Философия Нового времени, общая характеристика.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

В работе описано понятие философии Нового времени, её проблемы и задачи

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика философии Нового времени
2. Основные представители философии Нового времени
3. Французское просвещение XVIII века
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.75 Кб (Скачать)

План:

Введение

  1. Общая характеристика философии Нового времени
  2. Основные представители философии Нового времени
  3. Французское просвещение 18 века.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Начиная с XVII в. в европейской философии происходит становление классической формы рациональности. Вера во всемогущество знания, в разумное устройство мира и, следовательно, необходимость воспитания и распространения рационального мировоззрения (просвещения) для улучшения жизни, как в материальном, так и в духовном плане, становятся главный доминантным настроением всей эпохи. 
 
Такое изменение мировоззренческих ценностей во многом связано с постепенным процессом секуляризации, бурным развитием городов, возрастанием роли торговли и предпринимательства, Великими географическими открытиями, в частности, открытием Нового Света, а также с научно-технической революцией, приведшей к появлению нового типа науки – экспериментально-математического естествознания.

 

  1. Общая характеристика философии Нового времени

 
Философия XVII века опиралась  все более на авторитет науки. Наука при этом выступала, прежде всего, в виде экспериментально-математического  естествознания, которое переживало период своего становления, а XVII век  в связи с этим назвали «веком научной революции». Последняя обусловила рационализацию производственных процессов, разделение труда в производстве и развитие науки, которая стимулировали  эту рационализацию.

 

Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия  имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась  на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась  на науку. И в философии на первый план выходили проблемы гносеологии  – теории познания («гносеос» - «познание», «логос» - «наука»).

 

Философия Возрождения была посвящена, в основном, критике средневековой  схоластики. Эта критика обострилась  с развитием научного миропонимания  в философии XVII века. В ней уже  в новой форме был продолжен  спор (начавшийся в средневековой  философии) между двумя направлениями  в философии: номинализмом (опирающимся  на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии  Нового времени они представлены как эмпиризм и рационализм.

 

Это время характеризуется  переходом от религиозной, идеалистической  философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует  интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.

Однако материализм  Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под  законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому  материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.

Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.

 

  1. Основные представители философии Нового времени

Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу - индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:

1) Таблица присутствия (перечисление  всех случаев встречающегося  явления)

2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи  отсутствия того или иного  признака, показателя в представленных  предметах)

3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или  уменьшения данного признака  в одном и том же предмете)

4) Таблица отбрасывания (исключение  отдельных случаев, которые не  встречаются в данном явлении,  не типичны для него)

5) Таблица «сброса плодов» (формирование  вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)

Главным препятствием на пути познания природы  считал засоренность сознания людей идолами - ложными представлениями о мире.

Идолы рода - приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.

Идолы пещеры - вызваны субъективностью  человеческого восприятия окружающего  мира.

Идолы рынка или площади - порождены  неправильным употреблением слов.

Идолы театра - возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.

Рене Декарт (1596-1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство - мышление) и материальная (свойство - протяженность). Над этими обеими субстанциями в качестве истинной субстанции возвышается Бог.

В своих взглядах на мир Декарт выступает  как материалист. Он выдвинул идею о  естественном развитии планетной системы  и развитии жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает  тела животных и человека как сложные  механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет  в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при  творении.

В тоже время в психологии и гносеологии  Декарт выступает как идеалист. В  теории познания стоит на позиции  рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными  выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение - акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.

В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме  такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум  на основе этих интуитивных воззрений  на основе дедукции должен вывести  все необходимые следствия.

Томас Гоббс (1588-1679). Субстанцией мира является материя. Движение тел происходит по механическим законам: все движения от тела к телу передается только посредством толчка. Люди и животные есть сложные механические машины, действия которых всецело определяются воздействиями извне. Одушевленные автоматы могут сохранять полученные впечатления и сравнивать их с прежними.

Источником  познания могут быть только ощущения - идеи. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом.

Выделяет  два состояния человеческого  общества: естественное и гражданское. Естественное состояние основывается на инстинкте самосохранения и характеризуется  «войной всех против всех». Поэтому  необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от права на все  и тем самым часть своего права  перенести на других. Это перенесение  совершается посредством естественного  договора, заключение которого приводит к возникновению гражданского общества, то есть государство. Наиболее совершенной  формой государства Гоббс признавал абсолютную монархию.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Так как каждая вещь активна, а не пассивна, то есть каждая вещь обладает действием, то каждая из них является субстанцией. Каждая субстанция есть «единица» бытия, или монада. Монада не материальная, а духовная единица бытия, своего рода духовный атом. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.

Каждая  монада одновременно форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма не материальна  и представляет собой целесообразно  действующую силу, а тело есть механическое сила. Каждая монада одновременно есть и основание своих действий, и  их цель.

Как субстанции, монады независимы друг от друга. Между ними нет физического  взаимодействия. Однако монады не изолированы безусловно: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

Развитие  есть лишь изменение первоначальных форм через бесконечно малые изменения. В природе везде происходит непрерывный  процесс изменения вещей. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней. Оно идеально и есть представление.

Свойственную  монадам силу представления Лейбниц  называет перцепцией. Это есть бессознательное состояние монад. Апперцепция - это сознание собственного внутреннего состояния. Эта способность свойственна только высшим монадам - душам.

В гносеологии опирается на идею о  врожденных идеях. Врожденные идеи - это  не готовые понятия, а только возможности  ума, которые еще должны быть реализованы. Поэтому ум человека похож на глыбу  мрамора с прожилками, намечающими  очертания будущей фигуры, которую  может изваять из нее скульптор.

Выделяет  два вида истин: истины факта и  истины метафизические (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума. Они не нуждаются в оправдании опытом. Истины факта открываются  только посредством опыта.

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) учил, что сущность лишь одна субстанция - природа, которая является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует никакой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции, как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из другой конечной вещи. Поэтому всякая единственная вещь не обладает свободой. От субстанции следует отличать мир конкретных вещей. Природа существует сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечность субстанций во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции). Человек как предмет познания, не составил никакого исключения. Человек - есть природа.

Джон Локк (1632-1704). Человеческое сознание не обладает врожденными идеями. Оно подобно чистому листу, на который записываются знания.Единственный источник идей - опыт. Опыт делит на внутренний и внешний. Первому соответствует ощущение, второму - рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей. Идеи рефлексии возникают при рассмотрении внутренней деятельности души. Посредством ощущений человек воспринимает качества вещей. Качества бывают первичными (копии самих этих качеств - плотность, протяженность, фигура, движение и т.д.) и вторичными (цвет, вкус, запах и т.д.)

Идеи, приобретенные из ощущений и рефлексии, составляют лишь материал для знания. Для получения знания необходимо обработать этот материал. Посредством  сравнения, сочетания и отвлечения (абстракции) душа преобразует простые  идеи ощущения и рефлексии в сложные.

Локк  различает два вида достоверных  знаний: знание бесспорное, точное и  знание вероятное, или мнение.

  1. Французское просвещение 18 века.

В историю XVIII в. вошел как эпоха  Просвещения. Его родиной стала  Англия, затем Франция, Германия и  Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед  судом разума! Обретающее широкий  размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, -- вот духовная атмосфера этого времени. Исходные идеи эпохи Просвещения -- культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Имей мужество мыслить самостоятельно! -- таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеции, П. Гольбах, Ж. Д. Аламбер.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778). Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на откровении, противопоставил деистическую религию разума. Деизм - это учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога также вытекает из необходимости существования высшего начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отвергает все учения так называемых положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными. С другой стороны, Вольтер отверг и атеизм - как учение, опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности.

Информация о работе Философия Нового времени, общая характеристика.