Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:02, реферат
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".
Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал "сопряженностью человека и философии".
Что такое человек и какова его сущность? (стр.1)
Какие существуют философские теории о проблеме биологического и социального в человеке? (стр.1)
Что делает человека личностью? (стр.6)
Философия свободы. (стр.10)
Соотношение свободы и ответственности личности. (стр.12)
Смысл человеческого бытия. (стр.13)
понятие “жизненность,
куда входят н телесные н духовные качества
индивида.
Как в восточном, так н в западном мышлении сохранение своего “лица”,
т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства,
без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В
конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей,
ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества,
которые могут
стереть человека с лица Земли.
Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию
“гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских
языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке слово
“человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически
личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в
зависимости от
той или иной культуры и цивилизации.
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы
личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше
частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный
человек рассматривается не только как единичный представитель рода
человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая
и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он
отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отдаленность не
составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга в
этом смысле “индивидны” все объекты во Вселенной. В истории философии и
социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этническая
концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной
общности, исходящая
из представлений об атомарности
индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как
противостоящий
миру в целом, а его сознание –
как единственная реальность. Исторически,
индивидуализм возник в классовом
обществе, преодолевающем нормы
родовой общности, и делающим человека
самоцелью развития. В этом
смысле индивидуализм был противоположностью
коллективизму и особенно
псевдоколлективистским концепциям казарменного
коммунизма.
Гораздо более содержателен другой термин индивидуальностью,
обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его
личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь,
“случайный индивид” (Маркс), потом как социальный индивид,
персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, затем как
личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все
многообразие
социальных связей и
отношений.
“...Сущность
“особой личности”,– писал К. Маркс,–
составляет не ее борода, не ее кровь,
не ее абстрактная физическая природа,
а ее социальное качество...” Вместе
с тем, свойства личности не сводятся
к ее индивидуальным особенностям.
Личность тем значительнее, чем больше
в ее индивидуальном преломлении
представлено всеобщих, общечеловеческих
характеристик. Индивидуальные свойства
личности – это не одно и то же, что личностные
свойства индивида, т. е. свойства,
характеризующие его как личность.
Индивидуальность – не просто “атомарность” человека, скорее
характеристика
его единичности и своеобразия,
единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от
индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является “заслугой”
человека и “самость” не является нашей собственностью. Как хорошо сказал
современный немецкий философ Хабер-мае, “моя концепция меня самого”
имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и
как именно эта
индивидуальная личность.
С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть
множественность и у него, как считает, например, Г. И. Гурджнев, “нет
индивидуальности... нет единого большого “Я”. Человек разделен на множество
малых “я”. Современный
еврейский религиозный
так: “Личность видит самое себя. Индивидуальность занята своим мое: мой
характер, моя раса, мое творчество, мой гений”. Стало быть, для личности
характерно утверждение: “я есть”, а для индивидуальности - “я такова”.
Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема:
“Ты сам –
последняя из всех тайн”.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и
ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек
учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в
соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.
д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно
зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью становится
практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в
данной конкретно-исторической обстановке. Если нет тяжелых врожденных
дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или
заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека и
общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить
личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании,
тяжелых заболеваний ЦНС н т. п. В принципе личность может “умереть” в еще
живом человеке,
что говорит о сложной
Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или
физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый
компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело
не только первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент
личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах
общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний
очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.
Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда
человека – украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т. д.
Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего
окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в
истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек
есть “целый
мир, рождающийся и умирающий
вместе с ним...”
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных
форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система
социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе,
любви, соперничестве н т. д. формируют социальную структуру личности.
Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело
определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех,
а знаменатель
– наши притязания.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “я”,
на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие
устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не
осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является
тончайшей материей
личностного развития. Рано или поздно
каждый человек, хотя бы в отдельные
моменты жизни, начинает задумываться
над смыслом своего существования
и духовного развития. Духовность человека
не является чем-то внешним, ее нельзя
приобрести путем образования или подражания
даже лучшим примерам. Зачастую она
не только “держит” личность,
подобно стержню, но и является
высшим благом, верховной ценностью, во
имя которой иногда жертвуют жизнью.
Потребность в духовном развитии
личности в полном смысле
слова ненасыщаема, чего нельзя сказать
о физических и социальных потребностях.
Более того, история
дает массу примеров того, как
интенсивная духовная жизнь (мудрецов,
ученых, деятелей литературы
и искусства, религиозных
подвижников) была залогом не только физического
выживания, но и активного долголетия.
Люди, сохраняющие свой духовный мир, как
правило, выживали и в условиях каторг
и концлагерей, что еще раз подтвердил
горький опыт XX в.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые
прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип – “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники,
земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и
т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя. Они “горят” на работе, находя в этом
высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны.
Второй тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора,
приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на
Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя,
воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание)
всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и
пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций
и Махавнра Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо
обожествлялись сами.
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как
“трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это
деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую
опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно,
что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная
бомба, а его великий современник А. Блок слышал “музыку” революций задолго
до ее начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции
великих поэтов и художников граничит с чудом.