Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:33, реферат
Мы переживаем период, когда рушатся основные идеологии индустриальной цивилизации, но это - лишь одно из проявлений ее общего кризиса. Для преодоления этого кризиса важно понять, что одна из главных его причин - это культурные основания современной цивилизации.
Ключевым элементом той культуры, на которой базируется индустриальная цивилизация, является европейская наука (ее еще называют наукой Нового времени), возникшая менее четырех веков назад.
Введение
1. Исторические предпосылки формирования философии Нового времени
2. Эпоха Просвещения: английские корни
3. Эпоха Просвещения: французская крона, или французское Просвещение как составляющая философии Нового времени
3.1. Деизм и материализм как философия воззрения эпохи Просвещения
3.2. Просветительский период в теории познания
3.3. Проблема сознания в трудах французских просветителей
Заключение
Литература
3.2. Просветительский период в теории познания
Европейская философия XVII - XVIII в.в. сделала крупный шаг в развитии теории познания. На первый план вышли проблемы связи внешнего и внутреннего опыта. В этот период теория познания занимала центральное место в философии. Ставились задачи осмысления абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их ценности. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма.
Рационализм понимает философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. Рационализм XVII - XVIII в.в. исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Это течение, утверждавшее определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии просвещения.
Культ разума характерен и для французских материалистов XVIII в., стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма.
Эмпиризм пришел к "уподоблению данных чувственности (как элементарных единиц знания) своеобразно как и атомам", взаимодействие которых порождает все остальные познавательные образования. Взаимодействие чувственности и разума, эмпирического и рационального исследовалось теорией познания и только как проблема происхождения знания, а, прежде всего, как проблема логического обоснования системы знания. Философия этого времени анализировала проблемы взаимоотношений субъекта и материальной субстанции, "Я" и внешнего мира и производные от них проблемы внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств.
Материалистический эмпиризм выступал против превращения идеалистами-рационалистами мышления в самостоятельную субстанцию, в "рациональную вещь", остро критиковал декартовское учение о врожденных идеях, отвергал картезианскую концепцию врожденных идей (исключая идею Бога), агностицизм.
Эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение и функционирование внутреннего опыта - проблему неразрешимую в рамках метафизической формы материализма того времени.
В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
Под этим эмпиризмом в философской литературе понимают направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающие, что содержание знания может быть представлено либо как описание того опыта, либо сведено к нему.
В качестве целостной гносеологической концепции эмпиризм сформировался в XVII - XVIII в.в. Он выступал как материалистический эмпиризм, утверждавший, что чувственный опыт отражает в познании объективно существующие вещи.
Эмпиризм сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания.
Эмпиризм близок к сенсуализму. Сенсуализм - такое направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях органов чувств - отражение этого мира.
Видными представителями материалистического сенсуализма были французские материалисты XVIII в. (Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах), которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. Просветители последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма. Факт преобладания сенсуалистических теорий познания в XVIII в. бесспорен [13].
Теория познания французских материалистов была в общем метафизичной. Ее метафизичность заключалась, во-первых, в абсолютизации познавательной роли ощущений, противостоявшей столь крайней абсолютизации познавательной роли мышления философии XVII в.; во-вторых, в созерцательности. Последнее означало, что познающий субъект рассматривался не как практически действующее существо, а как пассивный преемник внешних раздражений. В познании видели не продукт взаимодействия объекта и субъекта, а трансляцию объективного в субъект [13].
3.3. Проблема сознания в трудах французских просветителей
В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались материалистически [14].
Такое понимание было развито в XVIII в. материалистами, в противовес взглядам которых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам, о представлениях как изначальных актах души и др.
На разработку проблемы сознания в философии французского Просвещения наибольшее влияние оказали материалисты XVIII в., особенно Ж.Ламетри и П.Кабанис.
В 1748 г. в Лейдене был издан трактат англичанина Шарпа (псевдоним Ламетри) "Человек - машина". Замысел его состоял в утверждении принципа полной подчиненности сознания и характера людей природной необходимости. Так, Ламетри считал, что существует лишь единая материальная субстанция, присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в "организованных телах"; эти способности проявляются при воздействии внешних тел на мозг. Как сенсуалист, ученый считал, что внешний мир отражается на "мозговом экране". Отправным пунктом анализа Ламетри становится не механическое перемещение бескачественных частиц, а способность материи ощущать, обнаруживаемая только в организованных телах. Идею зависимости психики от организации приняли все французские материалисты.
После успехов сенсуализма значительно облегчалось новое понимание высших психических функций. Они рассматривались как результат усложнения присущей телу способности ощущать, тем самым преодолевалась пропасть между материей и мыслью. Не только элементарные, но и развивающиеся из них сложные психические процессы выступали как свойства организованных тел [24].
Кабанис утверждал, что мышление - такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Он считал, что, воздействуя на тело, можно добиться и изменение духа. Обсуждая вопрос о природе мышления, Кабанис предложил следующую формулу: чтобы получить правильную идею о действиях, результатом которых является мысль, мы должны рассматривать мозг как особый орган, специально предназначенный для ее производства... Впечатления, достигающие мозга, приводят его в деятельное состояние...Этот подход ознаменовал новый шаг в естественнонаучном объяснении сознания. Впервые однозначно утверждалось, что сознание не есть локализованное в мозгу духовное начало субстанционального или феноменального характера, а функция этого телесного органа, не уступающая по степени реальности и телесности другим функциям организма. Кабанис считал, что внешним продуктом мозговой работы является объективная мысль в слове и жесте [24].
Опираясь на достижения передовой физиологии и медицины, они обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличное от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Вместе с тем, ученые не смогли раскрыть общественную природу и активный характер человеческого сознания.