Философские основы Буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Это и религия, так как при распространении Буддизма среди людей, он адаптировался под нужды и чаяния простых обывателей. Это и философия, как один из видов практики ума. Причём, эта философия настолько глубокая и практичная, что, в конечном счёте, выводит человека на путь трансцендентального познания. Это и психология, как наука о человеческом разуме и пути избавления от любого вида неудовлетворённости.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….………2
Возникновение и развитие буддизма………………………………….………..3
Философские основы буддизма……………………………………………….5
Важность морали в Буддизме……………………………………………..12
Тесты……………………………………………………………………….….…13
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………..…….20

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 45.11 Кб (Скачать)

 

Введение.

 

Буддизм, в широком понимании, - это практика счастливой жизни  и вершина человеческого познания вселенной. Буддизм многогранен, как  сама жизнь, и охватывает все сферы  бытия.

 

Это и религия, так как  при распространении Буддизма среди  людей, он адаптировался под нужды  и чаяния простых обывателей. Это  и философия, как один из видов  практики ума. Причём, эта философия  настолько глубокая и практичная, что, в конечном счёте, выводит человека на путь трансцендентального познания. Это и психология, как наука  о человеческом разуме и пути избавления от любого вида неудовлетворённости.

 

В нём есть и черты науки, так как это учение целиком  основано на личном опыте человека и, как и научные знания, его  можно, а иногда и нужно, проверить  на себе. Правда Буддизм на много  более тонок и глубок, а наука  лишь подтверждает некоторые аспекты  буддийского мировоззрения. Ну и  конечно самое важное в Буддизме - это практика, т. е. непосредственные действия, ведущие к умиротворению, счастью и постижению сути всех вещей.

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и  развитие буддизма.

Буддизм - одна из древнейших мировых религий.    Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу, многочисленные религиозные институты, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию. Буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни, и как путь духовного развития.      
    Название буддизм происходит от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды (Будды Шакьямуни (Мудреца из племени шакьев) жившего в Индии в V-IV вв. до н. э.), что означает "Просветлённый".  
    Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран.  

 Сами буддисты ведут  отсчёт  времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы - тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни основателя буддизма - с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.  

 Родина буддизма - Индия  (точнее, долина Ганги - одна из  наиболее экономически развитых  частей страны). Самой влиятельной  религией Древней Индии был  брахманизм. Его культовая практика  состояла в основном из жертвоприношений  многочисленным богам и сложных  ритуалов, сопровождавших практически  любое событие. Буддизм же с  момента своего возникновения  отрицал действенность жертвоприношения  и не принимал деления на  сословия (варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей (брахманы,  кшатрии и гахапати), и низшей - она включала людей, обслуживающих господствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности, в человеке важны были только личные заслуги.

В развитии буддизма условно  можно выделить три периода:

1. VI – III вв. до н.э. , это период формирования буддизма, этот период связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы и его последователей. Проповедь новых идей имела громадный успех в Индии, т.к. провозглашала равенство людей по рождению, трудолюбие называлось высшей добродетелью, женщинам давалось право на самостоятельную духовную жизнь, кастовое деление общества отрицалось, также отрицались обременительные жертвоприношения и подношения жрецам, проповедь разрешалось вести на всех языках, а не только на санскрите.

2. III в. до н.э.  – IV в. н.э. , это период расцвета буддизма на территории Индии, буддизм попадает под покровительство правителей, религиозные принципы буддизма широко поддерживаются в обществе, идет активное строительство монастырских комплексов, разрабатываются философские идеи и оформляются основные течения.

3. С V века н.э. начинается период упадка буддизма в Индии и начало распространения в других странах Азии.

 

 

 

 

Философские основы буддизма.   

 Буддизм - это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма, заключающаяся в утверждении, что "жизнь есть страдание" и "существует путь к спасению", не противопоставляет буддизм другим религиозным системам. Общеизвестно, что человек - существо социальное. Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир в себе, себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий. Чтобы убедиться в этом достаточно познакомиться с сущностью буддизма, которая излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди.  

Первая истина - "существует страдание". Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь - страдание. Рождение есть страдание, расстройство здоровья - страдание, болезнь - страдание,  смерть - страдание. Соприкосновение с неприятным - страдание. Разлука с приятным страдание. Необладание желанным также ведет к страданию. Основным законом мироздания является закон зависимого происхождения, по которому ни одно явление не возникает без соответствующей причины. Однако, исходя из этого закона, установить первопричину любого явления или действия невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир таким, каков он есть. И эта предопределенность социального порядка не может быть изменена усилиями людей.  
   В то же время буддизм утверждает, что основу всех вещей и явлений, как материальных, гак и духовных, составляют элементы (дхармы). По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических, биологических и других качеств и находятся в постоянном движении и изменении. Успокоенная дхарма теряет свои качественные отличия и исчезает, как угасающее пламя свечи. Буддизм учит, что объективная реальность - это лишь бесконечный поток вечно изменяющихся дхарм, а посему мир земной представляет собой случайную игру возбужденных дхарм, и, следовательно, он иллюзорен, неустойчив, изменчив. Природа также находится в постоянном процессе изменений, как и сам человек. Возбужденные дхармы образуют пять форм существования - скандх, благодаря которым проявляется привязанность к земному: тело, чувства, восприятия и ощущения, импульсы, акты сознания. В общей сложности эти пять форм и создают то, что называется человеком. Характеристика скандх зависит от деяний человека. Хорошая либо плохая деятельность человека в прошлом определяет вид его рождения (его тело), его социальный статус, психологию и сознание. Эта деятельность образует психические и физические совокупности в его новой жизни в соответствии со всей природой. Иначе говоря, положительные или отрицательные деяния человека, его мысли в данной и предшествовавшей жизни определяют лучшее или худшее новое перерождение. Находясь в зависимости от психических и физических совокупностей, человек приобретает шесть чувств познания (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание), благодаря которым он вступает в контакт с объектами чувства. Это порождает у него новые чувства и ощущения, которые вызывают желание, а желание приводит к привязанности. Привязанность проходит через весь жизненный процесс и не прекращается со смертью существа, ожидающего нового возрождения. Таким образом, человек опять начинает новую жизнь: вновь рождается, стареет, умирает, испытав все виды горя, страдания, тревоги отчаяния. Он постоянно движется в кругу рождения и смерти, и это продолжается до тех пор, пока человек находится в оковах невежества.  
   Все, что человек может осмыслить, понять или оценить, попадает в сферу пяти скандх, из которых складывается его индивидуальность. Винить же за свои страдания некого: виноват ты сам; поэтому смиренно сноси все мучения и старайся избежать их в будущем. Пять скандх, в свои; очередь, порождают пять следствии: деятельность, невежество, страсть, желания и карму, которые после гибели старого физического тела являются причиной пяти будущих следствий: нового тела, чувств, восприятии и ощущений, импульсов, сознания. Этот бесконечный процесс перевоплощении называется "колесом жизни", или сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования. Последний момент человеком не осознается, находится вне пределов его сознания, но очень важен для понимания категории страдания. Благодаря своим шести чувствам познания человек вступает в контакты с внешней средой. которая оказывает воздействие на пять его скандх, возбуждая их, и тем самым еще более привязывает человека к "колесу жизни", следовательно, увеличивает его страдания. Таким образом, согласно буддизму, момент страдания познается не только на чувственном опыте, но и заложен в самом процессе жизни. Поэтому бытие определяется тремя качествами: непостоянством, страданием, неотделимостью "я" от других форм жизни.  

 Вторая истина - "имеются причины страдания". Человек, пользуясь материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от других. Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, создавая непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое образует карму. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме. Активная сторона существования возможна тогда, когда дхармы возбуждаются, приводят к кармическому эффекту. Последний порождается сознанием. Следовательно, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непроизвольные действия не влияют на карму. Согласно закону зависимого начала, процесс кармы также бесконечен: "каждое живое существо имеет свою карму, она его собственность, его наследство, его причина, его родственник, его убежище. Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния". Так как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и поддерживают процесс перевоплощений.  
   Карма - скорее философская, чем физическая категория. Она не ограничена временем и пространством и относится только к этической сфере, являясь результатом потока сознания. Карма может быть космической, национальной, родовой, семейной, индивидуальной. Ее можно назвать законом воздаяния или законом этической причинности, согласно которому каждый пожинает то, что посеял в прошлом. По своей функции карма совпадает с законом заносимого происхождения. Образно говоря, можно сравнить жизненный процесс с рекой, русло которой определено ее кармой. Жизнь реки поддерживается тысячами ручейков (желаний), которые несут как чистые воды (добрые дела), так и нечистоты (плохие поступки). Отбрасывая нечистоты или, наоборот, вбирая их, река может изменить и свою будущую карму (но не настоящую) и в следующем существовании перевоплотиться в прозрачный горный ручей или зловонную реку, русла которых опять же будут предопределены кармой (это аллегория, ибо карма создается только сознательными действиями). Так и человек, воздерживаясь от плохих поступков или, наоборот, совершая их, создает себе хорошую или плохую карму в будущем. Но даже добрые дела и намерения не спасают его от перевоплощений и, следовательно, от страданий, так как добро также является результатом его желаний. Итак, любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их. Буддисты утверждают, что после Будды никому не удалось достичь нирваны.  
   Третья истина - "можно прекратить страдание". Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается из процесса возрождения. Нирвана - конечная цель существования. Разные школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в зависимости от того, как они толкуют природу дхарм. Так называемая школа старой мудрости, или тхеравада. считает, что успокоенные дхармы находятся вне жизненного процесса, за "колесом жизни". Эти дхармы непостижимы, их невозможно описать или рассказать о них. Поэтому при характеристике нирваны тхеравадины прибегают к негативным терминам: нерожденная, не имеющая происхождения, не имеющая структуры, нетленная, неумирающая, свободная от болезней, горя и нечистот. Школа мадхьямиков считает дхармы порождением больного сознания непросветленного человека. А раз дхармы - только плод воображения, то единственая реальность - это пустота, и нет никакой разницы между существующим миром и нирваной. Эту истину всякий просветленный осознает внутри себя, и она является для него единственной реальностью, или нирваной, а все остальное - лишь иллюзия. Некоторые северные школы буддизма учат, что видимый мир только продукт сознания, которое отождествляется с абсолютом, и нирвана, по их представлениям, достигается путем аккумулирования чистого сознания с помощью религиозных практик и медитации - размышления, созерцания. Но как бы ни были различны толкования нирваны, все школы буддизма считают, что нирвана не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего "я", полное угасание эмоциональной активности человека.  
   Четвертая истина- утверждает, что существует путь к прекращению страдания- это "благородный восьмеричный путь". Восьмеричный путь – путь духовного совершенствования:

-правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

  • правильная мысль: жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
  • правильная речь: воздержание от лжи, клеветы, злословия и праздной болтовни;
  • правильное действие – действие, свободное от зависти, ненависти, эгоизма;
  • правильная жизнь – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
  • правильное умение – усердие и трудолюбие;
  • правильное мышление – контроль над мыслями, т.к. мысли равносильны поступкам и влияют на карму;
  • правильное сосредоточение – медитация, устанавливающая связь с космосом.
  • Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации слова "праведный". Человек, следующий этим путем, становится тем самым на «путьБудды».   
       Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется "срединным путем". Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведийской религии с ее культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами - отшельниками древней Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название - "срединный".  
       Человек, пожелавший следовать по этому пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него единственные убежища в этой жизни - это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.  
       Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика медитации: упражнения йогов, созерцание различных религиозных объектов, размышления на заданные темы (например, о Будде, о смерти и др.), ритмичное и спокойное дыхание, разные стадии транса и экстаза, культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Практика медитации и соблюдение норм морали, согласно буддийским канонам, позволяют сосредоточить внимание, на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния идущий по "срединному пути" может перейти на путь начала просветления, постигнуть мудрость (праджня). Однако мудрость достигается не с помощью анализа и наблюдений, а благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию истины. Случайно услышанное слово, интуитивное чувство растворения, исчезновения своего "я", случайно подмеченное явление - все эти моменты могут оказаться толчком к "прозрению". Но внезапное "прозрение" - это лишь первый шаг к нирване.

В буддизме упоминаются четыре стадии "просветления": первая - вхождение  в поток, ведущий к нирване: вторая - последнее возвращение в этот мир перед достижением нирваны; третья - невозвращение в этот мир; четвертая - достижение нирваны после  смерти. Различные стадии просветления, которого добивается человек благодаря  самосозерцанию и полной отрешенности от внешнего мира, преследуют конечную цель - угасание всех чувств человека, воображаемый уход из "мира страданий" и являются последним этапом на пути к нирване.  
   Социальная программа раннего буддизма тоже заслуживает внимания, прежде всего учение о зависимости социального статуса человека от его прошлых и настоящих деяний. Превращению буддизма сначала в государственную, а затем и в одну из мировых религий содействовали в основном два положения этого учения. Во-первых, утверждение, что социальный статус и богатства свидетельствуют о количестве достоинств, накопленных в "прошлых жизнях", предоставляло возможность правителям государства провозглашать себя идеальными людьми. Это вело к абсолютизированию их власти. В дальнейшем данная идея получила разработку и оформление в буддийской концепции идеального правителя - чакравартина. Во-вторых, в жестких условиях сословно-кастового изоляционизма буддизм оставлял угнетенным массам надежду возродиться в будущей жизни в более хороших условиях путем неукоснительного соблюдения социально-этических норм поведения или вступления в религиозную общину. Это способствовало росту популярности буддизма среди широких слоев населения.

Важность  морали в Буддизме.

 

Буддизм одно из самых высоко моральных учений человечества. Мораль в Буддизме распространяется не только на человеческие отношения, но и на отношения между человеком и  всеми живыми существами. Целью буддиста является освобождение от страданий  всех живых существ.

Буддизм призывает жертвовать всем ради блага других.  
Важность моральных принципов очевидна. Так как они выводят человека за пределы кармических уз страданий, уменьшая его зависимость от мира сансары. Высшей степени моральный человек - это альтруист, аморальный человек - это эгоист. Альтруист свободен от понятий "Я", "ОНИ", "НЕ Я", "НЕ ОНИ", он по настоящему мудр, у него отсутствуют привязанности, жажда, и он свободен от неудовлетворённости. Эгоист - алчный, полностью зависимый от своего непостоянного "Я", пребывает в замутнённом сознании.

 Он невежественен,  он во власти стихии колеса "рождений-смерти". Он испытывает неудовлетворённость и стадания. Поэтому, между мудростью и моралью нет разницы. Только следуя им можно избавиться от Дукхи. Буддизм - это путь к мудрости, спокойствию и доброте.

Информация о работе Философские основы Буддизма