Философия мировой воли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:44, реферат

Краткое описание

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – немецкий мыслитель, основоположник европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов, прежде всего, рационализму, панлогизму Гегеля. Он известен как один из главных представителей пессимистического направления в философии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………....3
Формирование философии А. Шопенгауэра…………………….4 – 5
«Мир как воля и представление»………………………………....6 – 10
Мир как воля……………………………………………………….11 – 12
Заключение…………………………………………………………13
Список использованной литературы……………………………...14

Файлы: 1 файл

философия реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

     Явления, подобно времени и пространству, простираются в бесконечность, никогда  не позволяют дополнить себя, непрестанно  возникают и исчезают и составляют то течение вещей, которое Гераклит признал сущностью мира. Эмпирический характер мира состоит в бесконечной и полной постепенности, подобно градациям света или гамме тонов; каждая из этих ступеней есть выражение силы, тип или форма сущности, которые во всех отдельных явлениях, будь это бесчисленные проявления одной и той же силы или бесчисленные индивидуумы одного и того же рода, составляют характер, существенное, собственное что, содержание мира: это те формы, которые Платон называл вечными образцами или идеями, а Аристотель вслед за ним схоласты – субстанциальными формами3.

     С исторической точки зрения у А.Шопенгауэра  важны два момента: его пессимизм  и учение о том, что воля выше познания. Его пессимизм дал возможность  людям пристраститься к философии, не убеждая себя в том, что зло  может быть оправдано. В этом отношении, как противоядие, его пессимизм был полезен. С научной точки зрения оптимизм и пессимизм в равной мере вызывают возражения: оптимизм пытается доказать, что Вселенная существует, чтобы доставлять нам удовольствие, а пессимизм – что Вселенная существует, чтобы доставлять нам неприятности.

     Более важным, чем пессимизм, было учение о первичности воли. В той или  иной форме это учение поддерживали многие философы нового и новейшего  времени. Более того, оно обрело популярность и за пределами круга профессиональных философов. И, пропорционально тому, как увеличивалось значение воли, уменьшалось значение познания.

     На  определенной ступени развития в  качестве вспомогательного орудия действия возникает познание и вместе с  ним мир как представление  с присущими ему формами: соотносительными субъектом и объектом, пространством, временем, множественностью и причинностью; мир, который до сих пор был только волей, становится теперь объектом для познающего субъекта, или представлением. 
 
 
 
 
 
 

     4. Мир как воля.

     Теоретический анализ предшествующей философии приводит А.Шопенгауэра к убеждению в  том, что абсолютным первоначалом бытия является мировая воля.

     Воля  универсальна: силы притяжения и отталкивания, механические, электрические, гравитационные и другие силы, действующие на физическом уровне существующего мира; соединение и разъединение молекул вещества в химии – это тоже силы, только так называемые химические силы; жизнь животных подчинена жизненным силам – размножению, обеспечению жизненно необходимым и т.д.

     Воля  – главная сила мира. Воля есть то, что дает всему, что есть в мире силу и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля как воля к мощи (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание),– правит миром , воля, но никак не разум.

     Мир и человек есть формы объективации воли. В мире и в человеке воля показывает себя, раскрывает свою сущность, проявляется. Здесь Шопенгауэр рассуждает в стиле Гегеля: воля полагает себя в свое иное – в мир и человека, где желание и стремление, способность и потребность, тип поведения, стиль общения, образ жизни человека не что иное, как проявление воли – внутренней сущности мира.

     Также как и Гегель, А. Шопенгауэр требует различать:

     а)   то, что является, т.е. воля;

     б)   то, как оно является, т.е. в объективированных формах;

     в)   то, как оно познается, т.е. чувством, рассудком, разумом.

     Шопенгауэр  не противоречит себе, полагая, что  если мы говорим о мире, который  имеет внутреннюю сущность, то в нем мы не найдем ничего кроме воли.

     По  Шопенгауэру, для каждого конкретного акта воли в данное время и в данном месте можно указать мотив, в силу которого этот акт воли должен совершиться. Так почти всегда можно предугадать, как поведет себя в той или иной ситуации человек. Но никогда нельзя объяснить, почему этот человек обладает этим характером, почему он хочет именно это, а не другое, почему из многих мотивов именно этот, а не другой движет его волей. По проявлениям характера можно описать способ действия, можно выявить мотивы поведения, но невозможно объяснить способ действия, поскольку этот способ не определяется ничем внешним. Поэтому, заключает Шопенгауэр, у каждого человека есть непостижимое – это его характер, коренящийся в воле человека.

     Таким образом, сущность нашего бытия –  воля. Чтобы убедиться в этом, достаточно погрузиться в самого себя. Сознание и чувство тела как воли ведут к пониманию универсальности феноменов в разных проявлениях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Заключение.

     Артур Шопенгауэр – последний немецкий философ, который попытался создать  всеобъемлющую систему, способную разрешить основополагающие проблемы бытия, разгадать его тайну. Его недолюбливали современники и потомки, обвиняя его во всех смертных грехах. Он оставил человечеству  аналитическую систему в виде объемного трактата "Мир как воля и представление". Шопенгауэр жаждал "освящения и спасения жизни". Отдельному человеку, а не всей безликой массе должна служить культура, Шопенгауэр утверждал это, как и многие другие истины, исходя из собственного опыта, для него свой собственный опыт был превыше всего.

     Отличительными  чертами творчества А. Шопенгауэра  являются многогранность его представлений, начиная с его взглядов на общие  проблемы бытия и кончая этикой и  эстетикой, большое внимание к проблематике личности, морали и жизни гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Список использованной  литературы:

  1. История философии. Учебник для высш. учеб. заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999, - 576 с.
  2. Фишер К. Артур Шопенгауэр. – СПб.: «Лань», 1999. – 608 с.
  3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход – СПб., 1997. – 480 с.
  4. Бертран Рассел. История западной философии, 2-е изд. исправл., Новосибирск, 1999.
  5. А.В. Перцев. Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева. Серия «Мыслители», выпуск 12. СПб.: Санкт-Петербургскон философское общество, 2002.
  6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 584 с.

Информация о работе Философия мировой воли