Философия Монтескье

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: выяснить, какова роль и значение философии Монтескье в истории философской мысли. Для ее достижения я поставила следующие задачи:
1.предоставить основные вехи жизненного пути
2.рассмотреть основные положения его теории
3.рассмотреть теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем
4. выяснить, отношение к философии прошлого и настоящего

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………1
2.Философские взгляды Монтескье
2.1.Жизнь и деятельность Монтескье……………………………………………3
2.2.Отношение к философии прошлого и философским современникам…….6
2.3.Деизм и критика религии……………………………………………………..8
2.4.Природа и ее законы………………………………………………………...12
2.5.Теория познания……………………………………………………………..14
3.Заключение……………………………………………………………………..17
4.Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Контрольная философия.docx

— 37.33 Кб (Скачать)

МИНОБНАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

«Хакасский Государственный  Университет

имени Н.Ф. Катанова»

Институт экономики и  управления

 

 

 

 

 

 

Философия Ш.Л. Монтескье

(контрольная работа по  дисциплине «Философия»)

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. э101

           А.С.Егорова

 

Проверил: старший преподаватель,

к.филос.н. А.П. Никитин

 

 

Абакан, 2012

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………1

2.Философские взгляды Монтескье

2.1.Жизнь и деятельность  Монтескье……………………………………………3

2.2.Отношение к философии прошлого и философским современникам…….6

2.3.Деизм и критика религии……………………………………………………..8

2.4.Природа и ее законы………………………………………………………...12

2.5.Теория познания……………………………………………………………..14

3.Заключение……………………………………………………………………..17

4.Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.Введение

Изучая материал по теме «социальной философии французского просвещения», я поняла, что именно просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции. И именно в социально-политическом отношении французское просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции, ведь именно Великая французская революция сыграла огромную роль в социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на последующие события европейской и мировой истории. На мой взгляд, именно просветители того времени, один из них Монтескье, сломали многовековые устои общества, отодвинув религию на второй план, а мощь человеческого разума, его безграничные возможности в прогресс наук, тем самым создав почву для экономического и социального просвещения страны. Руководствуясь данными аспектами, я решила выбрать именно эту тему. Именно в этом вижу ее актуальность.

Шарль Монтескье (1689 — 1755) был  одним из первых по времени деятелей французского просвещения. Уже его сочинение «Персидские письма» вызвало значительный интерес у читателей, а произведение «Дух законов» (1748) поставило его в ряд выдающихся умов своего времени. Он выступил против деспотизма и настаивал на том, что наказанию должны подлежать не человеческие мысли, расходящиеся с существующими верованиями и установлениями, а поступки. Монтескье пропагандирует принцип полной веротерпимости. Он считал, что государственное устройство и общественное сознание не зависят от потусторонних сил.

Цель моей работы: выяснить, какова роль и значение философии Монтескье в истории философской мысли. Для ее достижения я поставила следующие задачи:

1.предоставить основные вехи жизненного пути

2.рассмотреть основные положения его теории

2

3.рассмотреть теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем

4. выяснить, отношение к философии прошлого и настоящего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2.1.Жизнь и деятельность Монтескье

Шарль Луи Монтескье родился 18 января 1689 г. в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному  роду. Отец Монтескье был глубоко  убежден, что он «самим богом» поставлен  во главе крестьян.

В уединенном средневековом  замке провел будущий философ  первые годы своей жизни. Мать Шарля  Монтескье, фанатично религиозная  женщина, умерла, когда сыну не было еще и восьми лет. Монтескье воспитывался в духе преданности католической церкви; с 1700 по 1711 г. он учился в монастырской школе в Жюльи. Однако там он познакомился не только с трудами средневековых схоластов, но и с произведениями античных авторов, пробудивших у него скептическое отношение к некоторым христианским догмам.

Несмотря на свою принадлежность к привилегированному сословию, Монтескье  рано стал выказывать неудовлетворенность  королевской властью. Здесь сказалась  традиционная борьба провинциального  дворянства против централизованной абсолютистской монархии. Семья Монтескье издавна  находилась в оппозиции к царствующей  династии. Однако Монтескье понял, что  борьба должна вестись под знаменем более передовых слоев французского народа, т.е. молодой французской  буржуазии, игравшей в то время революционную  роль. В ряде случаев Монтескье  высказывался за компромисс между дворянством  и буржуазией.

Знатное положение Монтескье  способствовало его быстрой административной карьере. Его дядя, богатый аристократ, занимал наследственный пост президента парламента в Бордо. Будучи единственным наследником, Монтескье в 1716 г. получил эту должность. Одновременно он уделял большое внимание научной деятельности и был избран в члены Бордоской академии. Как академик, Монтескье усиленно занимается физико-математическими науками.

4

В 1726 г. Монтескье покидает должность президента парламента и  целиком отдается научной и литературной работе, причем его интерес к естествознанию несколько падает, его больше начинают занимать философия, социология, юридические  науки, искусство и литература. Ряд  лет Монтескье посвящает путешествиям по странам Западной Европы. Во время  путешествия по Италии он знакомится не только с памятниками искусства, но и с финансовым законодательством. В Риме он ведет беседы на различные  темы с «самим» папой Бенедиктом XII.

С 1728 по 1731 г. Монтескье живет  в Англии и приходит в восторг  от ее конституции. По возвращении на родину Монтескье то уединяется в  своем родовом замке и обобщает результаты своих заграничных впечатлений, то посещает Париж, где непосредственно  общается с выдающимися деятелями  своей родны.

10 февраля 1755 г. Монтескье в Париже окончил свой жизненный путь. Написанные им труды навсегда вошли в сокровищницу прогрессивной культуры. Назовем главные из них: «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.) и «О духе законов» (1748 г.).

«Персидские письма» читали в буржуазно-аристократических салонах, в книжных лавках и даже на улицах Парижа. Для представителей третьего сословия эта книга явилась замечательным идейным оружием в борьбе за новый порядок, против феодальных нравов и традиций, против монархии и короля, хотя сам Монтескье старался выглядеть в своем сочинении не революционным борцом, а умеренным реформатором. На самом деле Монтескье своим трудом немало содействовал идейному краху французского абсолютизма. Далекий по положению от народа, преисполненный классовыми и сословными предрассудками, близкий по своим политическим взглядам к верхушечным слоям дореволюционной буржуазии, он нередко искренне сочувствовал народным массам.

5

«Какая глубина мысли… - писал Марат по поводу одной  из глав «Персидских писем». - В ней  мы мимоходом Монтескье устанавливает  те великие начала, на которых должно быть построено непорочное благоденствие  этого мира. Истины, им высказанные, не сознаются невеждами и забыты современными философами».

Большое прогрессивное значение имела философско-историческая работа Монтескье «Размышления о причинах величия и падения римлян». В  ней автор пытался доказать на примере римской истории, что  только там, где господствуют республиканские  нравы, общество в состоянии успешно  развиваться. Из книги Монтескье  о Риме следовал прямой политический вывод: если французский народ преисполнен  любви к своей отчизне, он должен навсегда покончить с королевским деспотизмом и феодально-сословными отношениями. Эта книга явилась одним из идейных источников буржуазной революции.

Венцом всей научной и  литературной деятельности Монтескье  было произведение «О духе законов», над  которым он работал 20 лет. В нем  он полностью изложил свои философские, социологические, правовые, экономические  и исторические взгляды. В этом произведении Монтескье разоблачает феодально-сословную  монархию, выступает против реакционных  династических войн. А сколько  в этом труде исторических сведений! Монтескье показал себя блестящим  знатоком древнего общества, средневековья, основных этапов русской истории.

Своим исследованием «О духе законов» Монтескье внес неоценимый вклад в просветительскую философию  XVIII в.

 

 

 

 

 

6

2.2. Отношение к философии прошлого и философским современникам

Еще в юношеские годы Монтескье  живо интересовался античной философией и литературой. Он прочитал в подлиннике не только главные труды классиков  древнегреческой мысли, но и обширную литературу о них. Монтескье подходил критически, как просветитель, к  Платону и Аристотелю. Его искренне возмущал воинствующий идеализм Платона. Утопические идеи Платона, в частности его мечты об идеальном государственном устройстве, Монтескье рассматривает как фантастическое отображение реальных условий жизни.

В Аристотеле Монтескье, прежде всего, видел не последователя Платона, а его критика. Как социолог по преимуществу, Монтескье особое внимание уделял «Политике» Аристотеля.

Из римских философов  большим вниманием пользуется у  Монтескье Цицерон; не одобряя эклектическое  мировоззрение последнего, его стремление видеть в человеке подобие божества, Монтескье ценит в нем историка, летописца Древнего Рима, юриста, активного  политического деятеля, мыслителя, интересующегося процессами действительности.

Хорошо зная труды итальянского мыслителя Макиавелли, Монтескье ценит его за критику церкви, за попытку разобраться в объективных законах истории, но принципиально против беспринципности и вероломства в политике как средства поддержания княжеского и королевского деспотизма. «Макиавелли преклонялся перед своим идолом-герцогом де Валентинуа»,- с негодованием восклицает Монтескье.

Не меньший интерес  проявлял Монтескье к материалистической философии Гоббса. Обращая главное  внимание на учение о естественном состоянии людей и о происхождении  государства, он был решительным  противником положения Гоббса «о борьбе всех против всех», как якобы  характерной черте естественного  состояния людей. Будучи слабее Гоббса в

 

7

общефилософских вопросах, Монтескье превосходил его в постановке и разрешении ряда социологических проблем.

Само собой понятно, что  французского просветителя особо интересовали труды прогрессивных философов его родины. На него оказал большое внимание насыщенный фактическим материалом труд Жана Бодена «Шесть книг о государстве», трактующий юридические проблемы. Боден - сторонник религиозной терпимости, частной собственности, компромисса между буржуазными и аристократическими элементами, один из предшественников географической теории Монтескье.

Существует глубокая идейная  связь между Монтескье и знаменитым французским философом Пьером Бейлем. Монтескье тщательно изучал его работы, в особенности «Исторический и критический словарь», проникнутый ненавистью к средневековой схоластике, скептицизмом к догмам католической церкви. Монтескье присоединяется к требованию Бейля об установлении свободы совести. Отмежевываясь от Бейля как «поносителя» всех религий, в том числе и христианской, Монтескье в то же время признает в нем «великого человека», достойного глубокого уважения.

Прекрасно знал Монтескье  научные и философские труды  таких деятелей французской «Энциклопедии», как Даламбер и Дидро. Даламбер, как и Монтескье, не будучи атеистом, отрицал теологические догматы. С Дидро Монтескье роднит исключительно широкий историко-философский кругозор, способность критически осваивать прогрессивные достижения философской мысли всех времен и народов

 

 

 

 

 

 

8

2.3.Деизм и критика религии

Монтескье не поднялся до прямого  отрицания религии. Он был одним  из ранних представителей французского деизма, учения, которое хотя и признавало бога в качестве творца вселенной, но вместе с тем утверждало, что бог не вмешивается в дела природы. Деисты выступали в защиту просвещения, отвергали церковную веру в чудеса. На позициях деизма стояли такие выдающиеся представители французского просвещения, как Вольтер и Руссо.

С позиций деизма Монтескье  боролся против схоластики, деизм  был для него орудием пропаганды свободомыслия и передовых научных  знаний. Объявляя в самом начале своего труда «О духе законов» бога творцом и охранителем природы, он вместе с тем решительно подчеркивает, что божество само действует по «неизбежным» законам, которые неизменны и  не зависят от произвола. Эта формулировка Монтескье почти полностью совпадает  с заявлением голландского философа-материалиста Спинозы.

Монтескье категорически  выступает против признаваемого  теологами понятия «чуда»; он утверждает, что бог не в состоянии, даже при  желании нарушить естественный ход  вещей, управлять миром помимо законов, ему присущих. Монтескье приходит к выводу, что природа, будучи созданием бога, уже не может быть уничтожена его усилиями, - существование мира будет бесконечным. Монтескье со всей категоричностью заявляет, что мир лишен разума, и в этой связи осуждает теологию Фомы Аквинского, видевшего в каждом предмете и явлении материальной действительности результат целенаправленной деятельности божества.

Однако, не отрицая бога, Монтескье немало сделал для критики  религии, и в особенности для  критики католицизма. Здесь главная  заслуга Монтескье в том, что  он не ограничивается критикой духовенства  и церковной организации, но пытается критиковать религиозное мировоззрение  по существу. Монтескье доказывает, что вопросы религии не

Информация о работе Философия Монтескье