Философия Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:18, биография

Краткое описание

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krebs) (1401-64), философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики (Экхарт), развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество бесконечного «максимума» и бесконечного «минимума»). Человеческое знание есть «знание незнания» («ученое незнание»); будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок», или «предположений».

Файлы: 1 файл

Философия Возрождения.docx

— 100.52 Кб (Скачать)

Ноланец ответил, что он не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики — как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва, и каков был результат её, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили… Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определённых.

Другие историки науки  не согласны с мнением о герметическом  характере космологии Бруно. При этом указывается, что он приводил в поддержку идеи движения Земли сугубо физические доводы[16], использовал гелиоцентризм для объяснения наблюдаемых явлений[17], что его космология во многих отношениях радикально противоречит герметическим представлениям[18] и основана не только на теологических[19], но и астрономических[17] и логических доводах[20], что коперниканство вовсе не стало частью традиции герметизма[21]. Согласно этому мнению, гелиоцентризм Бруно был физическим, а не религиозным учением, хотя он и был частью его общей философской доктрины. Данные авторы считают, что претензия Бруно к Копернику была связана не с тем, что тот не установил связь между гелиоцентризмом и герметизмом, а что польский учёный не понял, что из гелиоцентрической системы следует отсутствие необходимости в сфере неподвижных звёзд, а также оставил в своей теории эпициклы и деференты[22]. Ряд доводов сторонников герметической интерпретации космологии Бруно подвергался критике в более поздних исследованиях[21]. Указывается большое влияние его идей о бесконечности пространства и относительности движения на дальнейшее развитие физики[23].

Космологические вопросы (преимущественно  его учение о множественности  миров) неоднократно обсуждались во время инквизиционного следствия  над Бруно, особенно ближе к концу  процесса. Несмотря на то, что во время  процесса гелиоцентрическая система  ещё не была официально запрещена  инквизицией[24], инквизиционный трибунал указал Бруно, что теория движения Земли противоречит буквальному прочтению Священного Писания[25]. Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления Бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам[26][27][28], другие полагают, что непреклонность Бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении[29]. В дошедшем до нас тексте приговора над Бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение[30], содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора, и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения Бруно.

[править]Литературное творчество


Как поэт Бруно принадлежал к противникам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях — антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философскихсонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) — Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

[править]Культурное влияние


Джордано долгое время  жил и работал в Лондоне, а  также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с  людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви» (прототип философа Бирона)[источник не указан 518 дней].

Бруно посвящён ряд музыкальных  произведений, в частности, песня  «Еретик» группы «Легион».

О Джордано Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno, 1973), а в СССР в 1955 году — фильм «Костёр бессмертия» (в роли Джордано Бруно — Владимир Дружников). На сегодняшний день единственным источником, из которого известна значительная доля сочинений Бруно, является «Московский кодекс», или «Кодекс Норова», названный так по имени крупного российского государственного деятеля и библиофила А. С. Норова, который приобрёл рукопись для своей коллекции и впоследствии передал её Румянцевскому музею. Он сохранил до наших дней бесценные автографические наброски и труды философа. Только в самое недавнее время тщательное научное исследование московской рукописи было, наконец, положено в основу выходящего в авторитетном парижском издательстве «Les Belles Lettres» полного научного собрания сочинений Бруно.[32]

ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ  Ф.БЭКОНА 
“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Ф.Бэкон Там же., с. 209. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений”. Ф.Бэкон Там же., с. 195 
Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, “...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет” Ф.Бэкон Там же., с.211 
. Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины. С муравьями Бэкон сравнивал ученых-естествоиспытателей, а с пауками ученых-схоластов, книжников. Если первые приносят пользу людям, то вторые - задерживают развитие познания. Однако наилучшим типом ученого он считал - ученого, который как пчела по крупице собирает нектар опыта, чтобы получить из него новый, ценный и полезный как мед продукт - полезные знания, способные изменить мир для блага человека. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Таким образом, философия Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время.

ТАБЛИЦЫ БЭКОНА метод экспериментального исследования, открытый Фрэнсисом Бэконом. Использует таблицы, констатирующие случаи присутствия определенного феномена (таблица присутствия), случаи отсутствия (таблица отсутствия) и различные способы его возникновения в различных контекстах или различные степени его проявления (таблица степеней). Эти таблицы позволяют также выделить какой-либо феномен, точно определить причины его возникновения и учесть сопровождающие его случайные и существенные факты. Таблицы Бэкона дают схему любого экспериментального исследования.

Метод Бэкона — это исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом. Это ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum», название которой переводится как «Новый Органон», и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» — «Органон» Аристотеля.

Метод Бэкона

Опытно-индуктивный метод Бэкона имел в качестве своей главной  цели выработку строго обоснованных понятий («аксиом»), опираясь на которые  только и можно достичь эффективных  знаний о природе. Путь к таким  понятиям является путем аналитического расчленения сложных предметов  явлений природы на более простые  элементы. В этой связи автор «Нового  Органона» произвел переоценку традиционного  аристотелевско-схоластического учения о четырех причинах. В отличие от этой традиции он призывал сосредоточить внимание научной мысли на выявлении материальных и действующих причин, поскольку именно они могут быть точно установлены в опытном исследовании природы. В философском учении Бэкона наиболее разработан опытно-индуктивный, эмпирический метод исследования природы, который и сыграл наибольшую роль в XVII—XVIII вв. Бэкон заметил и описал предвзятость человеческих мнений. «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, — потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится». «Человеческий разум не холодный свет, его питают воля и чувства; а это порождает желательное каждому в науке. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает.»

Идолы разума

Бэкон также перечислил то, что  он называл Идолами Разума. Он описал их как то, что стоит на пути корректного  научного рассуждения.

  1. Идолы Рода — это человеческая тенденция воспринимать больший порядок и регулярность в системах больше, чем это существует на самом деле, и это происходит по причине того, что люди следуют своим предвзятым идеям относительно вещей.
  2. Идолы Пещеры — это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий.
  3. Идолы Площади — это происходит по причине трудностей в использовании языка и использовании некоторых слов в науке, которые имеют различные значения, нежели в их обычном значении.
  4. Идолы Театра — это происходит из-за использования философских систем, которые включают в себя ошибочные методы. Здесь Бэкон ссылается на влияние основных философов (Аристотель) и основных религий на науку.

 

Никола́й Копе́рник (польск. Mikołaj Kopernik, нем. Nikolaus Kopernikus, лат. Nicolaus Copernicus; 19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543,Фромборк) — польский и прусский астроном, математик, экономист, каноник эпохи Ренессанса. Наиболее известен как авторгелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Родился в Торуне в купеческой семье, рано лишился родителей. Торунь вошёл в состав Польшивсего за несколько лет до рождения Коперника, до этого город носил имя Торн и был частью Пруссии.

Вопрос об этнической принадлежности Коперника до сих пор остаётся предметом (довольно-таки бесперспективной) дискуссии. Мать его была немкой (Barbara Watzenrode), национальность отца неясна, однако известно, что он был уроженцем Кракова. Тем самым, этнически Коперник был немцем или наполовину немцем, хотя сам он, возможно, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности). Писал он на латинском и немецком, ни одного документа на польском языке, написанного его рукой, не обнаружено; после ранней смерти отца он воспитывался в немецкой семье матери и дяди. Никколо Комнено Попадополи распространил недоказанную — и, по мнению современных историков, им же самим выдуманную — историю о том, что Коперник якобы записался вПадуанском университете поляком[4]. Надо отметить, что понятие национальности в те годы было гораздо более размыто, чем в наши дни, и часть историков предлагает считать Коперника поляком и немцем одновременно. В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: Андрей, впоследствии каноник в Вармии, и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни. Потеряв 9-летним ребёнком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Луки (Lucas) Ватценроде (Ватцельроде)[7], Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину ибогословие, но особенно его привлекала астрономия. По окончании университета (1494) Коперник не получил никакого учёного звания, и семейный совет решил, что ему предстоит духовная карьера. Веским доводом в пользу такого выбора было то, что дядя-покровитель как раз был возведен в сан епископа. Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Небезынтересно отметить, что одним из профессоров в Болонье был тогда Сципион дель Ферро, с открытий которого началось возрождение европейской математики. Тем временем, благодаря стараниям дяди, в Польше Коперника заочно избрали каноником в епархии Вармии.

В 1500 году Коперник оставил университет, вновь не получив никакого диплома или звания, и переехал в Рим. Затем, после кратковременного пребывания на родине, уехал в Падуанский университет и продолжил изучение медицины.

В 1503 году Коперник наконец завершил своё образование, сдал в Ферраре экзамены, получил диплом и учёную степень доктора канонического права. Он не спешил возвращаться и, с разрешения дяди-епископа, следующие три года занимался медициной в Падуе.

В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно он врач, секретарь и доверенное лицо дяди Лукаса.

В 1512 году умер дядя-епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.

Уже в 1500-е годы замысел новой  астрономической системы сложился у него вполне ясно[8]. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира, обсуждая свои идеи с друзьями, среди которых немало его единомышленников (например, Тидеман Гизе, епископ Кульмский). В эти годы (примерно 1503—1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории («Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям»), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.

Слухи о новом выдающемся астрономе  ширились в Европе. Папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.

Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519—1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов. По окончании конфликта Коперник принимал участие в мирных переговорах (1525), завершившихся созданием на орденских землях первогопротестантского государства — герцогства Пруссия, вассала польской короны. В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. Опасаясь, что препятствия окажутся непреодолимыми, Коперник распространил среди друзей краткий конспект своего труда под названием «Малый комментарий» (Commentariolus). В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела.

Информация о работе Философия Возрождения