Философские, этико-экономические и правовые взгляды Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита, прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

2) зрелая  форма (XII-XIII в.в.);

3) поздняя  схоластика (XIII-XIV в.в.).

    Августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!"   

 Разумеется, понимаемая таким образом философия  не могла быть вдохновителем  новых духовных течений. Интеллектуальные запросы требовали новой философии. Именно таким был аристотелизм, хотя он и не был материалистическим направлением, но явно противоречил церковной доктрине. Аристотелевский умеренный реализм был попыткой примирения материализма с идеализмом. Аверроэс, интерпретируя умеренный аристотелевский реализм, утверждал, что единичные предметы не творение бога, а косвенный продукт божественного интеллекта, а это было равнозначно отрицанию божественного провидения и его влияния на земной мир. Таким образом, аристотелизм стал угрожать не только официальной церковной философии, но и приводил к подрыву основных догматов католицизма. Поэтому нет ничего удивительного, что церковь активно реагировала на распространение аристотелевской доктрины, и накладывала запрет на изучение трудов Аристотеля.   

 Главным в  творчестве  Фомы  Аквинского является разработанный им классификационно-упорядоченный метод упорядочения, различения и размещения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинского вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене  и во всей  католической  церкви.  Сопротивление  оказывала,  прежде всего, францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некоторые признаки онтологии и гносеологии Аквината были неприемлемы,  например то,  что человек имеет лишь одну форму (т.е.  деятельность  души), которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной материи, признание опосредованного познания души.      В конце  13-го начале 14-го в.  томизм преобладал в доминиканском ордене. Аквинский был признан его "первым доктором".

  1. Что Фома мыслит под универсалией?

     В средневековой философии остро  стоял спор между духом и  материей, что повлекло за собой  спор между реалистами и номиналистами.  Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

     Рассмотрим концепцию универсалий Аквината,  которая  выражает  позиции умеренного реализма. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует  в  единичных  вещах как их сущностная форма;  во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;  в-третьих, они существуют до вещей как идеальный предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом  третьем  аспекте,  в  котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.                       Доказательства бытия бога. Бытие бога может быть доказано,  согласно Аквинату,  разумом.  Он отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Выражение "бог существует" не является для разума очевидным  и  врожденным. Оно должно быть доказано.  "Сумма теологии" содержит пять доказательств, которые взаимосвязаны друг с другом.         

  1. Что является у него критерием отличия Добра и зла?

       Перед лицом существующего в  мире зла - занимает много места  в работах Аквинского. Обращение  его к этой проблеме и широкое ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями церкви.

        В средневековье действовали  различные еретические секты,  учения которых имели  ярко  выраженный антифеодальный и,  следовательно, антицерковный характер. Томистская теодицея была, прежде всего, направлена против идеологии катаров и других еретических сект. Катары провозглашали, что материальный мир по своей природе есть зло, продукт злого духа, а поскольку человеческое тело является его составной частью, следовательно, оно по своему происхождению есть зло и достойно презрения. Соединение тела и души для последней не благодеяние, а, напротив, наказание, оковы. А если так, то Христос не мог воплотиться в человека. Из этих принципов следовало отрицание необходимости церкви, осуждение ее как собственника материальных богатств.

       Перед христианской философией  была поставлена важная дилемма:  если бог - творец всего и  он добр, то откуда же берет  начало зло? Из необходимости  ответить на этот вопрос, возникла  особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

      Исходным пунктом теодицеи Фомы  была предпосылка, что зло не  является позитивным явлением  и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное небытие, ущербность добра. Понятие зла Фома выводит из понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки о том, что одна противоположность познается через другую, как например, темнота через свет. Это относится также к добру и злу.

      Второй тезис томистской теодицеи  выражается в утверждении, что  "добро является субъектом  зла". Фома утверждает, что все,  а, следовательно, и зло, имеет свою причину. Причиной же может быть лишь то, чему присуще понятие бытия, а, следовательно, и добра. Зло же, будучи полным небытием, не может выступать в роли, какой бы то ни было причины. В таком случае остается принять, что субъектом или источником зла является добро. Исходной точкой для Аквинского являются слова Августина: "Бог не является создателем зла, ибо не он причина стремления к небытию". Развивая эту мысль, Фома напоминает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла.

       Несколько иначе обстоит дело  с естественными вещами. Здесь  зло основано просто на их  порче и распаде. В замыслах  же творца каждая форма была  задумана как благо мироздания, как его совершенство, которое требует, чтобы "в вещах существовало определенное неравенство, чтобы осуществлялись все степени добра". Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот. Таким образом, вырисовывается третий тезис томистской теодицеи:  некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно.

     Для обеспечения порядка вселенной  необходим также порядок справедливости, который требует существования, как грешников, так и хороших людей. Здесь "бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы.

  1. Что в общих чертах являли собой этико-правовые воззрения «ангелического доктора»?

     Вечное право. Право как совокупность правил и норм составляет разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей к всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается совокупность общих божественных принципов правления миром.

         Естественное право. Вечное право  является источником естественного  права, существующего благодаря сопричастности богу. Оно вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный характер, то есть доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи собственного интеллекта.

        Человеческое, или позитивное право.  Применение принципов естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет некоторые постоянные элементы. 
 

    

  

 

 

 

 

 

                           Использованная литература.

1."Антология мировой философии"  т. 1

2. Боргош Ю.  " Фома Аквинский". М.,1975.

 3. Радугин А.А Философия. М.,1997.

4. Рассел Б. История западной философии: В3кн / пер. с англ; Подгот . текста В.В.Целищева. – СПб.: Азбука, 2001.

5. Соколов В.В. "История древней и средневековой зарубежной       философии". М.,1979. 

   
 

Информация о работе Философские, этико-экономические и правовые взгляды Фомы Аквинского