Французкое просвещение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

Мы переживаем период, когда рушатся основные идеологии индустриальной цивилизации, но это - лишь одно из проявлений ее общего кризиса. Для преодоления этого кризиса важно понять, что одна из главных его причин - это культурные основания современной цивилизации.
Ключевым элементом той культуры, на которой базируется индустриальная цивилизация, является европейская наука (ее еще называют наукой Нового времени), возникшая менее четырех веков назад.

Оглавление

Введение
1. Исторические предпосылки формирования философии Нового времени
2. Эпоха Просвещения: английские корни
3. Эпоха Просвещения: французская крона, или французское Просвещение как составляющая философии Нового времени
3.1. Деизм и материализм как философия воззрения эпохи Просвещения
3.2. Просветительский период в теории познания
3.3. Проблема сознания в трудах французских просветителей
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

французкое просвещение.doc

— 81.50 Кб (Скачать)


С о д е р ж а н и е

 

 

  Введение

  1.              Исторические предпосылки формирования философии Нового времени

  2.              Эпоха Просвещения: английские корни

  3.              Эпоха Просвещения: французская крона, или французское Просвещение как составляющая философии Нового времени

  3.1.              Деизм и материализм как философия воззрения эпохи Просвещения

  3.2.              Просветительский период в теории познания

  3.3.              Проблема сознания в трудах французских просветителей

  Заключение

  Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В в е д е н и е

 

  Мы переживаем период, когда рушатся основные идеологии индустриальной цивилизации, но это - лишь одно из проявлений ее общего кризиса. Для преодоления этого кризиса важно понять, что одна из главных его причин - это культурные основания современной цивилизации.

                Ключевым элементом той культуры, на которой базируется индустриальная цивилизация, является европейская наука (ее еще называют наукой Нового времени), возникшая менее четырех веков назад.

  Карл Мангейм...утверждал в 1929 г., что сама научная методология была продуктом мировоззрением поднимающейся буржуазии.

  Хорошо известен результат ее подъема - научное уничтожение феодального строя, осуществляемое, зачастую, путем буржуазной революции.

  Самой значительной революцией такого рода была Великая французская революция. Общепризнанно, что эта революция следовала грандиозному проекту, который вызревал в течение полувека и сам вытекал из философского и культурного течения, которое было названо Просвещением [10].

  Исходя из того, что одной из задач историка философии является осознание социально-исторической детерминации возникновения и развития философских взглядов [9], мы посчитали необходимым изучить исторические предпосылки, которые способствовали возникновению и формированию просветительских идей, а лишь затем осуществить исследование развития философской мысли в эпоху французского Просвещения, сфокусировав взгляд на становлении материализма как основного из направлений философии, вкладе просветителей в теорию познания и в решения проблемы сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              Исторические предпосылки формирования философии Нового

  времени

 

                В исследованиях, посвященных философии Нового времени, указывается, что сущность этого периода хорошо изучена, однако ее генезис во многом остается невыясненным [11]. Поэтому ограничимся кратким обзором ее становления.

                Во времена средневековья был сделан большой шаг в развитии философского значения (новое понимание времени и творчества, выявление специфики духовности как одной из существеннейших характеристик реальности...). Без этого шага невозможно было бы дальнейшее развитие философии. Однако темп культурного развития периода средневековья был несколько заторможен [6].

                Негативная оценка Средних веков была "нормальной" реакцией представителей "нового мышления" на идеи общества, которое, выполнив свою историческую миссию, осталось в прошлом.

                Во 2-й половине XIII - в начале XIV в.в. в Западной Европе зарождаются новые, буржуазные общественные отношения. Сопутствующее этому развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения - Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кампанелла и др. [16].

                Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. В значительной степени именно это обстоятельство явилось причиной того, что доминирующей философской тенденцией XVII - XVIII в.в. становится материализм.

                Материализм как философское течение существовал и раньше. Можно упомянуть материалистическую позицию Милетской школы, Гераклита, Демокрита, Эпикура. В этот же ряд можно поставить латинский аверрроизм и даже номинализм. Однако следует уточнить, что "материалистичность" указанных философских школ прошлого в значительной степени условное. Античные мыслители не проводили четкой границы между материей и духом - мир был для них целостным "реально-идеальным" предметным Космосом.

                Условность термина "материализм" применительно к аверроизму и, особенно, номинализму еще более очевидна, т.к. для представителей этих направлений, как и для всех философов средневековья, духовная природа бытия выступает аксиомой [21].

                Философская парадигма Нового времени, постулируя именно природу (натуру) истинно мировой субстанцией, настоящим бытием, создает благоприятные условия для существования материализма в собственном понимании этого слова. Само понятие "материализм" появляется именно в XVII ст., впервые его использовал физик Р.Бойль. Г.Лейбниц вводит это понятие в философский оборот для обозначения точки зрения альтернативной идеализму [2].

 

  2.              Эпоха Просвещения: английские корни

 

                В рамках эпохи Нового времени ярко выделяется исторический период, получивший название Просвещения. Просветительство возникло в Англии в XVII в.

                Умонастроения этой эпохи сформировали Бэком, Декарт, Гоббс, которые были предтечами Просвещения. Они подвергали критике средневековую схоластику, апеллировали к разуму вместо авторитета и традиции.

  Формирование просветительской идеи тесно связано и с именем Дж.Локка - первой философской величиной среди плеяды английских просветителей. Дж.Локк был другом Ньютона. Его философия стояла на тех же позициях, что и научная программа выдающегося физика [3].

                Среди идейных источников философии Просвещения особенное место занимает труд Дж.Локка "Опыт человеческого разума" (1690). Над этим произведением автор работал более 20 лет.

  По Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все человеческое знание проистекает из опыта - внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемыми в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, вкус, запах, звук). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Локк определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей.

                В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остается неизвестной, и что ум имеет дело с номинальными сущностями.

                Познание Локк делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики) и сенситивное (существование единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее достоверное и ясное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент.

                Кроме эмпирической теории познания в этом произведении философ разработал также принцип природного права, приложив тот правовой идеал, который в наибольшей степени отвечает потребностям зарождающегося капитализма. Это сочинение Локка содержало позитивную программу. Его идеи сыграли огромную роль в истории философии и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние в Великобритании на Толанда, Пристли, Беркли, Юма; во Франции - на Вольтера, Кондильяка и в особенности на материалистов XVIII в. - Ламетри, Гельвеция, Дидро; в Германии - на Г.Лейбница, Г.Гердера, Г.Лессинга [6].

 

 

 

 

  3.              Эпоха Просвещения: французская крона, или французское

  Просвещение как составляющая философии Нового времени

 

                Хотя родиной Просвещения стала Англия, которая одной из первых стала на путь капиталистического развития, исторически сложилось так, что это движение получило наиболее широкое распространение во Франции в XVIII в.

                Французское Просвещение возникает как результат понимания необходимости изменений в обществе прогрессивно мыслящей частью общества [4].

                XVIII в. в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь вышло за стены университетов, став предметом обсуждения в среде литераторов, популярно излагающих последние достижения науки.

                Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающих условия для экономического и социального благоденствия, - основные представления эпохи Просвещения.

                Выдающиеся философы Ш.Монтескье, Х.Гельвеций, Вольтер, Г.Гольбах, В.Дидро, Ж.-Ж.Руссо...просвещали головы для приближавшейся революции...[22].

                В исторической борьбе буржуазных мыслителей XVIII в. против сил старого феодального общества совершенно исключительную роль играл Вольтер [4]. Из всех известных французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694 - 1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения [7]. Именно Вольтер совместно с Гердером впервые употребили термин "просвещение".

                В статье "Ответ на вопрос, что такое Просвещение?" (1784) И.Кант предлагал рассматривать Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Кант был убежден, что успешное развитие и применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человеческого рода.

                Гегель характеризовал Просвещение как рационалистическое движение XVIII в. в области культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа правления, государственного устройства, политической идеологии, права и судопроизводства, религии, искусства, морали.

                Брокгауз и Эфрон характеризуют Просвещение как "преимущественно умственное движение", считали главной чертой французского Просвещения господство рационализма [23].

 

  3.1.              Деизм и материализм как философия воззрения эпохи Просвещения

 

  Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась деистская форма материализма, представители которой (Вольтер, Робинс и др.) исходили из метафизической онтологии конечного мира, дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идею субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая религию, фанатизм и нетерпимость католической церкви, деисты рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную" религию в качестве социального регулятора исторического процесса (Ш.Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).

  Другая историческая форма философии Просвещения - материализм XVIII в. - формировалась путем критики теоретических основ деизма на основе материалистического естествознания Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона.

  В материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Этот взгляд противостоит религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимающему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывается от мозга, подвергается абсолютизации и обожествлению.

  Как известно, выделяют три вида материализма - наивный (или стихийный) древних греков и римлян; метафизический (или механический) XVII - XVIII в.в.; диалектический материализм.

  В додиалектическом материализме материальная субстанция часто понималась как первоматерия. Считалось, что субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности, меняются лишь конкретные формы ее бытия.

  Наиболее последовательные учения материализма, в том числе и французский материализм XVIII в. в лице Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, выступали и как атеистические учения.

  Так, у Гольбаха мы находим одно из первых определений материи: материя - это то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает ощущения [17].

  В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах и др.) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественнонаучное обоснование концепции материи как объективной реальности, атрибутами которой являются движение, вечность во времени и бесконечность в пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естественные причинно-следственные связи и законы которой являются выражением онтологической целостности мира, они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития.

  Многие просветители развивали учение о материи как единства реальности, которой присуще бесконечное разнообразие свойств [8].

  В XVIII в. углубляется метафизическая, механическая идея разрыва материи и движения. В ряде систем материализма усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделенные внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи.

  В целом можно сказать, в материализме XVIII в. господствовали метафизика и механизм, но были и элементы диалектики (Дидро). Именно критика преформистской концепции целостности, идея уровней организации материи, разрушение креационизма и теологии, возникновение теории эпигенеза, естественного отбора означали, что в решение фундаментальных философских проблем материалисты эпохи Просвещения приближались к диалектическому пониманию природы.

Информация о работе Французкое просвещение