Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:12, контрольная работа
XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении - прежде всего, экспериментальном.
Итак, философия
Гоббса (что относится и к ряду
других его современников) по замыслу
должна была отправляться от философии
природы. И она отдала немалую
дань проблемам, методам физики и
геометрии. Однако при более внимательном
подходе оказывается, что философия
человека и человеческого познания,
учение о методе у Гоббса, как
и во многих философских концепциях
XVII в., логически и теоретически выдвигались
на первый план. Внутри философии человека
мыслители XVII в. тоже сталкивались со сходными
противоречиями, которые менее всего были
следствием неумелого, неточного рассуждения.
Ибо это были противоречия, внутренне
присущие человеческой жизни и человеческой
сущности.
Бенедикт
Спиноза - великий голландский философ,
один из крупнейших рационалистов 17 в.
Огромное влияние на Спинозу оказала философия
Декарта. Спиноза решился построить философию
на достоверных началах. Как считалось
в то время, достоверность и строгую доказательность
дает математика. Поэтому Спиноза использовал
геометрию с её аксиомами в качестве формы,
в которой излагает свой главный труд
"Этика".
Основу философии мыслителя составляет
учение о субстанции. Спиноза понимает
субстанцию как единую, вечную и бесконечную
природу. Она есть причина самой себя,
она не нуждается ни в чем другом, чтобы
существовать. Философ отождествляет
природу и Бога. Центральная формула его
метафизики такова: Бог, или субстанция,
или природа. Бог Спинозы иной, чем в теологии,
он не есть личность и творец природы.
Он - безличная сущность, начало и причина
всего существующего. Природа творящая.
Спиноза наделяет такие свойства бога-субстанции,
как неделимость и вечность, то есть безначальность
и бесконечность во времени и пространстве.
От субстанции природы творящей, философ
отличает природу сотворенную - конечные
вещи.
Отталкиваясь
от декартовского дуализма, Спиноза
выдвинул теорию параллелизма тела и
сознания, согласно которой сознание,
подобно телу, также подчиняется
определенным законам. В отличие
от Декарта, Спиноза рассматривал «протяжение»
и «мышление» как атрибуты единой
субстанции. Он считал сознание неким
«духовным автоматом», подчиняющимся
собственным необходимым
В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций, а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания. Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.
В учении
Спинозы этика и религия
Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания.
В сущности,
и эмпиризм и рационализм были
воодушевлены общей задачей борьбы
с Традицией, олицетворявшей собой
мир жизни и культуры европейского
средневековья. И тот, и другой были
захвачены проблемой
Рационалистическая традиция после Декарта
нашла своих самых выдающихся представителей
в лице Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.
Наиболее
уязвимая сторона рационалистических
воззрений заключается в
В противоположность
рационализму в эмпиризме рационально-
Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми
трудностями выделения исходящих компонентов
опыта и реконструкции на этой основе
всех видов и форм сознания. Для объяснения
реально совершающегося познавательного
процесса эмпиристы вынуждены выходить
за пределы чувственных данных и рассматривать
их наряду с характеристиками сознания
(таких как память, активная деятельность
рассудка) и логическими операциями (индуктивное
обобщение), обращаться к категориям логики
и математики для описания опытных данных
в качестве средств построения теоретических
знаний. Попытки эмпиристов обосновать
индукцию на чисто эмпирической основе
и представить логику и математику как
простое индуктивное обобщение чувственного
опыта потерпели полный провал.
Рационалистический
метод Декарта, концентрируя внимание
на деятельности самого человеческого
ума в процессе достижения истины,
представляется прямой противоположностью
методу эмпиризма Бэкона, основанному
на чисто опытном выведении аксиом
знания, лишенных математического осмысления.
Однако картезианский аналитический
и одновременно дедуктивно-синтетический
метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт
его чисто интеллектуальные свойства,
утратил бы свою эффективность, если
бы он совершенно игнорировал опытный
фактор. Декарт был далек от такого
пренебрежения. Уже в «Правилах
для руководства ума» он осудил тех
высокомерных «мудрецов», которые, пренебрегая
опытом, высокомерно воображают, что
истина появится из их головы, как Минерва
из головы Юпитера. В «Рассуждении о
методе» автор еще более
В целом же Декарт односторонне, метафизически
подчеркнул значение собственно интеллектуального
фактора методологии за счет опытного,
который в основном был все же сведен к
роли практического индикатора, выявляющего
эффективность фактора собственно умственного,
рационального. Чувственное познание
совершенно необходимо в повседневной
практической жизни. Для теории же много
важнее знание интеллектуальное, прямо
пропорциональное степени его математизированной
достоверности.
Для философии нового времени принципиальное
значение имеет спор между эмпиризмом
и рационализмом. Представители эмпиризма
(Бэкон) считали единственным источником
знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма
(Декарт) превозносят роль разума и принижают
роль чувственного познания.