Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается тема «Философия, круг ее проблем и роль в обществе». Философия прошла длительный путь развития, в процессе которого менялась как ее форма, так и ее содержание. И тем не менее, философия всегда оставалась философией, то есть на всем протяжении своего развития, во всех школах, течениях и направлениях она сохраняла свой собственный характер, свою специфику. Философия настолько сложна и многообразна, что дать ей однозначное определение не возможно.

Оглавление

Введение. 3
1. Понятие мировоззрения. 4
2. Исторические типы мировоззрения. 6
2.1. Миф.. 6
2.2. Религия 7
2.3.Философия 8
3. Основной вопрос философии.. 10
4. Философия в системе культуры. 14
5. Функции философии 16
Заключение. 19
Литература.

Файлы: 1 файл

на сайт.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 


 


              

 

 

 

 

           Кафедра общественных наук

                 Тема: Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

         

                         

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

                                                                               Контрольная работа

                                                                                            по философии

                                                                                                   

                                                                             

                                                                 

                                                                                                

                                                                  

                                                                              Проверил:

 

 

 

 

 

 

                                               2013

 

 

Содержание:

Введение.  3

1. Понятие мировоззрения. 4

2. Исторические типы мировоззрения. 6

      2.1. Миф.. 6

      2.2. Религия 7

      2.3.Философия 8

3. Основной вопрос философии.. 10

4. Философия в системе культуры. 14

5. Функции философии 16

Заключение. 19

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

     В данной работе рассматривается тема «Философия, круг ее проблем и роль в обществе». Философия прошла длительный путь развития, в процессе которого менялась как ее форма, так и ее содержание. И тем не менее, философия всегда оставалась философией, то есть на всем протяжении своего развития, во всех школах, течениях и направлениях она сохраняла свой собственный характер, свою специфику. Философия настолько сложна и многообразна, что дать ей однозначное определение не возможно.

     Справедливо считал Гегель, что как бы не различались философские системы, все они остаются философскими системами. Современная философия является продуктом длительного многовекового развития.

     Философия зародилась в связи с культурным переворотом еще в Древней Греции VIII-V в.в. до н.э. и явилась его составным элементом. Древнегреческая философия сразу же выступила как рациональная, теоретическая система, основанная на имеющихся в то время конкретных знаниях о природе и человеке, обществе. [3.10]

     Сила и значение философии не столько в чисто логической доказательности, сколько в глубине ее положений, в способности ставить новые проблемы, достигать лучшего понимания важных сторон человеческого бытия и человеческой деятельности, наконец, в способности быть источником и стимулом дальнейшего движения философской мысли и методологическим средством научного познания и практико-преобразовательной деятельности.

     Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть понятие мировоззрения и его исторические типы, а также какое место занимает философия в системе культуры, ее основной вопрос и основные функции.                              

                                 1. Понятие мировоззрения

     Всякая философия является мировоззрением, т. е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д [2.14]

      Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде. Мировоззренческими являются такие вопросы как – когда и кем был создан мир, по каким законам развивается, можно ли эти законы предсказать или все случайно, существует ли мир вечно или был создан Богом? Также к мировоззренческим принято относить и вопросы, связанные с жизнью человека – смертен или бессмертен человек, в чем смысл жизни, как узнать о собственном предназначении?

      Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

     Само мировоззрение появилось гораздо раньше попыток его осмысления. Возникнув несколько десятков тысячелетий назад мировоззренческие вопросы явились потребностью первобытного человека объяснить явления окружающей природы и существование человека как особой ее части, осознающей это.

     В современной литературе мировоззрение рассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры.

 

 

 

 

                    2. Исторические типы мировоззрения

     2.1 Миф

     Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

     Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества.[3.8] Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев - с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.      Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

 

     2.2 Религия

     Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства.[3.8] Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию - оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов  и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало - созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.

 

     2.3 Философия

      Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем - философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. [3.10] Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             3. Основной вопрос философии

     Несмотря на предложенное философами многообразие вариантов вопросов, которые можно считать основными вопросами философии, традиционно считается, что основной вопрос философии заключается в проблеме соотношения бытия и мышления. Такая формулировка основного вопроса философии была предложена немецким философом-марксистом Ф. Энгельсом в конце 19 в. Такая постановка основного вопроса философии подразумевает, что существует сознание человека (сфера чувств и мышления - идеального) и материальная реальность. Вопрос заключается в соотношении между этими частями бытия. Принято выделять две стороны основного вопроса философии в соответствии с проблематикой главных философских дисциплин. Можно говорить об онтологической и гносеологической стороне основного вопроса философии.

     Онтологическая сторона основного вопроса философии касается соотношения двух различных видов бытия: материального (например, окружающих нас вещественных объектов) и идеального (понятия, числа, ощущения). При признании одной из разновидностей бытия главной, первичной другая будет считаться вторичной производной, зависимой от той, которая объявлена главной. Соответственно, философы делятся на два направления – материалистов, признающих первичную реальность материи, и идеалистов, утверждающих первичную реальность идеального бытия и производность, вторичность всего материального. Между этими направлениями (материализмом и идеализмом) и происходят главные дискуссии во всё время существования философии. Итак, материализм признаёт первичность материи и производность от неё всего идеального. Материя существовала изначально, в то время как идеальное появилось по меркам существования мироздания относительно недавно. Идеальное рассматривается как итог длительного развития материи, дошедшей до своей высокоорганизованной стадии, когда материя стала способной создавать образы (психика животных), а затем абстрактные понятия и прочие мыслительные конструкты (сознание человека). Признаётся, что материальное может существовать без идеального, но невозможно бытие идеального без материальной основы. Отметим, что материализм тесно связан с развитием науки и формы материалистической философии изменяются в зависимости от глубины научного познания окружающего мира. [3.13]

     Противоположностью материализма являются различные разновидности идеализма. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального бытием. Считается, что духовное первоначало является вечным, а материя появляется на одном из этапов развития, совершенствования этого идеального первоначала. Материя рассматривается как инобытие (бытие в другой, превращённой форме) первичного духовного начала.[3.13] Всё мироздание объявляется отражением или результатом деятельности идеального первоначала. Однако когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм. Материализм, субъективный и объективный идеализм являются разновидностями монизма, учения признающего наличие единственного первоначала мироздания.

Информация о работе Философия, круг ее проблем и роль в обществе