Философские, этико-экономические и правовые взгляды Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Фома, а за ним и все католические философы переняли от Стагирита, прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение о государстве как бытии, логически более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

1. Философские, этико-экономические  и правовые взгляды  Фомы Аквинского.

     Фома, а за ним и все католические  философы переняли от Стагирита,  прежде всего концепцию человека - политического животного, и учение  о государстве как бытии, логически  более раннем, чем его граждане. Фома утверждает, что государство, как бытие логически более раннее, берет свое начало от бога, о чем у Стагирита речи не было. Всякое сообщество выполняет определенные функции, ставит перед собой определенные цели, при реализации которых не может обойтись без гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим обществом и вел его к цели, таким именно руководителем и является государство.

       Аквинат утверждает, что существуют различные формы власти, однако не все они в одинаковой степени реализую счастье и благо общества. Он различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность - демократию. Наилучшую форму власти представляет государство, в котором сочетаются элементы монархические, аристократические и демократические.

      Фома вводит различие сущности  власти от ее формы. Первая  происходит от бога, то есть  должна существовать организация,  обеспечивающая порядок и ведущая  людей к определенной цели. Под  формой же подразумевается способ  правления, структура власти. Правда Фома приводит очень туманную форму, что "всякая власть также происходит от бога, хотя в действительности не происходит от бога".

      Следовательно, хотя всякая власть  происходит от бога, она может  также не происходить от него. Последний случай имеет место тогда, когда: а) правитель пришел к власти при помощи несправедливых средств; б) когда он правит несправедливо, то есть вопреки интересам церкви. Это случается, когда бог устанавливает в соответствии со своими планами плохую власть в целях наказания подданных.

      Аквинский говорит также о  праве восстать против государственной  власти, когда: а) власть выступает  против законов бога и элементарных  моральных принципов, в этом  случае подданные должны отказаться  повиноваться ей; б) в случае превышения властью ее компетенции; в) случай, когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.

      Так выглядит учение Фомы о  государстве, оно содержит лишь  видимость демократических элементов,  а, в сущности, выражает интересы  церкви.

 1) Вечное право.

       Право как совокупность правил и норм составляет разумное распоряжение правящего подданными. Его задача - вести людей к всеобщему благу. Вечное право - высшее право, под которым понимается совокупность общих божественных принципов правления миром.

2)Естественное право.

       Вечное право является источником естественного права, существующего благодаря сопричастности богу. Оно вневременное, вечное, неизменное и имеет разумный характер, то есть доступно лишь разумным созданиям, которые познают его при помощи собственного интеллекта.

3)Человеческое, или позитивное право.

        Применение принципов естественного права к общественной жизни. Оно выводится из вечного права не непосредственно, а опосредованно и является изменяемым, хотя и имеет некоторые постоянные элементы. 
 
 
 

2. Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос 18. О Благе и зле применительно к человеческим действиям вообще. – «Вопросы философии», 1997, №9.

     1259-1269 г. Фома Аквинский приступает к работе над главным трудом своей жизни - "Теологическая сумма".

    Развивающаяся в конце XII  и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки.

        Фома Аквинский подразделяет  истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных  возможностей. Центральной проблемой  естественной теологии являются  так называемые томисткие "доказательства" бытия бога.

       Аквинский утверждает, что доказать  существование творца можно двумя  способами: через причину и  через следствие. Переводя эту  схоластическую терминологию на  современный язык, можно сказать,  что в первом случае речь идет о доказательстве априорном, то есть от причины к следствию, во втором - об апостериорном, то есть от следствия к причине. Аквинат формулирует пять "доказательств-путей" бытия бога.

       1. Доказательство от движения, называемое в настоящее время кинетическим доказательством, исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение это соединение материи с формой. Если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершено чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движение третьим и так далее. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, ибо в таком случае не было бы первого "двигателя" а, следовательно, и второго, и последующих, и вообще не было бы движения. Поэтому, делает вывод Фома, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределами мира.

      2. Доказательство от производящей  причины, гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть бога. Фома считает, что невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Если в цепи производящих причин не признать абсолютно первую причину, то тогда не появятся и средние и последние причины, и, наоборот, если в поисках причин мы уйдем в бесконечность, то не обнаружим первой производящей причины. "Следовательно, - пишет Аквинский в "Теологической сумме", - необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют богом".                                                                                           

    3. Доказательство от необходимости  и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, - пишет Фома, - необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог".

     4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным.  Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, - пишет Фома, - что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".

     5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Фома считает, что это происходит не случайно, и кто-то должен целенаправленно руководить миром. "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом", - писал Аквинский.

      Из всего вышеперечисленного  следует, что Фома идентифицирует  целесообразность и закономерность, точнее, принижает закономерность  и сводит ее к целесообразности. Цель, к которой якобы стремится все находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, а предопределена заранее, априорным способом, которому он стремится подчинить любой процесс в природе и обществе.

      Можно заметить, что томисткие "доказательства" бытия бога представляют собой пять вариантов одного и того же способа обоснования. В них речь идет не столько о боге, сколько о некоторых явлениях материального мира, в которых отыскиваются следы "первой причины". Фома пытается, опираясь на явления материального мира, доказать существование "первого двигателя", то есть бога.

    Фома Аквинский, возражая, указывает,  что Бог познает единичные  вещи в качестве их причины; что Он познает вещи, еще не существующие, точно так же, как это делает ремесленник, когда он что-либо мастерит; что Он познает будущие случайности, ибо Сам Он существует вне времени и поэтому видит каждую вещь во времени, как если бы она уже существовала; бесконечное количество вещей, хотя нам это недоступно. Бог познает ничтожные вещи, ибо нет ничего что было бы всецело ничтожным и не заключало в себе чего-то возвышенного; иначе Богу бело бы доступно познание лишь Самого Себя. К тому же порядок Вселенной в вышей степени возвышен и не может быть познан без признания даже ничтожных частей. Бог познает вещи, заключающие зло, ибо познание чего-то доброго предполагает познание его противоположности – зла. Бог является Благом и своим собственным благом; Он – благо всякого блага. Он – интеллектуальный, и Его акт интеллекта – Его сущность. Он познает при помощи Своей сущности и познает Себя совершенным образом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Просьба ответить обстоятельно на следующие вопросы:

  1. Почему, с Вашей точки зрения, Фома считал «человека благороднее во всем естестве»?  

          Фома помещает человека на границе между миром животных и миром чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. В сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно более низким и несовершенным. В свою очередь в иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной воли.

       По мнению Аквинского, свободная  воля человека и связанные с нею произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум. Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма. Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.

       Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать  в соответствии с моральными  добродетелями. Свобода воли существует  лишь тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником, как естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит, что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.                                                                                

  1. В чем состоит принципиальное отличие томистской схоластики от августинской?

      Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

      Схоластика в средние века  прошла три этапа своего развития:

1) ранняя форма (XI-XII в.в.);

Информация о работе Философские, этико-экономические и правовые взгляды Фомы Аквинского