Философские концепции развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Развитие общества предстает как «естественно-исторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия, прежде всего в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.

Оглавление

Введение 2
1. Философские концепции развития общества 3
2. Формационный подход. Понятие общественно-экономической формации 6
3. Общественное бытие и общественное сознание в структуре формации и диалектика их взаимодействия 9
Заключение 12
Литература 14

Файлы: 1 файл

Материалистическое понимание истории.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

      Методологическая  роль общественного бытия в том  чтобы научить человека жить здесь  и сейчас. Методологическая роль общественного  сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие –  это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее. 

 

Заключение

     Из  теорий социального развития середины XIX - конца XX века наиболее обстоятельно была разработана марксистская концепция  общественного прогресса как  последовательной смены формаций. Над разработкой и согласованием ее отдельных фрагментов трудились несколько поколений марксистов, стремившихся, с одной стороны, устранить ее внутренние противоречия, а с другой - дополнить ее, обогатив новейшими открытиями.

     Хотя  Маркс и Энгельс стремились обосновать свою концепцию общественно-экономических формаций многочисленными ссылками на исторические источники, хронологические таблицы и фактический материал, почерпнутый из разных эпох, она тем не менее в основном покоилась на отвлеченных, умозрительных представлениях, усвоенных ими у своих предшественников и современников - Сен-Симона, Гегеля, Л. Г. Моргана и многих других. Иначе говоря, концепция формаций представляет собой не эмпирическое обобщение человеческой истории, а творческое критическое обобщение различных теорий и взглядов на всемирную историю, своего рода логику истории. Но, как известно, даже "объективная" логика не совпадает с конкретной действительностью: между логическим и историческим всегда существуют более или менее существенные несовпадения.

     За  столетие, прошедшее после жизни  Маркса и Энгельса, наши знания о  всемирной истории человечества неизмеримо расширились и умножились: они углубились с 3 до 8-10 тысячелетий  до нашей эры, включили в себя неолитическую  революцию, а также распространились практически на все континенты. История человечества перестала вмещаться в представления о развитии общества как смене формаций.

     Таким образом, формационный путь развития человечества отнюдь не объясняет все сложные  перипетии поступательного развития общества, что во многом связано с преувеличенным представлением о роли экономических отношений в жизни общества и умалением самостоятельной (далеко не всегда относительной) роли социальных обычаев и нравов, культуры в целом в деятельности людей.

     Все сказанное не умаляет глубокого  теоретического содержания концепции  общественно-экономических формаций. Неверно было бы категорически противопоставлять  цивилизационный путь развития человечества формационному, ибо оба эти подхода  ко всемирной истории не столько отрицают, сколько дополняют друг друга.  
 
 
 
 

 

Литература

  1. Введение  в философию. В 2 т. М., 1989.
  2. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2002. № 4.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
  4. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Ха-рина. Изд. 5-е, стереотип. Мн., 2002 (или любое издание).
  5. Философия. / Под ред. Жукова Н.И. – Мн., 2000.

Информация о работе Философские концепции развития общества