Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:17, контрольная работа
Цель работы: выяснить, какова роль и значение философии Монтескье в истории философской мысли. Для ее достижения я поставила следующие задачи:
1.предоставить основные вехи жизненного пути
2.рассмотреть основные положения его теории
3.рассмотреть теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем
4. выяснить, отношение к философии прошлого и настоящего
Введение…………………………………………………………………………1
2.Философские взгляды Монтескье
2.1.Жизнь и деятельность Монтескье……………………………………………3
2.2.Отношение к философии прошлого и философским современникам…….6
2.3.Деизм и критика религии……………………………………………………..8
2.4.Природа и ее законы………………………………………………………...12
2.5.Теория познания……………………………………………………………..14
3.Заключение……………………………………………………………………..17
4.Список литературы…………………………………………………………….18
МИНОБНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Хакасский Государственный Университет
имени Н.Ф. Катанова»
Институт экономики и управления
Философия Ш.Л. Монтескье
(контрольная работа по дисциплине «Философия»)
Выполнил: студент гр. э101
А.С.Егорова
Проверил: старший преподаватель,
к.филос.н. А.П. Никитин
Абакан, 2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Философские взгляды Монтескье
2.1.Жизнь и деятельность Монтескье……………………………………………3
2.2.Отношение к философии прошлого и философским современникам…….6
2.3.Деизм и критика религии……………………………………………………..8
2.4.Природа и ее законы…………………
2.5.Теория познания…………………………………………………………
3.Заключение………………………………………………
4.Список литературы……………………………………………………
1
1.Введение
Изучая материал по теме
«социальной философии
Шарль Монтескье (1689 — 1755) был одним из первых по времени деятелей французского просвещения. Уже его сочинение «Персидские письма» вызвало значительный интерес у читателей, а произведение «Дух законов» (1748) поставило его в ряд выдающихся умов своего времени. Он выступил против деспотизма и настаивал на том, что наказанию должны подлежать не человеческие мысли, расходящиеся с существующими верованиями и установлениями, а поступки. Монтескье пропагандирует принцип полной веротерпимости. Он считал, что государственное устройство и общественное сознание не зависят от потусторонних сил.
Цель моей работы: выяснить, какова роль и значение философии Монтескье в истории философской мысли. Для ее достижения я поставила следующие задачи:
1.предоставить основные вехи жизненного пути
2.рассмотреть основные положения его теории
2
3.рассмотреть теоретические проблемы, решавшиеся мыслителем
4. выяснить, отношение к философии прошлого и настоящего
3
2.1.Жизнь и деятельность Монтескье
Шарль Луи Монтескье родился 18 января 1689 г. в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному роду. Отец Монтескье был глубоко убежден, что он «самим богом» поставлен во главе крестьян.
В уединенном средневековом замке провел будущий философ первые годы своей жизни. Мать Шарля Монтескье, фанатично религиозная женщина, умерла, когда сыну не было еще и восьми лет. Монтескье воспитывался в духе преданности католической церкви; с 1700 по 1711 г. он учился в монастырской школе в Жюльи. Однако там он познакомился не только с трудами средневековых схоластов, но и с произведениями античных авторов, пробудивших у него скептическое отношение к некоторым христианским догмам.
Несмотря на свою принадлежность
к привилегированному сословию, Монтескье
рано стал выказывать неудовлетворенность
королевской властью. Здесь сказалась
традиционная борьба провинциального
дворянства против централизованной абсолютистской
монархии. Семья Монтескье издавна
находилась в оппозиции к царствующей
династии. Однако Монтескье понял, что
борьба должна вестись под знаменем
более передовых слоев
Знатное положение Монтескье способствовало его быстрой административной карьере. Его дядя, богатый аристократ, занимал наследственный пост президента парламента в Бордо. Будучи единственным наследником, Монтескье в 1716 г. получил эту должность. Одновременно он уделял большое внимание научной деятельности и был избран в члены Бордоской академии. Как академик, Монтескье усиленно занимается физико-математическими науками.
4
В 1726 г. Монтескье покидает
должность президента парламента и
целиком отдается научной и литературной
работе, причем его интерес к естествознанию
несколько падает, его больше начинают
занимать философия, социология, юридические
науки, искусство и литература. Ряд
лет Монтескье посвящает
С 1728 по 1731 г. Монтескье живет в Англии и приходит в восторг от ее конституции. По возвращении на родину Монтескье то уединяется в своем родовом замке и обобщает результаты своих заграничных впечатлений, то посещает Париж, где непосредственно общается с выдающимися деятелями своей родны.
10 февраля 1755 г. Монтескье в Париже окончил свой жизненный путь. Написанные им труды навсегда вошли в сокровищницу прогрессивной культуры. Назовем главные из них: «Персидские письма» (1721 г.), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.) и «О духе законов» (1748 г.).
«Персидские письма» читали в буржуазно-аристократических салонах, в книжных лавках и даже на улицах Парижа. Для представителей третьего сословия эта книга явилась замечательным идейным оружием в борьбе за новый порядок, против феодальных нравов и традиций, против монархии и короля, хотя сам Монтескье старался выглядеть в своем сочинении не революционным борцом, а умеренным реформатором. На самом деле Монтескье своим трудом немало содействовал идейному краху французского абсолютизма. Далекий по положению от народа, преисполненный классовыми и сословными предрассудками, близкий по своим политическим взглядам к верхушечным слоям дореволюционной буржуазии, он нередко искренне сочувствовал народным массам.
5
«Какая глубина мысли…
- писал Марат по поводу одной
из глав «Персидских писем». - В ней
мы мимоходом Монтескье
Большое прогрессивное значение имела философско-историческая работа Монтескье «Размышления о причинах величия и падения римлян». В ней автор пытался доказать на примере римской истории, что только там, где господствуют республиканские нравы, общество в состоянии успешно развиваться. Из книги Монтескье о Риме следовал прямой политический вывод: если французский народ преисполнен любви к своей отчизне, он должен навсегда покончить с королевским деспотизмом и феодально-сословными отношениями. Эта книга явилась одним из идейных источников буржуазной революции.
Венцом всей научной и
литературной деятельности Монтескье
было произведение «О духе законов», над
которым он работал 20 лет. В нем
он полностью изложил свои философские,
социологические, правовые, экономические
и исторические взгляды. В этом произведении
Монтескье разоблачает
Своим исследованием «О духе законов» Монтескье внес неоценимый вклад в просветительскую философию XVIII в.
6
2.2. Отношение к философии прошлого и философским современникам
Еще в юношеские годы Монтескье живо интересовался античной философией и литературой. Он прочитал в подлиннике не только главные труды классиков древнегреческой мысли, но и обширную литературу о них. Монтескье подходил критически, как просветитель, к Платону и Аристотелю. Его искренне возмущал воинствующий идеализм Платона. Утопические идеи Платона, в частности его мечты об идеальном государственном устройстве, Монтескье рассматривает как фантастическое отображение реальных условий жизни.
В Аристотеле Монтескье, прежде всего, видел не последователя Платона, а его критика. Как социолог по преимуществу, Монтескье особое внимание уделял «Политике» Аристотеля.
Из римских философов
большим вниманием пользуется у
Монтескье Цицерон; не одобряя эклектическое
мировоззрение последнего, его стремление
видеть в человеке подобие божества,
Монтескье ценит в нем
Хорошо зная труды итальянского мыслителя Макиавелли, Монтескье ценит его за критику церкви, за попытку разобраться в объективных законах истории, но принципиально против беспринципности и вероломства в политике как средства поддержания княжеского и королевского деспотизма. «Макиавелли преклонялся перед своим идолом-герцогом де Валентинуа»,- с негодованием восклицает Монтескье.
Не меньший интерес
проявлял Монтескье к материалистической
философии Гоббса. Обращая главное
внимание на учение о естественном
состоянии людей и о
7
общефилософских вопросах, Монтескье превосходил его в постановке и разрешении ряда социологических проблем.
Само собой понятно, что французского просветителя особо интересовали труды прогрессивных философов его родины. На него оказал большое внимание насыщенный фактическим материалом труд Жана Бодена «Шесть книг о государстве», трактующий юридические проблемы. Боден - сторонник религиозной терпимости, частной собственности, компромисса между буржуазными и аристократическими элементами, один из предшественников географической теории Монтескье.
Существует глубокая идейная
связь между Монтескье и
Прекрасно знал Монтескье научные и философские труды таких деятелей французской «Энциклопедии», как Даламбер и Дидро. Даламбер, как и Монтескье, не будучи атеистом, отрицал теологические догматы. С Дидро Монтескье роднит исключительно широкий историко-философский кругозор, способность критически осваивать прогрессивные достижения философской мысли всех времен и народов
8
2.3.Деизм и критика религии
Монтескье не поднялся до прямого отрицания религии. Он был одним из ранних представителей французского деизма, учения, которое хотя и признавало бога в качестве творца вселенной, но вместе с тем утверждало, что бог не вмешивается в дела природы. Деисты выступали в защиту просвещения, отвергали церковную веру в чудеса. На позициях деизма стояли такие выдающиеся представители французского просвещения, как Вольтер и Руссо.
С позиций деизма Монтескье
боролся против схоластики, деизм
был для него орудием пропаганды
свободомыслия и передовых
Монтескье категорически выступает против признаваемого теологами понятия «чуда»; он утверждает, что бог не в состоянии, даже при желании нарушить естественный ход вещей, управлять миром помимо законов, ему присущих. Монтескье приходит к выводу, что природа, будучи созданием бога, уже не может быть уничтожена его усилиями, - существование мира будет бесконечным. Монтескье со всей категоричностью заявляет, что мир лишен разума, и в этой связи осуждает теологию Фомы Аквинского, видевшего в каждом предмете и явлении материальной действительности результат целенаправленной деятельности божества.
Однако, не отрицая бога,
Монтескье немало сделал для критики
религии, и в особенности для
критики католицизма. Здесь главная
заслуга Монтескье в том, что
он не ограничивается критикой духовенства
и церковной организации, но пытается
критиковать религиозное