Философские установки русских философов неокантианцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:24, реферат

Краткое описание

Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX — начала XX в. было неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта и в то же время развивало ее в новых условиях. Появление неокантианства связано с интенсивным развитием науки, трудностями философского истолкования новейших открытий. Обратив внимание на творческую сторону познавательного процесса, неокантианцы перефразировали кантианский вопрос: как возможно наука не о законах, а об индивидуальном.

Файлы: 1 файл

неокантианство.docx

— 66.59 Кб (Скачать)

«Все  основные социологические понятия  - хозяйство , общество , государство , культура , ценность и мн. Др., образованы далеко ненаучно , метафоричны многозначны. Их использование, поэтому приводит социологию к ложным обобщениям и классификациям « систематическому нарушению правил логики».»

Выход ему видится в построении только таких понятий, которые будут  являться элементами в системе знания с четко очерченной спецификой объектов. Центральным наусным термином социологии Петражицкий считает «» социальное поведение » , «мотивы» Причем социологическое понятие мотив имеет нусный психологический синоним – «эмоции «, которые являются прототипом психической жизни вообще.

Рассматривая  эмоции как самый содержательный причинный компонент социального  поведения, он провозглашает предметом  социологии понимание социального  действия. Пэтому основной метод в области социальных явлений – интроспекция, в лучшем случае дополненный наблюдением «внешних проявлений психического переживания в поведении»

Течение неокантианства в России было явлением относительно кратким, но весьма значительным, если учесть круг проблем выдвинутых и получивших разработку в трудах его представителей. Кроме непосредственного  вклада в развитие общественной мысли  и философско-методологических основ  научного познания следует учитывать  симптоматичность возникновения данного  течения в эпоху начавшегося  кризиса европейской культуры и  науки. Без этого трудно понять ту бурную реукцию, которая последовала за выступлениями сторонников Канта с новым прочтением его теории среди представителей классической социологии. Неокантианство в социологии стало одним из проявлений кризисного состояния науки об обществе в целом.

Значение  неокантианства

Основанное  на принципах строгой научности, неокантианское течение с трудом пробивало себе дорогу и в традиционном иррационально-религиозном русском  философствовании, и, позже, в марксисткой философии, которая критиковала неокантианство, прежде всего в лице Каутского и Бернштейна, за попытки ревизии Маркса.

Тем не менее, влияние неокантианства усматривается  в самом широком спектре теорий и учений. Так, в середине 90-х гг. XIX в. идеи неокантианства были восприняты С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, представителями  «легального марксизма» – П.Б.Струве (1870–1944), М.И.Туган-Барановским (1865–1919) (однако русло дальнейшего развития взглядов этих мыслителей отошло от неокантианства). Идеи неокантианства были не чужды не только философам. В творчестве композитора А.Н.Скрябина, поэтов Бориса Пастернака и писателя Андрея Белого можно обнаружить неокантианские «мотивы».

Пришедшие на смену неокантианству новые философские, социологические и культурологические течения – феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания и др. – не отбросили неокантианство, а в некоторой степени выросли  на его почве, вобрав в себя важные идейные разработки неакантианцев. Об этом свидетельствует тот факт, что общепризнанные основоположники указанных течений (Гуссерль, Хайдеггер, Шелер, Мангейм, М.Вебер, Зиммель и др.) прошли в молодые годы через школу неокантианства. 
 
 
 

Список литературы

Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. — Мвл ЗАО “Экономпресс”, 2000.

История российской социологии Василенко И.В., Парамонова В.А. История российской социологии: Учебное пособие

Давыдов Ю.Н. Социальная философия о. Сергия Булгакова// Человек. 2000. №№5,6; 2001. №1.

Социология  в России ХIХ - начала ХХ вв. Вып.1-2., Тексты., Под ред. В.И. Добренькова., М., 1997.

Информация о работе Философские установки русских философов неокантианцев