные задачи, происходило разделение на группы, выстраивались сложные иерархии, создавались государства. В рамках этой взаимосвязанной структуры каждый выполнял определенную роль. Для объединения этих групп создавались идеи, ради которых люди, не имеющие целостной картины того, как функционирует общество, могли бы с уверенностью идти вперед. Благодаря идеям различные государства имели возможность стать более могущественными. На глазах вырастали империи, увеличивалось напряжение между государствами. Понимание того, что идеи способны направлять массы, определять своих и врагов, легло в основу для правящих групп и других политических деятелей. Таким образом, со временем было сформировано понятие идеологии как системы этих идей. Но что же на самом деле представляет из себя идеология в наши дни, каковы ее цели и что нам нужно делать дальше? На эти и другие вопросы необходимо дать ответы для того, чтобы перейти к следующему этапу развития общества – глобальному объединению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие идеологии, ее структура.

Идеология (от греч. ιδεα – прообраз, идея; λογος – слово, разум, учение) – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различный социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).

Идеология –  не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни.

Понятие идеология  впервые ввел в научный оборот французский философ и политик  А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания. Пьер Кабанис, его соратник, придерживался мнения, что целью политической идеологии должно стать уничтожение нищеты и общественных пороков.

В эпоху Просвещения  это понятие получило негативную окраску как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных  и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное  отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской  революции, когда имело место  массовое уничтожение людей во имя идеологических абстракций.

К. Маркс  и Ф. Энгельс подчеркивали, что  для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе», после чего они превращаются в «ложное сознание». В XX в. то, что марксизм считал иллюзиями, в концепции К. Маннгейма называется уже объединяющим способом социально-группового мышления. В дальнейшем были предложены другие интересные подходы к пониманию сущности и структуры идеологии.

И только со временем идеология получила признание.

Последующее развитие мира, однако, показало, что  надежды на скорый «конец идеологий» несостоятельны. И поэтому в 70-х  – 80-х годах концепции деидеологизации  сменились теориями реидеологизации. Последние обосновывают незаменимость идеологии для современного общества, подчеркивают ее важность для выражения и защиты коллективных ценностей, интеграции и мобилизации членов группы, в том числе и всего общества в его соперничестве с другими нациями и государствами.

Идеология может  быть выражена в различных формах: экономической, религиозной, правовой и др. Те или иные ее формы могут совершенно случайно объединяться, включаться друг в друга, расслаиваться на несколько направлений – все это происходит в зависимости совокупности различных факторов. Идеология считается развитой, зрелой, когда становится политической идеологией, т.е. выражает коллективные ценности и интересы в обязательной для всего общества форме. Политическая идеология связывает содержащиеся в ней цели и идеалы с реальной политикой, определенным государственным и общественным устройством. На деле же мы видим дифференциацию идеологий, их разрозненность и даже противоречивость. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, другие выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации.

Идеологию удобнее рассматривать в политическом аспекте, поскольку именно в политике она прочно заняла свое место, откуда имеет возможности и средства для своей реализации.

В политической идеологии принято выделять три  уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный  и поведенческий.

Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства.

Программно-директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий.

Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения.

Вывод: идеология престает как политическая система мировоззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентаций и установок.

Социальные  конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. И  пока люди делятся на, социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и разные устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе появляется мыслительная «призма», т. е. идеология, через которую социальные слои смотрят на мир. Идеологии подчинены диктату определенных социальных интересов, потребностей, целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и истинность. Системы ценностей, которые закрепляются в идеологии, мобилизуют людей, руководят их общественной активностью, определяют ее и оправдывают.

 

 

 

  1. Идеология как инструмент власти.

 

Идеология –  система идей, взглядов, ценностей, знаний, чувств, верований о целях развития человека и общества, а также о путях и средствах их достижения – является одним из уровней общественного сознания. Это позволяет рассматривать идеологию и идеологический процесс как атрибут любого общества, как особый вид политической реальности. Поэтому, как и общественное сознание в целом, политическая идеология может не только отражать политическую реальность, но ускорять, искажать и тормозить политические процессы. По своему содержанию идеологические процессы могут быть прогрессивными и регрессивными, гуманистическими и человеконенавистническими, действительными и мнимыми (мифологическими) в зависимости от социально-исторического контекста и отношения большинства общества к базовой идее некой идеологии. Эти процессы способны создавать свою виртуальную действительность (политическую утопию), что может вызвать полную дестабилизацию социально-политической ситуации в стране.

Выступая  одним из важнейших компонентов  политики, идеология играет важную роль в социальной жизни, выполняет в обществе следующие функции:

Овладение общественным сознанием. Любая идеология стремится привлечь на свою сторону как можно большее число людей и направить их активность на реализацию присущих ей целей, задач и приоритетов. Осуществление этой функции предполагает наличие в качестве органической составной части политической идеологии критериев оценки прошлого, настоящего и будущего в политической жизни общества.

Стремление  идеализировать будущее. Политическая идеология, как правило, не ставит задачу научного обоснования своего содержания, своих положений и выводов. Ее задача – возбуждать веру в правильность избранной отдельной общественной группой политической, экономической  и социальной стратегии развития общества.

Компенсация социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального  бытия. Это вызвано, с одной стороны, тем, что политическая идеология  отражает действительность в форме  идеалов и целей, что плохо  согласуется с научным обоснованием. А с другой стороны, практическая проверка положений политической идеологии  затруднена сложностью, многообразием  и противоречивостью социально-политических процессов.

Направленность  на интеграцию общества. Выражая интересы определенной социальной группы или  класса, политическая идеология нацелена на объединение общества в целом. Наиболее ярко интеграционная функция  проявляется в национальных идеологиях, стремящихся сплотить всех представителей нации для достижения общих целей, особенно при противостоянии другим нациям или государствам.

Таким образом, любая идеология стремится сплотить, интегрировать общество, создать  широкую социальную основу для власти правящих элит.

В обществе происходит непрерывное взаимодействие идеологических ценностей, обмен оценками и суждениями. Этот процесс способствует рождению и распаду идеологий, синтезу  идеологических течений, постоянному  усложнению мотиваций политического  поведения. Из реальных социальных, экономических  и иных интересов возникли разные по содержанию и целям идеологии: либеральная, консервативная, социалистическая, анархистская и т.д. Соперничество  идеологий всегда было непосредственным выражением борьбы классов, слоев, групп.

Основные  политические идеологии современности

Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной  политической идеологии – либерализм, консерватизм, социализм и др. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.

Либерализм

Исторически первой мировой политической идеологией, получившей широкое распространение  среди различных народов планеты, явился либерализм (от лат. liberalis – свободный). Он сформировался на основе социальных учений Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш, Л, Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, И. Канта и некоторых других мыслителей в ХУ11-ХУ111 в. и достиг своей наибольшей теоретической систематизации и классической завершенности в Х1Х в.

Ранний либерализм выражал интересы третьего сословия и прежде всего буржуазии, боровшейся против феодальных ограничений, притеснений  со стороны знати и абсолютистского государства.

Базовые ценности классического либерализма включают в себя следующие положения:

Абсолютная  ценность человеческой личности и естественное (от рождения) равенство всех людей;

Существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, справедливость;

Создание  государства на основе общего консенсуса с целью сохранить и защитить естественные права человека;

Саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка;

Религиозная веротерпимость и превращение морали в частное дело и др.

В ходе истории  содержание либеральной идеологии  претерпело существенные изменения  и значительно различается в  зависимости от периода времени, конкретных стран и партий. В своей  завершенной, классической форме либерализм сложился и утвердился в государственном  устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских стран во второй половине ХlХ века.

Однако уже  в начале ХХ века политическая практика либеральных государств поставила  под вопрос целый ряд либеральных  ценностей и установок. В условиях глубокого классового и социального  неравенства провозглашаемая либерализмом индивидуальная свобода и права  личности в целом во многом оставались привилегией имущих классов. Наибольшей остроты противоречия в западных странах достигли в 20-е годы ХХ в., которые вошли в историю как  «эра великой депрессии». Экономические  и социальные стрессы этих лет  требовали пересмотра теоретических  и политических принципов либеральной доктрины.

На смену  «классическому либерализму» была разработана  концепция» нового» или «социального» либерализма.

В фундамент  концепции «нового либерализма» были положены идеи английского экономиста Д. Кейнса, который обосновал необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами.

Информация о работе Идеология, ее сущность и назначение