Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:11, контрольная работа
1. Для философии Средневековье было периодом, когда изменились цель и характер философствования. Заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала принятия целого ряда новых «истин».
2. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение.
3. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.
1. Формирование предпосылок Средневековой философии 3
2. Учение Августина Аврелия 8
3. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм 13
Список используемой литературы 15
Августин
попытался объяснить такие
Августин
обращается и к общественно-историческому
процессу. В философии истории
он выступает против как языческих
религиозных представлений, так
и нерелигиозных этических и
философских концепций. Языческих
богов он отвергает как бессильных
демонов, порожденных поэтической
фантазией. Им он противопоставляет
единого и всемогущего бога. Августин
выдвигает мысль о единстве человеческой
божественной истории, которые текут
в противоположных, но взаимно неразделимых
сферах, содержанием которых является
бой двух царств (градов) - божьего
и земного. Дуализм бога и природы
переносится, таким образом, и на
общественное развитие. Божий град
представляет меньшую часть человечества
- это те, которые своим морально-
религиозным поведением заслужили
у бога спасение и милосердие; в
земном граде, напротив, остаются люди
самолюбивые, алчные, эгоисты, которые
забывают о боге. Божий град постепенно
усиливается в общественно-
Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государство также установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного организма. Понимание общества у Августина является теократическим.
3. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.
Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.
Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.
Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.
Согласно
концепции номинализма
Список использованной литературы
1 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 12.
2 Краткая история философии / Под ред. В.И. Голубева. – М., 2003 С.134.
3 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979
4 Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. С.81.