Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:35, доклад
Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. И. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также с именами М. В. Буташевича-Петрашевского и М. А. Спешнева. Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны.
Деятельность
Чернышевского привлекла
Основная философская работа Чернышевского — "Антропологический принцип в философии". В ней он как никто до него обосновал принцип партийности философии.
Чернышевский
углубил обоснование
Он внес вклад в дальнейшее развитие материалистической теории познания, углубил понимание философских категорий.
Одним из самых
выдающихся сподвижников Чернышевского
был Николай Александрович
Добролюбов считал
своим долгом готовить общество к
революции путем критики
Содержание истории Добролюбов представлял как процесс, в ходе которого "разумный", или "естественный", порядок вещей подвергается "искусственному" искажению, например, путем введения "неестественных" крепостных отношений. Смысл истории состоит в движении человечества к "разумным" ("естественным") началам, от которых оно отклонилось. Искажения вытекают не из природы человека, они следствие ненормальных отношений, в которые человек поставлен, поэтому исправлению подлежат прежде всего неразумные общественные отношения. Как революционный демократ Добролюбов проводил идею необходимости коренных преобразований всей общественной жизни. Он отвергал возможность перестройки общества по инициативе сверху, под покровом законности.
"Естественные"
общественные отношения, по
Жизнь людей должна, по его мнению, основываться на разумном эгоизме и сознательности. Эстетический идеал Добролюбова в слиянии науки и искусства, науки и поэзии.
Выдающимся революционным
демократом был Дмитрий Иванович
Писарев (1840 — 1868). В целом он не разделял
взгляды Чернышевского и
За памфлет, направленный против царствующего дома, его заключили в Петропавловскую крепость, где он находился 4,5 года в одиночной камере (1862 — 1866). Он стремился в статьях 1863 — 1866 гг. глубже осмыслить историю общества, опираться в своих выводах на естественные науки.
В 1863 г. была написана
одна из самых значительных его статей
"Очерки из истории труда", позже
озаглавленной "Зарождение культуры".
Центральная мысль этой работы состоит
в том, что за капитализмом неизбежно
последует социализм, базирующийся
на общественной собственности, частная
собственность будет
Свои взгляды он называл идеализмом. Ставку в революции он делал на мыслящий пролетариат, т. е. на интеллигенцию.
По философии Писарев написал немного, но в своих статьях он заявил о себе как материалист, однако к диалектике относился с недоверием. Боролся против идеализма и мистики.
Узкопартийная, групповая сознательность хороша для разрушения, для консолидации сил общества она не всегда пригодна.
Революционно-демократическая
идеология разрабатывалась
Подводя итог рассмотрению
идей революционных демократов в
России 40-70-х гг. XIX в., надо отметить,
что поучительным являются не только
их находки и достижения, но и
их заблуждения и иллюзии.
Философские учения народников
Народничество,
идеология и движение разночинной
интеллигенции, отражавшее интересы крестьянства.
Оно соединяло радикальную
“Революционное
народничество сформировалось как
особое течение в тесной связи
с предшествующими течениями
русской революционно-
“Центральным
звеном социального учения народников
была концепция некапиталистического
развития России, идея перехода к социализму
через использование и
“Теоретическое обоснование революционного народничества 70-х годов было дано в трудах его главных идеологов — М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева” [6. Т. 4. С. 247]. Значительный вклад в разработку основ народничества, вообще, и революционного, в частности, внес Н. К. Михайловский, закончивший свой жизненный путь в рядах либерального народничества.
Один их наиболее известных теоретиков — Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900).
В обширном литературном наследии Лаврова наиболее важными трудами являются “Исторические письма” (1866 — 1868), “Механистическая теория мира” (1859), “Что такое антропология” (1860), “Задачи позитивизма и их решение” (1868), “Государственный элемент в буржуазном обществе” (1875-1876), “Социальная революция и задачи нравственности” (1884) и др.
Согласно Лаврову,
главной движущей силой истории
являются критически мыслящие личности,
которые для достижения своих
целей должны объединяться в партию.
В отличие от Бакунина и Ткачева,
Лавров настаивал на тщательной подготовке
революции. Он доказывал необходимость
революционной диктатуры на другой
день после свержения
Лавров называл
свое мировоззрение
Другим виднейшим
представителем революционной демократии
был Михаил Иванович Бакунин (1814 — 1876).
Он известен как основоположник анархизма.
Его жизнь была посвящена революционной
борьбе. Он чередовал революционную
борьбу со ссылками, тюрьмами, каторгой.
Бакунин создал теорию революционного
анархизма и организацию
Основоположник анархизма высоко ценил философию и считал, что ее изучение должно быть доступно каждому человеку, ибо философия освобождает от легкомыслия.
Бакунин полагал, что быть свободным — это право и долг каждого человека. Но для того чтобы человек был свободным, должно быть признано его право на свободу. По его мнению, привилегии противоречат свободе. Уважать свободу ближнего Бакунин считал обязанностью каждого. Порядок в обществе рассматривался им как равнодействующая коллективных и индивидуальных свобод. Он полагал, что политическое равенство немыслимо без экономического равенства.
По его мнению, условием счастья человека выступает гармония внешнего мира с миром внутренним. Бакунин видел в страдании благо. Он сравнивал его с очистительным огнем, закаляющим душу человека.
Причины человеческой безнравственности он выводил из неравенства экономических и социальных условий, а также из отсутствия надлежащего воспитания и невежества.
Согласно Бакунину,
цивилизация меньшинства
Действительную основу всего последующего развития человечества он видел в решении проблемы питания.
Он считал, что
в русском народе давно созрели
необходимые предпосылки
Одним из недостатков народной жизни Бакунин считал патриархальность, искажающую эту жизнь. Немалый вред, по его мнению, приносит и вера в царя, столь же иллюзорная, как и вера в Бога.
Он считал, что в отличие от общества, являющегося естественным результатом развития мира, государство — искусственный продукт, созданный привилегированными классами. Поэтому он выдвинул идею разрушения, слома государства, которая стала главным стержнем анархизма.
Идеи Бакунина нашли дальнейшее развитие в трудах Петра Александровича Кропоткина (1842 — 1921). Он был потомком смоленских князей, ведущих свой род от Рюриковичей, обладал незаурядными способностями. Перед ним открывалась карьера сначала государственного деятеля, затем ученого, но он пренебрег этим, уйдя в революционную борьбу. Он избрал жизнь человека преследуемого, но борющегося за освобождение человечества.
Главными его работами являются: “Современная наука и анархия”, “Анархия, ее философия и идеал”, “Взаимная помощь, как фактор эволюции”, “Записки революционера” и др.
Кропоткин много внимания уделил обоснованию анархии. Вслед за Бакуниным он отрицал необходимость государства. Он считал, что революция должна носить антигосударственный характер. Значительный вклад внес в этику.
Важную роль в разработке идей народничества сыграл Петр Никитич Ткачев (1844 — 1885). Родом он из мелкопоместных дворян. Будучи студентом 1-го курса Ткачев в 1861 г. был арестован первый раз, затем последовали аресты, тюрьмы, ссылки. В 1873 г. бежал за границу.
Ткачев был против понимания революции и как мирного процесса, и как бунта. Анархию он считал довольно далеким идеалом.
Ткачев выступил с критикой марксизма, считая, что теория Маркса об экономической детерминации общественной жизни насаждает фатализм во взглядах на историю и на сущность личности.
Информация о работе Философия русских революционных демократов