Гегель: его место и роль в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 00:44, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучить особенности философии Гегеля, ее роль и место в общей истории философии.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть характерные черты немецкой классической философии;
- изучить философскую систему Гегеля;
- проанализировать философию истории Гегеля;
- оценить значение философии истории Гегеля.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Характерные черты немецкой классической философии 5
Глава 2. Философская система Гегеля 8
Глава 3. Философия истории Гегеля 12
Глава 4. Значение философии истории Гегеля 18
Заключение 20
Библиография 22

Файлы: 1 файл

Gegel_ego_mesto_i_rol_v_istorii_filosofii_B.docx

— 48.89 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

                                            Кафедра философии

 

 

 

Реферат на тему:

«Гегель : его место и роль в истории философии.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                               Проверил:

курсант 114 уч. взвода                                            преподаватель кафедры

рядовой полиции                                                     философии КЮН

Борисов С.С..                                                           Майор полиции

                                                                                  Щелоков К.С.

 

 

 

 

 

                                             

                                                Москва - 2013 г.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение           3

Глава 1. Характерные  черты немецкой классической философии  5

Глава 2. Философская  система Гегеля      8

Глава 3. Философия  истории Гегеля      12

Глава 4. Значение философии истории Гегеля     18

Заключение          20

Библиография          22

 

Введение

Философия истории в современном  представлении - это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического  процесса и исторического познания. Сам термин «философия истории» впервые  употребил Вольтер, имея в виду универсальное  историческое обозрение человеческой культуры.

Содержание и проблематика философии истории существенно  и неоднократно изменялись в ходе исторического развития. Античная историография  не отличалась какой-либо законченной  системой взглядов и ограничивалась в основном более или менее  подробными описаниями исторических событий  и явлений, часто используя в  качестве источника сведений различные  мифы, легенды и предания. В период раннего христианства получила широкое  распространение идея божественного  провидения как главной движущей силы в истории рода человеческого.

Немецкая классическая философия - представляет собой уникальнейшее явление в философии мира. И заключается это в том, что за сто лет ей удалось:

- глубоко исследовать  мучающие человечество проблемы, и сделать такие выводы, которые определили дальнейшее развитие философии;

- совместить в себе  огромное количество известных в тот момент философских направлений - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

- открыть выдающихся философов, которые составляют «золотой фонд» философии мира (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.).

Еще ее называют философией для философов и «профессорской» философией - не предназначенной для широких масс.

Актуальность исследования философии Гегеля обусловлена полифункциональными составляющими гегелевской философско-эстетической системы, прогностические универсалии которой олицетворяют эволюционные этапы развития мировой эстетики в западноевропейской и восточной направленности.

Творчество Гегеля считается  пиком классической немецкой философии. Он пошел значительно дальше своих великих предшественников - первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Будучи студентом, Гегель занимался творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Результатом плодотворной работы стала «Философия права» - это одна из знаменитых работ по истории правовой и политической мысли во все времена. Это совокупность философских и политико-правовых исследований, которые проводил Гегель на протяжении многих лет.

Также знаменательна его  работа «Философия истории». Она посвящена, прежде всего, изучению и объяснению общественно-исторического процесса и его законов, в ней сделана попытка дать всеобъемлющую теорию исторического процесса и, соответственно, картину всемирной истории.

Объект исследования - отразившаяся в основных трудах Гегеля эволюция представлений о структуре системы философии.

Цель работы - изучить особенности философии Гегеля, ее роль и место в общей истории философии.

В соответствии с целью  работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть характерные черты немецкой классической философии;

- изучить философскую систему Гегеля;

- проанализировать философию истории Гегеля;

- оценить значение философии истории Гегеля.

 

Глава 1. Характерные черты немецкой классической философии

Немецкая классическая философия  приходится на период времени от середины XVIII в. до 70-х годов ХIХ в. Она являет собой огромный этап в развитии философской мысли и культуры всего человечества. Немецкая классическая философия представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 - 1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804 - 1872).

Стоит заметить, что все  они создавали каждый свою философскую систему, отличающуюся разнообразием идей и концепций. Но не смотря на это немецкая классическая философия являет собой единое духовное образование, которое имеет общие черты:

1. Своеобразным пониманием  роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классики немецкой философии считали, что философия призвана быть критической совестью культуры - ее «душой».

2. Были исследованы не только история человечества, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания.

3. Все представители немецкой  классической философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин,  категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских  дисциплин, прежде всего, гносеологию  и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию  «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Немецкая классическая  философия разрабатывает однородную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика - это  диалектика границ и возможностей человеческого  познания: чувств, рассудка и человеческого  разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я  как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит  на природу разработанные Фихте  принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся  дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической  диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и  духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В  логике, философии природы, в истории  философии, в эстетике и т.д. - в  каждой из этих областей Гегель стремился  найти нить развития.

Вся эта философия пропитана диалектикой. Особо стоит отметить Фейербаха. Хотя он и критикует всю систему объективного идеализма Гегеля, сам Фейербах в своих работах диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений - дух и тело, сознание человека и материальная природа. Он предпринимает попытку взаимосвязать индивидуальное и социальное. При этом антропологический материализм не выпускал его из своих рамок, но и диалектический подход при исследовании явлений не был ему чужд.

Немецкая классическая философия - это философия национальная. В  ней отражаются особенности существования  и развития Германии второй половины XVIII в. и первой половины XIX в.: ее экономическая  отсталость в сравнении с развитыми  в то время государствами (Голландия, Англия) и политическая раздробленность.

Немецкие философы - патриоты своего отечества. В разгар войны  с Францией, когда войска Наполеона  стояли в Берлине (1808 г.), Фихте, сознавая грозящую ему опасность, произнес свои «Речи к немецкой нации», в которых стремился пробудить самосознание немецкого народа против оккупантов. Во время освободительной войны против Наполеона Фихте вместе со своей женой посвятил себя уходу за ранеными. Гегель, видя всю неприглядность немецкой действительности, тем не менее, заявляет, что прусское государство построено на разумных началах. Оправдывая прусскую монархию, Гегель пишет, что государство в себе и для себя есть нравственное целое, осуществление свободы.

Классическая немецкая философия  противоречива, как противоречива  сама немецкая действительность. Кант лавирует между материализмом и  идеализмом; Фихте переходит с  позиций субъективного на позиции  объективного идеализма; Гегель, оправдывая немецкую действительность, с восхищением  пишет о Французской революции  как о восходе солнца.

 

Глава 2. Философская система Гегеля

Философская система Г. В. Ф. Гегеля занимает особое место в  истории философии. Она считается наиболее грандиозной по своему категориальному и понятийному полю, по охвату самых сложных проблем философии мышления, науки и истории. И это заслуженно, т.к. Гегелевская система содержит в себе большой потенциал для прорыва. Ею подпитывались самые крупные философы XIX и ХХ веков. Ее огромный потенциал раскрывается практически во всех сторон философского знания.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель, исходя из принципа развития, дает впечатляющую модель бытия на всех его уровнях и стадиях развития, во всех его проявлениях. Именно Гегель собирает диалектику как единую систему, формулирует главные законы и все категории диалектики, которые применяются к развитию абсолютной идеи. Стоит заметить - он осознает то, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского исследования.

Сопоставляя идею и реальность, Гегель поставил проблему самой сути перехода от абсолютной идеи к природе и от идеального к реальному. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, ее инобытием или ее иным воплощением.

Исходя из этого, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смысловой эффективности при решении в том числе проблем исследования реального мира, бытия и  всеобщих законов развития. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее действенных форм философского рассуждения над созданием мира, которая позволяет рассматривать последний как обособленную единую систему, развивающуюся по определенным законам.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития.

Любое явление, предмет представляют собой определенное качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве.

«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»1.

Законы диалектики тесно  взаимосвязаны между собой, являясь  сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон. Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически  смотреть на мир, описывать его с  помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов  или явлений мира, рассматривать  последний как развивающийся  объект. В результате Гегелю удалось создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

Информация о работе Гегель: его место и роль в истории философии