Философские установки русских философов неокантианцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:24, реферат

Краткое описание

Одним из влиятельных направлений философской мысли конца XIX — начала XX в. было неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта и в то же время развивало ее в новых условиях. Появление неокантианства связано с интенсивным развитием науки, трудностями философского истолкования новейших открытий. Обратив внимание на творческую сторону познавательного процесса, неокантианцы перефразировали кантианский вопрос: как возможно наука не о законах, а об индивидуальном.

Файлы: 1 файл

неокантианство.docx

— 66.59 Кб (Скачать)
 

 
 
 

Реферат на тему:

«Философские установки русских социологов-неокантианцев» 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила

Студентка 301 группы

Павлова Анастасия 
 
 

Москва, 2011

Одним из влиятельных направлений философской  мысли конца XIX — начала XX в. было неокантианство. Оно основывалось на философии Иммануила Канта и в то же время развивало ее в новых условиях. Появление неокантианства связано с интенсивным развитием науки, трудностями философского истолкования новейших открытий. Обратив внимание на творческую сторону познавательного процесса, неокантианцы перефразировали кантианский вопрос: как возможно наука не о законах, а об индивидуальном. Ответ на него был сформулирован в виде главного методологического принципа: индивидуальное может стать доступным пониманию только через его отношение к ценностям.

Они считали  невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический  процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного  знания, отрицали детерминизм. В связи  с этим можно выделить следующие  основные моменты неокантианской концепции  социологии

1. Приоритет  логических основ (использование  априоризма, а не наблюдения).

2. Критика  понятий и языка социологии.

3. Гносеологическое  философствование.

4. Акцентирование  внимания на проблемах культуры  ценностном аспекте человеческого  поведения.

 В  области социальной философии  свою задачу последователи Канта  видели в том. чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе и прежде всего «исторического метода» исследования социальных явлений.

Эта цель с наибольшей полнотой была реализована  в трудах немецких мыслителей Вильгельма Виндельбанда (1848—1915) и Генриха Риккерта (1863—1936). Они поставили и по-своему решали проблему сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явлению. Так, Виндельбанд писал, что одни философские системы базируются на строго научной системе знаний; для них «высшим понятием служит понятие науки». Другие — на откровениях, в том числе божественных, — такова религиозная философия. Третьи — на интуиции. Во всех случаях философия опирается на определенные убеждения: научные, религиозные, моральные, эстетические и т.д. Она, по словам Виндельбанда, выражает нормальное сознание людей, в котором сочетаются все эти моменты, прежде всего научные и ценностные подходы к пониманию мира и самого человека.

Суть  социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать  методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь  народов разных стран и исторических эпох. «Метод есть путь, ведущий к  цели», — писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе «отыскивают общие законы» развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и  наук об обществе, их «методологическую  противоположность», Виндельбанд писал: «Одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было». В первом случае имеет место «номотетическое мышление» — обобщающее, открывающее законы природы, во втором — «мышление идеографическое», индивидуализирующее, фиксирующее особенности исторических событий, их уникальность и неповторимость. «Историк, — считал Виндельбанд, — имеет своей задачей идеально воссоздать какой-либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами». В этом смысле «задача, которую он должен выполнять по отношению к реальным фактам, сходна с задачей художника по отношению к продуктам его фантазии» .

Неокантианство  в России

 В  России неокантианство начиналось  с разработки общих проблем  логики и методологии Познани  в трудах А.А. Введенского , Г.И. Челпанова и др.  Отдельную его ветвь составили социологические теории, разрабатывавшиеся специалистами в области права – Б.А. Кистяковским, П.И. Новгородцевым, В.М. Хвостовым. Иногда неокантианство условно разбивают на три группы: 

— ортодоксальное ядро (СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ) — А. С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;

— концепция, близкая к философскому иррационализму (СУБЪЕКТИВНО-НОРМАТИВНАЯ) — П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов;

— вариант  “индивидуального психологизма” (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕОКАНТИАНСТВА) —  Л.И. Петражицкий и его последователи.

Б.А. Кистяковский

Б.Я. Кистяковский, один из наиболее ярких представителей  школы классической русской либеральной философии естественного права, свою идею абсолютной ценности человеческой  личности развивал путем обоснования тезиса о сущности права как средства обеспечения свободы человека.  Его отличало широкое привлечение данных истории культуры, экономики и политики при рассмотрении социальной реальности.  Главной идеей основополагающего труда Б.А. Кистяковского является автономность проявлений человеческого духа . Естественное право – свойство, прирожденное человеку.  С точки зрения естественного права необходимо подвергать критике метафизику.

Методологическая  критика позитивистских и марксистских подходов к изучению общества позволяет  Б.А. Кистяковскому сформулировать три основные проблемы социального познания. Прежде всего, это проблема образования социально-научных понятий. Для начала должны быть критически проанализированы основополагающие социально-научные понятия, такие как общество, государство, право, хозяйство и т.п. Вторая основная проблема логики и методологии общественных наук заключается в вопросе о том, насколько применимо причинное объяснение к социальным явлениям, в установлении причинных соотношений, объясняющих возникновение и исчезновение тех или иных социальных явлений, в особенности же в выяснении принципиальной противоположности между установлением, с одной стороны, общих причинных соотношений, а с другой - раскрытием причинной связи в индивидуальных рядах событий. Наконец, третья социально-научная методологическая проблема заключается в определении значения норм в жизни общества, их роли в сознательном воздействии на людей и применения в познании категории долженствования.

По мнению Б.А. Кистяковского, тот кризис, который переживают социальные науки, должен быть разрешен на основе методологического и гносеологического плюрализма, который и может предоставить необходимые теоретические предпосылки в изучении социального бытия. Методологический плюрализм предполагает как использование различных методологических оснований для увеличения знания, так и отказ от универсальных концепций, т.к. то, что применимо в изучении одних социальных явлений, некорректно применять к другим.

Разработка  принципов методологического плюрализма требует, по мнению Б.А. Кистяковского, обращения к категориям необходимости, справедливости и долже нствования

позиции Кистяковского по этому вопросу ее можно представить в следующем сжатом виде:

  • как в мире природы, так и в социальном мире любое явление подлежит рассмотрению с точки зрения его закономерной обусловленности и случайности;
  • применение причинного метода в социальных науках допустимо, но до определенных границ;
  • поскольку в социальных науках допустимо применение метода естественных наук, то на основании этого следует именовать наукой то, что использует ее метод;
  • социальный процесс как целое может быть научно объяснен только при помощи множества разнохарактерных причинных соотношений;
  • в свою очередь, все эти разнообразные причины должны исследовать различные, а не какая-нибудь одна наука.

П.Н.Новгородцев

Критика метафизического подхода к действующему законодательству, обоснование плюрализма методов изучения проявлений человеческого  духа, содержаться в работах другого  крупного представителя этого течения  П.Н. Новгородцева. Его главным трудом стала «Социальные науки и право» . П.Н. Новгородцев опирался на тезис сформулированный  Кантом и Гегелем а их концепции права и государства : социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму. Это идея была положена им в основу его « системы нравственного идеализма».  Одно из основных требований доктрины  - разрыв с позитивизмом . Главная идея диссертации – самостоятельность нравственного начала. В праве заключено идеальное нравственное начало,  нуждающееся в специальном философском анализе. 

Вопрос  о долженствовании для Новгородцева составляет содержание главной нравственной проблемы и является первой степенным для правоведения, отрицающего позитивный метод. Решение нравственной проблемы недоступно позитивизму, ибо в решении вопроса об этическом долженствовании нельзя обойтись без априорных указаний нравственного сознания. Новгородцев выступал против засилья в социологии исторического подхода, который по его мнению, ведет к исчезновению личности, а объектом  исследования становятся среда, деятельность масс.  Социально ориентированных мыслителей  он критиковал за необоснованное соединение этического и социального, т.е. за признание объективного характера изучаемого материала. Он считал необходимым наряду с социологией развивать индивидуально-психологическое, нормативно-этическое изучение естественного права

А.С. Лаппо-Данилевский

Цель  гуманитарной науки по Лаппо-Данилевскому, - выяснить психическое содержание социальных и культурных фактов и  построить на этом основании типологическую конструкцию. Он считает, что это  двоякая  задача не может быть решена адекватно с помощью только номотетических или только идиографических методов.  Первый метод, по его мнению, совершенно очевидно игнорирует специфику общественных явлений, выступающих в своей предельной основе объективацией сознательного, психического взаимодействия индивидов друг с другом.  Недостатком же идеографизма является невольное противопоставление субъективно-смысловой интерпретации объективному объяснению, опирающемуся на некие общенаучные принципы  и категории, без которых невозможно абстрактное конструирование общественного процесса во всей сложности Снятие относительных аспектов виделось ему в синтезе их истинно позитивных моментов путем методологического осмысления  их различия и границ. Применения Только решение этой проблемы, считает он, и дает впервые возможность сформулировать основы теоретической социологии : все предшествующие социологические школы не умели содержательно выявить специфический социальный фактор и принципы социологического познания.

В.М. Хвостов

В творчестве Хвостова получили освещение наиболее важные аспекты неокантиансткой трактовки предмета социологии: процесс общения между людьми, механизмы духовного развития личности (в этой связи – природа психической причинности), духовное общение и его виды, социальная структура общества, теория классов и групп. Предложенный Хвостовым метод социальной типологии интересен как попытка преодолеть противоположность номотетического (законополагающий) и идиографического(описывающий особое) подходов к разным объектам научного познания. 

Метод социальной типологии создает особые мыслительные конструкции, в логическом содержании «менее широкие », чем  законы, и помещенные в структуре  научного объяснения между описанием  фактов и теорий. При этом, что  «социальная типологии ещё не есть самая социология, а некая  «промежуточная область между социологией  как наукой  о неизменных законах  социальной жизни и историей как  наукой об отдельных неповторяющихся  событиях и состояниях исторической дейтвительности , порожденных сплетением социологическим факторам».

Вопрос  о долженствовании для Новгородцева составляет содержание главной нравственной проблемы и является первой степенным для правоведения, отрицающего позитивный метод. Решение нравственной проблемы недоступно позитивизму, ибо в решении вопроса об этическом долженствовании нельзя обойтись без априорных указаний нравственного сознания. Новгородцев выступал против засилья в социологии исторического подхода, который по его мнению, ведет к исчезновению личности, а объектом  исследования становятся среда, деятельность масс.  Социально ориентированных мыслителей  он критиковал за необоснованное соединение этического и социального, т.е. за признание объективного характера изучаемого материала. Он считал необходимым наряду с социологией развивать индивидуально-психологическое, нормативно-этическое изучение естественного права.

Л.И. Петражицкий 

Особое  место в русском неокантианстве занимал Л.И. Петражицкий . Особенностями социологии Петражицкого  считают

  1. Последовательный упор на психологизацию норм и всего социального целого
  2. Известная близость к позитивизму.

Для успешного  построения социальных или гуманитарно-психологических  наук, полагал П. требуется 1) методологическая критика способов образования общих  гуманитарных понятий, построение «сознательно научной социальной гносеологии», и 2) перестройка существующей психологической  теории

Информация о работе Философские установки русских философов неокантианцев