Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:02, контрольная работа
В данной работе рассматривается тема «Философия, круг ее проблем и роль в обществе». Философия прошла длительный путь развития, в процессе которого менялась как ее форма, так и ее содержание. И тем не менее, философия всегда оставалась философией, то есть на всем протяжении своего развития, во всех школах, течениях и направлениях она сохраняла свой собственный характер, свою специфику. Философия настолько сложна и многообразна, что дать ей однозначное определение не возможно.
Введение. 3
1. Понятие мировоззрения. 4
2. Исторические типы мировоззрения. 6
2.1. Миф.. 6
2.2. Религия 7
2.3.Философия 8
3. Основной вопрос философии.. 10
4. Философия в системе культуры. 14
5. Функции философии 16
Заключение. 19
Литература.
Однако существуют философы, считающие материю и дух двумя равноправными извечно существующими началами, не порождающими друг друга. Такая «средняя линия» в философии, пытающаяся преодолеть противоположность материализма и идеализма, называется дуализмом. Наиболее известным дуалистом является французский математик и философ Р. Декарт. Некоторые философы утверждают, что число первоначал не ограниченно, что каждая вещь может иметь своё, независимое от других первоначало. Такая позиция называется плюрализмом. Плюралистами, в частности были Г. Лейбниц, Ф. Ницше. Однако плюрализм может в конечном итоге склоняться или к материализму или к идеализму.[2.16]
Вторая, гносеологическая сторона основного вопроса философии относится к анализу процесса познания и может быть сформулирован следующим образом; «В состоянии ли мы адекватно познать окружающий мир?». Тех, кто положительно отвечает на этот вопрос, называют гностиками (познавательными оптимистами), а тех, кто отрицает возможность адекватного познания окружающего мира, называют агностиками (познавательными пессимистами). Итак, агностицизм – учение, отрицающее возможность познания объективного мира. Самыми известными агностиками были Д. Юм и И. Кант. Среднюю позицию между гностицизмом и агностицизмом занимает скептицизм, его представители (скептики) напрямую не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в этом, равно как и в существовании внешней реальности вообще.
Соотношение между решением, предлагаемым в рамках онтологической и гносеологической стороны основного философии, достаточно сложно и может быть внутренне противоречиво. Как правило, материалисты и объективные идеалисты считают, что познание мира возможно, а субъективные идеалисты имеют тенденцию к агностическим и скептическим выводам. Аргументация, приводимая в пользу познаваемости мира материалистами и субъективными идеалистами, существенно различается. Как правило, материалисты утверждают, что свидетельством возможности истинного познания мира является успех человеческой деятельности, опирающейся на подобное познание. Если бы у людей не было истинного знание об окружающей действительности, то они не смогли бы создать даже простейшие орудия труда, не говоря уже о сложнейших механизмах и приборах. Да и выживание животных видов свидетельствует, что у их представителей есть адекватные знания об окружающем мире. Объективные идеалисты, не отрицая возможности познания окружающего мира, считают, что подобное познание становится возможным лишь благодаря связи человеческого сознания с высшим, первоначалом всего сущего, с божественным разумом. Объективные идеалисты защищают теорию наличия врождённого, априорного знания (нативизм), которое своим существованием обязано воздействию верховного начала. Нам нужно не столько получить знание из контакта с внешней реальности, сколько припомнить его (теория анамнезиса у Платона) или вывести из немногих данных Богом идей (Августин, Декарт). [2.17] С точки зрения объективных идеалистов, лишь постоянный контакт с высшим идеальным началом обеспечивает истинное познание. Агностики утверждают, что мы можем познавать лишь то, что породило наше сознание (чувства, мыслительные конструкты); о реальности, выходящей за пределы сознания, мы можем строить лишь вероятностные, гипотетические положения, которые никогда полностью подтверждены не будут.
4. Философия в системе культуры
Значение философии в системе культуры является следствием ее функций. Это можно проследить через выявление взаимоотношения философии с такими сферами культуры как наука, политика, искусство, религия.
Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. [1.59] Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина.
Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал.
Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. [1.65] Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.
Философия и политика. И философия и политика выступают не только сферами духовной жизни общества, но и имеют стремление к активному переустройству общественной жизни. Различие между ними состоит в том, что философия в ее морально-нравственном и социально-философском аспекте является сферой выработки общих стратегических задач для политики. Мир политики в сравнении с философскими проблемами предстает как мир динамично изменяющийся и радикально пересматривающий общечеловеческие ценности. Сохранение последних – в этой связи и является задачей философии. Другой вопрос – насколько представители искусства, политики, науки готов обращаться к представителям философии.
Философия как форма общественного сознания существует несколько тысячелетий. Вряд ли её существование продолжалось бы столь длительное время, если бы философия не была полезна человечеству, не удовлетворяла бы определённые потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия могла бы сыграть в жизни конкретного человека, в существовании общностей людей различного уровня и всего человечества в целом. Выделим наиболее важные функции философии:
1) Мировоззренческая функция. Эту функцию философии можно считать важнейшей. Выполняя мировоззренческую функцию, философия содействует выработке и корректировке мировоззрения. Часто, усваивая философию, человек приобретает ярко выраженное философское мировоззрение, характеризующееся системностью и теоретизированностью, стремлением осмыслить мироздание в целом. Но даже, если преобладающим у человека остаётся религиозное или научное мировоззрение, знакомство с философией существенно изменяет это мировоззрение, позволяя существенно обогатить его, представив всё многообразие подходов к решению мировоззренческих проблем. В мировоззренческой функции можно выделить сильно выраженную гуманистическую направленность. Философия обращается к лучшему в человеческом существе и всячески стремится в ещё большей степени возвысить человека, заставить его преодолеть свою ограниченность. [2.23] Философия с помощью мировоззренческой функции может воспитывать человека, формируя определённые качества характера и призывая воздерживаться от поступков, признаваемых дурными или неподобающими. Недаром Марк Туллий Цицерон называл философию «возделыванием души», которая без соответствующего ухода за ней не даст должных всходов. В отношении общества философия, формируя мировоззрение, может выступать в роли социального критика, подвергающего рассмотрению существующие общественные институты и традиции, предлагая устранить те из них, которые не соответствуют высоким требованиям философии.
2) Аксиологическая (ценностная) функция состоит в формировании определённой системы ценностей. Этой системой ценностей во многом определяется поведение человека и его жизненная стратегия. Аксиологическая функция философии позволяет человеку составить представление о сути красоты, блага, справедливости, истины как важнейших и социально значимых ценностей.
3) Практическая функция философии состоит в том, что философия может оказать человеку содействие в свершении действий, помочь в решении запутанных жизненных проблем. Стоит отметить, что люди, как правило, не обращаются к философии в счастливые периоды своей жизни, когда они не испытывают никаких затруднений. Однако как только возникают проблемы, которые человек не может решить сразу, тогда многие испытывают настоятельную потребность в философских (или религиозных) доводах, которые помогли бы оправдать определённые действия человека. Философия может вдохновлять человека на действие или путём своеобразного утешения примирять с несовершенством действительности, благодаря чему люди менее остро переживают испытания (так наз. терапевтическая функция философии). Практическая функция философии оказывается задействованной в основном тогда, когда человек оказывается в «пограничной ситуации» и ему необходимо сделать выбор в своём отношении к действительности, а затем реализовать этот выбор в действии. Особенно серьёзным является выбор человека поставленного в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью.
4) Познавательная функция философии заключается в том, что философия содействует познанию окружающего мира и самопознанию человека. Философия изучает всеобщее в системе отношений «мир – человек». В своей познавательной деятельности философия активно взаимодействует с частными науками естественного и социально-гуманитарного цикла. Однако, если частные науки изучают лишь определённые сегменты реальности (химия – превращение веществ, астрономия – небесные явления, социология – общество), то философия обращает внимание на то, что проявляется во всех сферах бытия, придавая целостность и единство мирозданию. Так, категории пространства и времени, движения и пр. применяются в каждой научной дисциплине, но дать ответ на вопрос о том, что собой представляют пространство, время, движение и пр. призвана только философия. Философия играет значительную роль в создании условий для синтеза отдельных научных дисциплин или их плодотворной совместной деятельности. Игнорирование вклада философии в познавательную деятельность, лишает науку глубинного мировоззренческого измерения и не сказывается положительно на достижениях учёных.
5)Методологическая функция философии состоит в том, что философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира. Методом называется совокупность приёмов и операций теоретического или практического познания действительности.[2.24] Философия взаимодействует с наукой в разработке научной методологии познания мира. Не случайно гносеология нацелена выработку путей и средств достижения истинного знания. Философы, особенно это заметно начиная с 17 в., участвовали в разработке и теоретическом обосновании таких операций как индукция и дедукция, анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, аналогия, моделирование и пр. Важную роль философия играет, выполняя эвристическую функцию, помогая свершению научных открытий и технических изобретений.
Итак, в конце работы, подведем итоги. Философия является областью знания, чувствования, видения и понимания мира. Она довольно разнообразна, включает в себя множество наук, с другими науками она тесно связана.
В ходе работы мною был определен предмет философии – это соотношение «человек – мир», «мир – человек», т.е. это отношение человека к миру, окружающей среде в целом, а также отношение этой же среды (мира) к человеку.
Я считаю, что философия играет важную роль в обществе. Она объясняет человеку неизведанное, дает ответы на «вечные» вопросы. «В чем смысл жизни?» - порой каждый задает его себе. Философия заставляет человека задуматься о его значении в обществе, а также она, т.е. философия способствует развитию и становлению человека, как личности.
Выполняя ряд функций (познавательную, аксиологическая методологическая, мировоззренческую, , и др.) философия решает те или иные проблемы, выдвигая гипотезы, идеи и теории. Каждая функция играет свою роль. Мировоззренческая функция формирует у человека определенные взгляды на мир, образуя целостную картину мира. Аксиологическая функция философии позволяет человеку составить представление о сути красоты, блага, справедливости, истины как важнейших и социально значимых ценностей. Методологическая функция философии состоит в том, что философия активно участвует в формировании методологии познания окружающего мира. Практическая функция философии оказывается задействованной в основном тогда, когда человек оказывается в «пограничной ситуации» и ему необходимо сделать выбор в своём отношении к действительности, а затем реализовать этот выбор в действии.
Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе