Философское понимание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Оглавление

Что такое человек и какова его сущность? (стр.1)

Какие существуют философские теории о проблеме биологического и социального в человеке? (стр.1)

Что делает человека личностью? (стр.6)

Философия свободы. (стр.10)

Соотношение свободы и ответственности личности. (стр.12)

Смысл человеческого бытия. (стр.13)

Файлы: 1 файл

План.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Но это  явно не соответствует степени сложности  и степени совершенства человека, который способен достичь высокого. А иначе жизнь не будет достойной. И, тем не менее, смерть настойчиво все обессмысливает. Но, тогда ради чего мы живем, какой смысл нашей жизни?

Есть два пути поиска  ответа на этот вопрос.  Первый путь – это поиски смысла жизни в пределах самой жизни в удовольствиях, власти, богатстве, славе, почете  т.д. Но это обессмысливается, поскольку человек умрет и ничего этого не будет. А вдобавок вся жизнь лишь одно мгновение.

Второй путь – это поиски смысла жизни с помощью понятия противоположного смерти. Этим понятием является понятие бессмертия. Живя человек должен достичь бессмертия. И в этом смысл его жизни. Но бессмертие понимается по-разному. Есть религиозно-идеалистическое понимание бессмертия. Есть варианты материалистического понимания бессмертия. К последним можно отнести следующие: достижение личного биологического бессмертия; обретение бессмертия в детях и потомках; бессмертия всего человеческого рода; добрые дела и добрая память о человеке.

Беспристрастный анализ показывает, что все это  очень ненадежные виды бессмертия, скорее даже иллюзорные. Личное бессмертие в обычных земных условиях может оказаться самым страшным наказанием, когда душе очень захочется уйти на покой, но она не сможет этого сделать. Подобную идею можно обнаружить в мифах и художественной литературе. Вдобавок пространство и место на земле не беспредельно. И одни поколения должны уступать место новым. Потомки и дети тоже могут не дать бессмертия своим предкам, поскольку могут оказаться бездетными, рано умереть, не захотят сами иметь детей т.д.  Человечество сегодня тоже под угрозой. Глобальные проблемы, если их не суметь решить вовремя, могут уничтожить все человечество.

Злейший враг добрых дел и доброй памяти, которые оставляет  после себя человек, является время. Люди уже, как правило, не помнят и  не знают своих прадедушек и прабабушек, не говоря уже о более далеких  предках. Эфемерность этого варианта материалистического понимания бессмертия отнюдь не говорит о том, что добрыми делами и доброй памятью можно пренебречь. Человек обязательно должен оставить о себе добрую память и добрые дела после себя. Но этим смысл не исчерпывается и, видимо, по большому счету состоит не в этом.

Религиозное идеалистическое  понимание бессмертия не противоречиво. Потому что здесь бессмертие связывается  с бессмертием души. А душа по своей природе бессмертна. Но бессмертие души имеет, по меньшей мере, два  варианта. Во-первых, душа может оказаться не в адекватном месте, в месте не упокоения, и тогда она обречена на невыносимые муки и страдания. Во-вторых, душа после отделения от тела оказывается в месте упокоения, обретая покой и блаженство. Поэтому смысл земной жизни в том, чтобы душа обрела после смерти покой и блаженство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

Введение в  философию: Учебное пособие для  вузов. – М., 2002 

Проблема человека в западной  философии. – М., 1988 

Философия человека: (сборник научных трудов)./Под ред.   П.С. Гуревича,

Н.К.Позднякова. – Омск, 2004.

М.К.Мамардашвили, С.57-61 на стр. 10-12 

С.А. Левицкий, с.8; В.Виндельбанд, С. 520 на стр. 10-12 

С.А. Левицкий, С.8, 10 на стр. 10-12 

В.Виндельбанд, С.522, 527, 580 на стр. 10-12 

Спиноза Б., С.592  на стр. 10-12

 

В.Виндельбанд, С.528 на стр. 10-12 

[В.Виндельбанд,  С.529 на стр. 10-12 

С.А. Левицкий, С.12; В.Виндельбанд, С.533 на стр. 10-12 

С.А. Левицкий, С.11-12 на стр. 10-12 

С.А. Левицкий, С.12-13; В.Виндельбанд, С.534-535, 544 на стр. 10-12 

Информация о работе Философское понимание человека