Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:24, реферат
Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX — начала XX в. было неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта и в то же время развивало ее в новых условиях. Появление неокантианства связано с интенсивным развитием науки, трудностями философского истолкования новейших открытий. Обратив внимание на творческую сторону познавательного процесса, неокантианцы перефразировали кантианский вопрос: как возможно наука не о законах, а об индивидуальном.
«Все основные социологические понятия - хозяйство , общество , государство , культура , ценность и мн. Др., образованы далеко ненаучно , метафоричны многозначны. Их использование, поэтому приводит социологию к ложным обобщениям и классификациям « систематическому нарушению правил логики».»
Выход ему видится в построении только таких понятий, которые будут являться элементами в системе знания с четко очерченной спецификой объектов. Центральным наусным термином социологии Петражицкий считает «» социальное поведение » , «мотивы» Причем социологическое понятие мотив имеет нусный психологический синоним – «эмоции «, которые являются прототипом психической жизни вообще.
Рассматривая
эмоции как самый содержательный
причинный компонент
Течение неокантианства в России было явлением относительно кратким, но весьма значительным, если учесть круг проблем выдвинутых и получивших разработку в трудах его представителей. Кроме непосредственного вклада в развитие общественной мысли и философско-методологических основ научного познания следует учитывать симптоматичность возникновения данного течения в эпоху начавшегося кризиса европейской культуры и науки. Без этого трудно понять ту бурную реукцию, которая последовала за выступлениями сторонников Канта с новым прочтением его теории среди представителей классической социологии. Неокантианство в социологии стало одним из проявлений кризисного состояния науки об обществе в целом.
Основанное
на принципах строгой научности,
неокантианское течение с трудом
пробивало себе дорогу и в традиционном
иррационально-религиозном
Тем не менее, влияние неокантианства усматривается в самом широком спектре теорий и учений. Так, в середине 90-х гг. XIX в. идеи неокантианства были восприняты С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, представителями «легального марксизма» – П.Б.Струве (1870–1944), М.И.Туган-Барановским (1865–1919) (однако русло дальнейшего развития взглядов этих мыслителей отошло от неокантианства). Идеи неокантианства были не чужды не только философам. В творчестве композитора А.Н.Скрябина, поэтов Бориса Пастернака и писателя Андрея Белого можно обнаружить неокантианские «мотивы».
Пришедшие
на смену неокантианству новые философские,
социологические и
Список литературы
Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. — Мвл ЗАО “Экономпресс”, 2000.
История российской социологии Василенко И.В., Парамонова В.А. История российской социологии: Учебное пособие
Давыдов Ю.Н. Социальная философия о. Сергия Булгакова// Человек. 2000. №№5,6; 2001. №1.
Социология в России ХIХ - начала ХХ вв. Вып.1-2., Тексты., Под ред. В.И. Добренькова., М., 1997.
Информация о работе Философские установки русских философов неокантианцев