Философское понимание человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат

Краткое описание

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".

Оглавление

Что такое человек и какова его сущность? (стр.1)

Какие существуют философские теории о проблеме биологического и социального в человеке? (стр.1)

Что делает человека личностью? (стр.6)

Философия свободы. (стр.10)

Соотношение свободы и ответственности личности. (стр.12)

Смысл человеческого бытия. (стр.13)

Файлы: 1 файл

План.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

понятие “жизненность, куда входят н телесные н духовные качества индивида. 

Как в восточном, так н в западном мышлении сохранение  своего  “лица”,

т. е. личности –  это  категорический  императив  человеческого  достоинства,

без чего наша цивилизация  потеряла  бы  право  называться  человеческой.  В

конце XX века это  стало  подлинной  проблемой  для  сотен  миллионов  людей,

ввиду тяжести  социальных  конфликтов  и  глобальных  проблем  человечества,

которые могут  стереть человека с лица Земли. 

Интересно отметить, что латинский термин  “homo” восходит  к понятию

“гумуса” (почвы, праха), из которого произведен  человек,  а  в  европейских

языках  “man”  производится  от  “manus”  (рука).  В  русском  языке   слово

“человек” имеет  корень  “чело”,  т.  е.  лоб,  верхняя  часть  человеческого

существа, приближающая его  к  Творцу.  Следовательно,  даже  этимологически

личностные  характеристики  человека  несут  разную  смысловую  нагрузку   в

зависимости от той или иной культуры и цивилизации. 

Первым  понятием,  с  которого  следует  начинать  изучение   проблемы

личности,  является  “индивид”.  Дословно  оно  означает  неделимую   дальше

частицу какого-то целого. Этот  своеобразный  “социальный  атом”,  отдельный

человек  рассматривается  не  только  как   единичный   представитель   рода

человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это  самая  простая

и абстрактная,  характеристика  человека,  говорящая  лишь  о  том,  что  он

отделен  (прежде  всего  телесно)  от  других  индивидов.  Отдаленность   не

составляет его  существенную характеристику, ибо отделены друг от друга в

этом смысле “индивидны” все объекты во  Вселенной.  В  истории  философии  и

социально-политической мысли известен индивидуализм  –  философско-этническая

концепция, утверждающая приоритет личности  перед  любой  формой  социальной

общности, исходящая  из представлений об атомарности  индивида. 

Человек  в   различных   вариантах   индивидуализма   понимается   как

противостоящий  миру в целом, а его сознание –  как  единственная  реальность. Исторически,  индивидуализм возник  в  классовом  обществе,  преодолевающем  нормы  родовой  общности,  и делающим человека  самоцелью  развития.  В  этом  смысле  индивидуализм  был противоположностью   коллективизму   и    особенно    псевдоколлективистским концепциям казарменного коммунизма. 

Гораздо   более   содержателен   другой   термин   индивидуальностью,

обозначающий  уникальность и неповторимость человека во  всем  богатстве  его

личностных  качеств  и  свойств.  Человек  выступает  сначала   как   особь,

“случайный   индивид”    (Маркс),    потом    как    социальный    индивид,

персонифицированная  социальная  группа  (сословный  индивид)  и,  затем  как

личность. В последней  своей ипостаси человек  как  бы  вбирает  в  себя  все

многообразие   социальных   связей   и   отношений. 

“...Сущность   “особой личности”,– писал К. Маркс,– составляет не ее борода, не  ее  кровь,  не  ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...”  Вместе  с  тем, свойства личности не сводятся к  ее  индивидуальным  особенностям.  Личность тем значительнее, чем больше в ее  индивидуальном  преломлении  представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные  свойства  личности – это не одно и то же, что личностные свойства  индивида,  т.  е.  свойства, характеризующие его как личность. 

Индивидуальность  –   не   просто   “атомарность”   человека,   скорее

характеристика  его единичности и своеобразия,  выводящего  за  рамки  этой

единичности.  Иначе  индивидуальность   человека   не   отличалась   бы   от

индивидуальности,  скажем  стула  или  стола.  Это  не  является  “заслугой”

человека и  “самость” не является нашей  собственностью.  Как  хорошо  сказал

современный немецкий философ  Хабер-мае,  “моя  концепция  меня  самого”

имеет смысл  лишь тогда, когда человек признается и как вообще  личность,  и

как именно эта  индивидуальная личность. 

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что  человек  есть

множественность и у него,  как  считает,  например,  Г.  И.  Гурджнев,  “нет

индивидуальности... нет единого большого “Я”. Человек разделен на  множество

малых “я”. Современный  еврейский религиозный мыслитель  Мартин Бубер  говорит

так: “Личность  видит самое себя.  Индивидуальность  занята  своим  мое:  мой

характер, моя  раса, мое творчество, мой гений”.  Стало  быть,  для  личности

характерно утверждение: “я есть”,  а  для  индивидуальности  -  “я  такова”.

Наверно прав и  Оскар Уайльд, утверждавший, что  душа  человека  непознаваема:

“Ты сам –  последняя из всех тайн”. 

Становление личности происходит в процессе  усвоения  людьми  опыта  и

ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией.  Человек

учится  выполнять  особые  социальные  роли,  т.  е.  учится  вести  себя  в

соответствии  с ролью ребенка, студента, служащего, супруга,  родителя  и  т.

д. Все они  имеют выраженный культурный контекст и, в частности,  значительно

зависят от стереотипа мышления.  Можно  сказать  так:  личностью  становится

практически каждый человек в  процессе  развития  своей  индивидуальности  в

данной  конкретно-исторической  обстановке.  Если  нет  тяжелых   врожденных

дефектов  развития  головного  мозга,   последствий   родовой   травмы   или

заболевания, то  становление  личности  -  итог  взаимодействия  человека  и

общества. В течение  жизни человек может в  той  или  иной  степени  утратить

личностные черты  вследствие развития хронического  алкоголизма,  наркомании,

тяжелых заболеваний  ЦНС н т. п. В принципе личность может  “умереть”  в  еще

живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена. 

Выделяют,  прежде  всего,  так  называемую  физическую  личность   или

физическое Я. Это тело, или телесная организация  человека, самый  устойчивый

компонент личности, основанный на телесных свойствах и  самоощущениях.  Тело

не только  первый  “предмет”  для  познания,  но  и обязательный  компонент

личностного мира человека,  как  помогающее,  так  и  мешающее  в  процессах

общения. К физической личности могут быть отнесены также  одежда  и  домашний

очаг. Известно, что многое о человеке можно  сказать  по  данным  элементам.

Это же относится  и  к  произведениям  ручного  или  интеллектуального  труда

человека –  украшениям его быта,  коллекциям,  рукописям,  письмам  и  т.  д.

Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно  как и своего  ближайшего

окружения, относится  к числу древнейших  личностных  качеств  человека  и  в

истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый  человек

есть “целый мир, рождающийся и умирающий  вместе с ним...” 

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных

форм общения  матери с ребенком. По  сути  дела  она  предстает  как  система

социальных ролей  человека, в разных группах,  мнением  которых  он  дорожит.

Все формы самоутверждения  в профессии,  общественной  деятельности,  дружбе,

любви, соперничестве  н  т.  д.  формируют  социальную  структуру  личности.

Психологи  отмечают,  что  довольство   или   недовольство   собой   всецело

определяется  дробью, в которой числитель выражает наш действительный  успех,

а знаменатель  – наши притязания. 

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего  “я”,

на котором  держится  все.  Это  внутренние  душевные  состояния,  отражающие

устремленность  к определенным духовным ценностям  и идеалам. Они могут  и  не

осознаваться  во всей полноте, но так или  иначе  забота  о  “душе”  является

тончайшей материей личностного развития. Рано или поздно  каждый  человек,  хотя бы в отдельные  моменты  жизни,  начинает  задумываться  над  смыслом  своего существования и духовного развития. Духовность человека не  является  чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания  даже  лучшим примерам. Зачастую она не  только  “держит”  личность,  подобно  стержню,  но  и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда  жертвуют жизнью. Потребность в духовном  развитии  личности  в  полном  смысле  слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных  потребностях. 

Более того, история  дает массу  примеров  того,  как  интенсивная  духовная  жизнь (мудрецов,   ученых,   деятелей   литературы   и   искусства,    религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания,  но  и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали  и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в. 

Выделяют  несколько  крупных  социальных   типов   личности,   которые

прослеживаются  на всем историческом пути развития человечества.

Первый  тип – “деятели” – охотники и рыболовы,  воины и  ремесленники,

земледельцы и  рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги  и

т. д. Для таких  личностей главное –  активное  действие,  изменение  мира  и

других людей, включая и самого себя. Они “горят”  на работе,  находя  в  этом

высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны.

Второй  тип  -  мыслители.  Это люди,  которые,  по  словам  Пифагора,

приходят в  мир  не  для  того,  чтобы  соревноваться  и  торговать  (как  на

Олимпийский играх), а  смотреть  и  размышлять.  Образ  мудреца,  мыслителя,

воплощавшего  в себе традиции рода и его  историческую  память  (летописание)

всегда пользовался  огромным авторитетом. Недаром многие  великие  мудрецы  и

пророки: Будда  и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон  и  Лао-Цзы,  Конфуций

и Махавнра Джина, Христос и Мухамед считались либо  посланцами  богов,  либо

обожествлялись  сами.

Третий  тип – люди  чувств  и  эмоций,  которые остро чувствуют,  как

“трещина мира” (Г. Гейне)  проходит  через  их  сердца.  Прежде  всего,  это

деятели  литературы  и  искусства,  гениальные  прозрения которых зачастую

опережают самые  смелые научные прогнозы  и  прорицания  мудрецов.  Известно,

что поэт А. Белый  еще в 1921  г.  написал  стихи,  где  упоминалась  атомная

бомба, а его  великий современник А. Блок слышал “музыку”  революций  задолго

до ее начала. Таких примеров немало и они говорят  о том, что  мощь  интуиции

великих поэтов и художников граничит с чудом.

Информация о работе Философское понимание человека