Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:17, реферат
Сущность неоиндуи́зма, его отличительные черты и особенности.
За несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНДУИЗМ: ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ, РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ 6
1.1 История зарождения индуизма 6
1.2 Распространение индуизма 8
1.3 Религиозно-философские основы индуизма 8
2 ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА (НЕОИНДУИЗМ) 11
2.1 История развития неоиндуизма 11
2.2 Рамакришна Гададхар Чаттерджи 14
2.3 Вивекананда Свами 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Учение
Рамакришны оказало огромное влияние
на все последующие поколения
индийских философов.
2.3
ВИВЕКАНАНДА СВАМИ
Вивекананда Свами (1863—1902 гг.) — родился в Калькутте в семье преуспевающего адвоката. Получил хорошее образование, очень рано начал изучать философию: в круг его интересов входят Милль, Декарт, Дарвин, Кант, Фихте, Гегель, Шопенгауэр. Вивекананда считал себя учеником и последователем Рамакришны. После смерти Рамакришны Вивекананда возглавил сообщество его учеников. Вивекананда много странствовал по стране. В 80-е годы XIX в. он отправился в США на Всемирный конгресс религий, чтобы привлечь внимание ученых и религиозных деятелей к положению бедняков в Индии. В лекциях, прочитанных в США и Европе, пропагандировал веданту. В возрасте 39 лет Вивекананда умер в Белуре в Индии.
Философия Вивекананды выразила протест против колониального и феодального гнета, центром ее стали вопросы будущего Индии, ее духовного и материального расцвета. В целом в своей философии Вивекананда исходит из традиционный идей адвайта-веданты об идентичности атмана (индивидуальной души) и Брахмана (Абсолюта). Но руководствуясь стремлением «реориентировать» философию веданты таким образом, чтобы она стала теоретической основой борьбы за построение Новой Индии, Вивекананда подверг критическому пересмотру традиционное ведантистское толкование коренных философских проблем.
Вивекананда не противопоставлял материю и дух, считал, что деление философов на материалистов и идеалистов лишено всякого смысла, ибо и материя, и дух есть явления «этого» мира, и являются, в свою очередь, продуктом атмана-Брахмана.
Материя и дух составляют одну и ту же природу, одна половина которой непрерывно воздействует на другую половину. Материя давит на дух в форме различных ощущений, которые Вивекананда называет силой. Сила, действующая на человека извне (предметы и явления природы) вызывают силу внутри (ощущения, представления, понятия). От желания ответить или, наоборот, избежать воздействия внешних сил, внутренняя сила формируется в мысль. В свою очередь, мыслительная сила трансформируется с помощью нервов, мускулов во внешнюю природную силу и т.д. Природа есть сила, проявляющаяся то как материя, то как дух; она гомогенна, однородна, различие существует лишь в проявлениях.
Итак, Вивекананда признает существование двух миров: посюстороннего — мира явлений, универсума, природы и потустороннего — мира сущности, Брахмана-атмана. Брахман — Абсолют — вечный, неподвижный, бескачественный, бесконечный. Брахман — причина природы: в природе он становится преходящим, движущимся, конечным, относительным, имеющим форму.
Вивекананда, как и Рамакришна, считал, что посюсторонний мир, природа есть майя. Майя представляет собой форму всего сущего как бесконечного количества качеств. Майя — нереальна, поскольку «качества» — предметы, вещи и явления природы исчезают, преходящи. Майя означает признание явлений материального мира такими, какие они есть, противоречивыми и изменчивыми.
Пространство, время, причинно-следственные связи существуют как условия бытия конкретных предметов или явлений движущегося универсума (природы). Но и время, и пространство, и причинно-следственные связи могут существовать там, где есть только Одно, недифференцированный Абсолют, и возможны они лишь после «дегенерации» — перерождения Абсолюта в явления.
Человек есть часть природы, и то, что истинно для природы в целом, истинно и в отношении ее частей. Человек — это микрокосм. В веданте указывается, что человек содержит в себе физическую материю минералов, жизненную силу, свойственную растениям, способность чувствовать и желать, присущую животным, простой интеллект, соответствующий высшим животным, и душу, которая есть только у человека. Душа, индивидуальный атман — это сущность человека, она бессмертна. Рождение и смерть с этой точки зрения есть изменения в материи, а не изменения души.
Циклы перевоплощений, которые совершает душа, завершаются освобождением, слиянием с Брахманом, которое возможно на путях безграничного самосовершенствования личности, а в социальном плане — как возведение служения человеку в ранг религиозного долга всех и каждого. Методы достижения свободы: карма-йога, бхакти-йога, джняна-йога, раджа-йога. Вивекананда обосновал все названные четыре пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что же такое собственно неоиндуизм? Неоиндуизм возник в XIX в. как реформаторское движение внутри индуизма, стремившееся к адаптации западно-христианских ценностей для Индии и к пропаганде реформированного индуизма на Западе. Сами деятели неоиндуизма называли свое движение индуистским возрождением. Для «возрождения» типично обращаться «к истокам» и отвергать позднейшую традицию как «искажения». При этом явные модернистские новации реформаторов, стремящихся приспособить традицию к духу времени, подаются (и осознаются) ими как воспроизведения классической древности.
Современный этап в развитии индийской философской мысли нельзя рассматривать вне рамок индуизма. Индуизм — возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду, включающая в себя противоречивую совокупность всех ритуалов, религиозной практики, религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами — Ведами и предписаниями брахманов.
Сегодня основные идеи Индуизма лежат в основе таких современных культов как Международное общество сознания Кришны (МОСК), Миссия Божественного света, Трансцендентная медитация и им подобных. В настоящее время насчитывается около 700 миллионов последователей этой религии. Это преимущественно народы, населяющие Индию, Непал и Шри-Ланку. Индуизм породил религии джайнизма и буддизма и вместе с исламом лег в основу возникновения сикхизма. Идеи индуизма – напрямую или опосредованно, через буддизм – получили широкое распространение во многих странах, сначала Востока, а потом и Запада.
Знакомство с основными характеристиками индуизма важно не только для профессиональной религиоведческой подготовки. Оно раскрывает некоторые новые теоретические положения и дает сведения о совокупности фактов, полезных и необходимых при сравнительном анализе религий, а также при овладении искусством понимания людей с иным образом мыслей.
Переосмысление учения индуизма способствовало образованию многих культов и верований. Они продолжают появляться и распространяться и в наше время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. С. 21.
2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Алаев Л.Б., Алиханова Ю.М., Альбедиль М.Ф. и др.; Под общ. ред Альбедиль М.Ф., Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996
3. Найп Д.М. Индуизм / Пер. Иванова Д.А. // Религиозные традиции мира. - М., 1996
4. Ким Кнотт. Индуизм. // Весь Мир – М. 2001
5. В.П.(Хемант) Каниткар, У.Оуэн Коул, Индуизм, 2001
6. Кохановский В., Яковлев В. История философии, 2002
7. М.И. Вишневский, Философия, 2008
8. Л.Е. Балашов, Философия, 2009
9. «Википедия» - Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/