Философия средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

1. Для философии Средневековье было периодом, когда изменились цель и характер философствования. Заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала принятия целого ряда новых «истин».
2. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение.
3. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Оглавление

1. Формирование предпосылок Средневековой философии 3
2. Учение Августина Аврелия 8
3. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм 13
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

Философия Средневековья.docx

— 30.15 Кб (Скачать)

Августин  попытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее  не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством  которого нечто может мыслиться  как прошлое или будущее. Прошлое  связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде.

Августин  обращается и к общественно-историческому  процессу. В философии истории  он выступает против как языческих  религиозных представлений, так  и нерелигиозных этических и  философских концепций. Языческих  богов он отвергает как бессильных демонов, порожденных поэтической  фантазией. Им он противопоставляет  единого и всемогущего бога. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой божественной истории, которые текут  в противоположных, но взаимно неразделимых сферах, содержанием которых является бой двух царств (градов) - божьего  и земного. Дуализм бога и природы  переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества - это те, которые своим морально- религиозным поведением заслужили  у бога спасение и милосердие; в  земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые  забывают о боге. Божий град постепенно усиливается в общественно-историческом развитии, в частности после прихода  Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью. В своем изложении плана божьего предопределения Августин дает периодизацию истории земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическая концепция; идея прогресса, которая в ней содержится, - религиозно-теологическая.

Церковь в  истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и  вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государство также  установлены богом, но они не имеют  привилегированного положения, как  церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного  организма. Понимание общества у  Августина является теократическим.

3. Спор о природе общих понятий  (универсалий). Реализм и номинализм.

 

Одним из важных философских вопросов средневековья  был вопрос об отношении общего к  единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о  природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения  этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной  реальностью обладают не единичные  вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди  виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость  существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды  можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее  существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда  мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится  не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно  концепции номинализма универсалии  не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и  только оно может быть предметом  познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих  вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и  той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель  номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психологических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Введение  в философию:  Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова. В 2-х частях.  - М., 1989.
  2. Краткая история философии / Под ред. В.И. Голубева. – М., 2003 г.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.
  4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с.
  5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988.- 592 с.
  6. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., - М.: Политиздат, 1986. - 590 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 12.

2 Краткая история философии / Под ред. В.И. Голубева. – М., 2003 С.134.

3 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979

4 Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. С.81.


Информация о работе Философия средневековья