Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:35, доклад
Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны.
Главная цель революции, по Ткачеву, — установление равенства. Уровень обеспечения равенства между людьми он рассматривал как критерий общественного прогресса.
В процессе развития
общества, доказывал Ткачев, постепенно
назревала потребность
Сопоставление общественного уклада в России и в странах Запада привело народников к выводу о неприемлемости марксовой теории революции для разрешения российских задач. Перед ними история ставила как бы две возможности: ждать когда Россия достигнет уровня других стран, или попытаться совершить переворот при наличных условиях. Ткачев, как и другие народники, был сторонником второй возможности.
Либеральное народничество представлено в учебных пособиях Михайловским (1842 — 1904), Южаковым (1899 — 1901), Коблицем (1848 — 1893), Воронцовым (1847 — 1918), Даниэльсоном (1844 — 1918) и др.
Н. К. Михайловский выдвинул в качестве критерия прогресса всестороннее развитие личности. Революционная задача — это способствование нарастанию в человеке индивидуальности. Революция должна обеспечить достижение свободы для проявления индивидуальности.
Особый интерес читателя привлекает такая работа Михайловского, как “Герои и толпа”.
Героем может стать любой, здесь господствует случайность, далее действует гипноз, подражание и даже психоз. Герой ведет толпу. В будущем обществе, по Михайловскому, деление людей на героев и толпу исчезнет, так как у всех будут возможности проявить свою индивидуальность.
Либеральные народники пропагандировали необходимость подготовки народа к социальным преобразованиям путем его просвещения, нравственного развития и совершенствования. Они считали, что Россия придет к социализму своим путем, минуя капитализм, через общину, артели. Они отвергали пролетарскую идеологию и подвергали критике марксизм, его диалектику.
Полемика с народничеством В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и других представителей марксизма в России была исходным моментом для формирования идеологии революционных преобразований.
Информация о работе Философия русских революционных демократов