Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 05:03, контрольная работа
XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке.
В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в буржуазных странах. С середины XVII века (1640-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Эмпиризм философии Нового времени………………………………..5
2. Рационализм философии Нового времени………………………….….9
3. Социально-политические концепции в философии Нового времени…….14
Заключение……………………………………………………………......17
Список используемой литературы……………………………………….18
Философия Декарта привела к завершению или почти к завершению дуализма ума и материи, который был начат Платоном и развивался большей частью по религиозным причинам христианской философией. Если не учитывать любопытные труды о шишковидной железе, которые оставили последователи Декарта, картезианская система изображает два параллельных, но независимых друг от друга мира: мир ума и мир материи, — каждый из которых можно изучать безотносительно к другому. То, что ум не приводит в движение тело, было новой идеей, высказанной в явном виде Гейлинксом, а в скрытом виде — Декартом. Это имело то преимущество, что давало возможность сказать, что тело не движет умом15.
Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма16. В отличие от Декарта, Спиноза отрицает существование врожденных идей, признавая у человека наличие врожденной способности приобретать знания. Человеческое исследование мира начинается с чувственного, ограниченного, а потому и неясного представления вещей. Чувственное познание обычно ведет к субъективным ассоциациям и к неотчетливым и односторонним идеям, «универсалиям». К числу «плохих» Спиноза относит понятия цвета, запаха, вкуса, тепла, холода, пустоты, красоты, безобразия, добра и зла, порядка и хаоса, Бога как личности и т.д. Все это — субъективные порождения, результаты превращения ощущений в свойства.
Чувственные
идеи — результат контактов
Второй
уровень познания — рациональное
познание. Рационально-разумное и прежде
всего математико-
Но ориентация на логический вывод, дедуктивные цепи предполагает признание некоторых исходных положений в качестве истин. Спиноза говорит об интуиции как о познании третьего рода. Интуиция дает нам эти исходные положения. Основным положением, которое лежит в основе всего рационального познания, является идея субстанции. Интуитивное знание дает возможность познания сущности вещей.
Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался, провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного. Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимодействия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций18. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которое мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души.
Исследуя проблемы прав человека, общества и государства Нового времени. На мой взгляд, необходимо остановится на правовых представлениях двух величайших философов того времени: Ф. Бэкона и Т. Гоббса.
Бэкон (1561-1626) известен как родоначальник
индуктивного метода в
Философско-правовое воззрение
Томаса Гоббса (1588-1679) получило в
литературе более широкое
Социально-политические воззрения Нового времени были связаны прежде всего с идеей абсолютной монархии, но следует отметить, что начиная с Гоббса, ученые постепенно начали отходить от теологического характера монархии, отдавая должное ее этатическому характеру. В целом же XVII в. ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы XVII в. создали новую картину мира, ставшей основой европейской научно-технической революции Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание – сила» стал отражением духа новой эпохи.
Заключение
Итак, эпохе
Просвещения исторически
Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент иррелигиозности. Кроме того, если в Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.
Список используемой литературы:
1. Данильян О.Г. и др. Философия права: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. О.Г. Данильяна. – М.: Эксмо, 2006. – 416 с.
2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов / В.В. Ильин. - С-Пб.:
Питер, 2005. – 732 с.
3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное
пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. – 880 с.
4. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 656 с.
5. Панасюк В.Ю. История зарубежной философии: Учебник / В.Ю. Панасюк.
http://www.philosophy.ru
6. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – С-Пб.: Питер, 2002.
Электронная версия: http://www.i-u.ru
7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
8.В.Н.Лавриненко Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Работникова. – М.:ЮНИТИ – ДАНА,2002.- 584 с.
9. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – Спб.,1998.
10. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). – М.,1996.
1 См.: Тарнас Р. История Западного мышления («Страсти Западного ума») / Перевод Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – С. 324.
2 См.: Панасюк В.Ю. История зарубежной философии: Учебник / В.Ю. Панасюк. http://www.philosophy.ru
3 См.: Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – С-Пб.: Питер, 2002. Электронная версия: http://www.i-u.ru
4 См.: Панасюк В.Ю. Указ. соч.
5 См.: Ватин, И. В. и др. Философия: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – С. 36.
6 См.: Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. – С. 282.
7 Цит. по: Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х тт. Т.1 / Под общ. ред. д.ф.н., проф. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. – С. 148.
8 Фейербах Л. История философии: В 3-х тт. Т. 1 / Л. Фейербах. – С-Пб.: Кристалл, 2001.Электронная версия: http://www.philosophy.ru
9 См.: Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. – С. 120.
10 См.: Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов / В.В. Ильин. - С-Пб.: Питер, 2005. – С. 248.
11 См.: Спиркин А.Г. Указ. соч. – С. 113.
12 Цит. по: Алексеев П.И., Панин А.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2001. – С. 129.
13 См.: Ильин В.В. Указ. соч. - С. 237.
14 См.: Мареев С.Н., Мареева Е.В. Указ. соч. - С. 344.
15 См.: Рассел Б. Указ. соч.
16 См.: Спиркин А.Г. Указ. соч. – С. 117.
17 Цит. по: Ильин В.В. Указ. соч. – С. 255.
<